Учитель, начиная с 8 кл., учит школьников давать общие характеристики книгам, оценивать их содержание и форму, размышлять по поводу проблем, затронутых в прочитанном произведении т.е. проводит уроки развития речи, знакомя с жанрами: отзывом, рецензией и др. В связи с проводимым в стране Е Г Э перед учителем встала задача: научить правильно писать сочинение-рассуждение разных жанров. Чтобы научить учащихся, учитель сам должен уметь спланировать и провести уроки знакомства с названными жанрами, подобрать интересный дидактический материал, предложить школьникам нетрадиционные исследовательские задания. Цель нашей работы-предоставить учителю и апробировать на практике дидактический материал для проведения уроков развития речи. Для начала работы с учащимися целесообразен методический путь 1 этапа - изучение всего теоретического материала (табл. 1) “Жанровая специфика в произведении”. Эта таблица поможет учащимся в разграничении жанровой специфики произведении.
Таблица 1. “Жанровая специфика произведений”
Жанр (критерии) | Отзыв | Рецензия | Эссе |
Дефиниция (определение ) |
Эмоциональная оценка личностного восприятия | Разбор, оценка | Художественный очерк |
Отнесенность жанра |
Библиография | Жанр критики | Художественная проза |
Композиция |
Свободная: (впечатления с обоснованием) что вызвало это чувство, переживание; выходные данные кому адресовано, его жанр, главное действующее лицо. | Строгая | Свободная (текст выстраивается как новое субъективное мнение о чем-либо в форме заметки, впечатлений, соображений). |
Язык |
Эмоционально окрашенная
лексика с использованием выразительных средств
языка
|
Оценочная лексика с использованием профессионализмов и терминов. Демонстрация компетенции автора | Образность, афористичность, парадоксальность, установка на разговорную речь. |
Цель |
Обмен впечатлениям, выражениями, отношениями к тексту. | Рациональное, логическое и эмоциональное воздействие на читателя с целью сделать своими единомышленниками, призвать к активному действию. | Выражение личности автора текста с размышлениями, с ассоциативными и коннотативными соображениями. |
Следующий этап - работа над
лексическими средствами,
которые помогают созданию текста.
Таблица 2. “Передача информативного содержания текста при помощи его описания с включением оценки”.
Примеры: Выражение наличия информации в авторском тексте | Автор анализирует, доказывает причину этого, видит том, что критически относится (к чему?) |
Описание авторского текста | Ценные сведения, убедительные доказательства. |
Выражение уверенности | Убежден, уверен |
Выражение согласия | Одобрять, разделять точку зрения. |
Таблицы 1- 2 взяты из книги: “Практическое пособие по развитию речи” М. 1983 ответственный редактор Добровольская.
Так как с жанровой спецификой произведений учащиеся познакомлены, лексические средства связи им предложены и у детей появился некоторый опыт в разграничении жанров сочинения-рассуждения, предлагаем тексты по работе различения жанровых произведений.
Сочинение-рассуждение в жанре эссе по притче Н. Соколовой “Рябинка”. Прочитав текст о рябинке автора Соколовой, я четко и ясно поняла, что автор поднимает проблемы экологии, милосердия к окружающему миру. Иносказательный смысл текста помогает разграничить добро и зло. Учит нравственным нормам. Проблема добра и зла, поднятая автором, актуальна во все времена. В тексте говорится о рябинке, которая выросла при дороге случайно, незаконно, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой. Но когда наступил август, рябинка совершенно преобразилась, созревшие ягоды пылали как костер, и она согнулась под тяжестью кистей. Хороша была рябинка и в солнечный, и в дождливый день. Стояла и радовала красавица окружающих, пока добрые люди не приняли участия в ее судьбе: и девочка, и усатый дядька, и туристы, и влюбленный человек. Каждый из них унес кусочек ее красоты, желая порадовать близких и родных. А хозяйственник, приехав и увидев ее, сказал:"Убрать. Срубить. Весь вид портит!". И срубили рябинку. Передо мной в один миг промелькнула ее короткая жизнь, оставив в душе неизгладимый след. Эта история учит нас по-новому смотреть на жизнь, на Добро и Зло (хотя “учат” не совсем точное слово, они просто помогают нам понять).
Отзыв о прочитанной статье
Мне интересно было прочесть статью Д. Гранина “Все, о Люцилий, не наше”, поскольку раньше я не была знакома с автором в качестве публициста. На первый взгляд может показаться, что речь в статье идет о дефиците времени, о том, что даже технический прогресс не решил этой проблемы. Но, внимательнее прочитав статью, я заметила, что автор обеспокоен не столько самой нехваткой времени, сколько тем, что в суете буден человек не замечает самого главного, того, ради чего он живет. Статья адресована не только деловому человеку, жизнь которого проносится в беготне и суете, но и школьнику, студенту, старику. И у самого автора та же проблема. Вот он сокрушается: “Не достает времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев”. Современный человек лишен главной своей привилегии, которая отличает его от всего живущего на земле, - привилегии думать. На самом деле, время не стало бежать быстрее, это мы все спешим куда-то, лишая себя радости общения с детьми, природой, с самим собой. Душевная нерастраченность - вот главный дефицит современного человека. "Остановись, прислушайся к себе, сумей увидеть главное, не торопись, ведь бег ведет к опустошению души"- вот то главное, что хочет сказать нам Д. Гранин.
