Цели:
- знать, что звонкий согласный может заменяться парным ему глухим согласным и наоборот;
- уметь правильно написать слово с согласным в корне слова;
- закрепление: звуки и буквы, алфавит.
Оборудование: круг-сигнал, карточки со скороговорками.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент: взаимопроверка тетрадей с домашним заданием.
2. Повторение пройденного: блиц-опрос.
1. В алфавите 33 буквы?
2. Согласных букв 21?
3. Буквы мы видим и пишем?
4. Эль- это звук?
5. Согласных звуков 10?
6. Буква жэ 4 по счету?
7. ( т ) - это буква?
8. (ч) - всегда мягкий?
9. Звуки мы слышим и произносим?
10.( ль),( м), (н)- звонкие согласные?
11.Буквы всегда пишем так, как слышим?
(Взаимопроверка тетрадей, я читаю ответ, дети проверяют).
3. Подведение к новой теме.
- Почему вы не согласны с последним вопросом?
- Прочитайте стихотворение на доске:
- Что тут такое, сама не пойму. Помогите-ка разобраться. (Ответы детей).
- А почему их надо проверять? (Потому, что они пишутся не так, как слышатся).
- Верно, ребята. Кто же из вас догадался, какова тема нашего урока?
(Сообщение темы и цели урока).
(Работа с кругом-сигналом, показали, какую будем писать букву, подобрали проверочное слово, записали в тетрадь.)
4. Работа с учебником. (стр. 119)
- Прочитайте внимательно задание, отыщите проверочное слово.
Выполнение с комментированием.
Вывод: парные согласные обязательно нужно проверять.
Парные согласные
Очень уж опасные
Б ,В ,Г ,Д ,З, Ж,
П, Ф, К, Т, С ,Ш,
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй:
Уж- ужи, труд-труды
Еж- ежи, мост-мосты.
А теперь минутка для веселой шутки. Что здесь написано?
Физ.минутка:
Поскачите, попляшите,
Сядьте тихо, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь.
Потянитесь и согнитесь.
Сядьте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь.
5. Но не всегда бывает так, что звонкие согласные звучат глухо, а бывает и наоборот, глухие звучат звонко. (стр 119)
д
молотить- молотьба
з
косить- косьба
з
собрать- сбор
- Прочитайте правило, запомните его.
Из упражнения 278 ч.2 выпишите парами слова по заданию:
Рекордный- рекорд
6. Скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова.
Купил кипу пик.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Прочитайте скороговорки, найдите согласные звуки, которые несколько раз повторяются.
Как вы думаете, почему? Подчеркните повторяющиеся согласные.
Научитесь быстро говорить скороговорку.
7. Итог урока.
Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй
Парные согласные
Самые опасные
Стог- стога. Гриб