Рассказ “Пещера” - необычайное произведение русской литературы. С первых же строк погружаешься в обстановку каменного века: “Ледники, мамонты, пустыни. Ночные, черные. Чем-то похожие на дома, скалы; в скалах пещеры. И неизвестно, кто трубит ночью на каменной тропинке между скал и, вынюхивая тропинку, раздувает белую снежную пыль, может быть, могучий гигант, может быть, ветер; а может быть - ветер и есть ледяной рев какого-то мохнатого чудовища. Одно ясно: зима...”. Но уже следующий эпизод возвращает читателя в сегодняшнее время. В данном рассказе писатель, так или иначе, касается “больных” сторон революционной и послереволюционной действительности. Замятин описывает лишь самые существенные вещи, предметы, а не дает детального изображения. Особое место он уделяет печке, уподобляя ее пещерному богу, олицетворяя ее. Кажется, что ржавая “буржуйка” живет собственной жизнью: “Чугунный бог еще гудел”, “ Пещерный бог затихал, съеживался, затих, чуть потрескивает”, “Но пещерный бог набил брюхо с самого утра, милостиво загудел”, “Пещерный бог змеино шипел”, “Равнодушно задремывает чугунный бог”.
В ходе рассказа главный герой вступает в конфликт с самим собой - его душа как будто раскалывается на две части: “И на черте, отмеченной чуть приметным пунктирным дыханием, схватились насмерть два Мартина Мартиныча: “тот давний, со Скрябиным, какой знал: нельзя, - и новый, пещерный, какой знал: нужно...”. И в итоге все-таки побеждает пещерный человек, погибают духовные ценности Мартина Мартиныча. Необыкновенное впечатление производит речь героев произведения. Наиболее своеобразна она у Мартина Мартиныча, ее главные качества - это обрывистость, неполнота, недосказанность. Многие в рассказе автор не объясняет, видимо, рассчитывая на чуткость самого читателя. Замятин глубоко сопереживает своим героям. Евгений Иванович повествует очень динамично и лаконично. Герои оказываются замкнутыми в небольшом пространстве, и постепенно оно сужается, в конце концов “раздавливая” их. Конец рассказа трагичен, хоть смерть героев и остается за его пределами. “Теперь... Иди, погуляй немного. Там, кажется, луна - моя луна: помнишь? Не забудь, возьми ключ, а то захлопнешь, а открыть - ... Нет, там луны не было. Низкие, темные глухие облака-своды, и все - одна огромная, тихая пещера”. Вместе с героями умирает и эпоха с ее укладами и нравственными понятиями.
Работа по типовому плану над сочинением-рассуждением в жанре рецензии
1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст.
2. Укажите, когда и где вышла книга, ее адресат.
3. Как книга вами читалась.
4. Укажите тему книги, ее главную мысль, как автор раскрывает их в этом произведении.
5. Кто действующие лица, отношение к ним автора. Какое отношение они вызывают у читателя.
6. В чем художественное своеобразие книги, языка произведения, какими средствами автор достигает выразительности?
7. Ваша общая оценка прочитанного текста.
8. Что, по вашему мнению, написано хорошо, а что, может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно; что излишнее детализировано, а что недостаточно широко раскрыто.
9. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте пересказом содержание.
10. Хотя бы в самой краткой форме отразите и содержание книги, о чем в ней рассказывается, иначе все ваши оценки и рассуждения окажутся непонятными.
Следующим этапом работы является предупреждение стилистических ошибок в рецензиях.
Например: Текст “Зачем нужна литература в школе”.
Выполнение задания 31-44 (стр. 68-70).
Текст “сила воли есть один из главнейших признаков гения, есть его мерка”.
Выполнить задания 1-15 ( стр. 55-58). (“Русский язык”, учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену, 2003 г.)
Какими ресурсами обладает учебник
русского языка
А. И. Власенкова Л М. Рыбченковой?
В учебном пособии основное внимание уделяется важнейшей единице речи - тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам. В книге даются теоретические сведения и разработана система упражнений. При анализе фрагментов из произведений художественной литературы показана роль фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических средств языка в создании художественного образа. Приводятся задания по составлению собственных текстов.
Это пособие является еще одним из ресурсов по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Завершающим этапом над сочинением-рецензией является предложенное дифференцированное домашнее задание
Предлагаем дифференцированные задания:
1. Напишите рецензию на книгу (автор и произведение даны).
2. Напишите рецензию на интересную для вас книгу.
3. Напишите рецензию на книгу, которая не понравилась.
4. Найдите в журнале или газете рецензию на книгу (спектакль, фильм) и укажите в ней все элементы рецензии.
Соблюдены ли принципы рецензирования? Ваше отношение к рецензируемому произведению.
Беря во внимание все ранее сказанное и предложенное надеемся, что учащиеся научатся:
- анализировать предложенные учителем разножанровые тексты;
-создавать собственные тексты, анализировать созданные тексты,
что и являлось целью создателей статьи в момент подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.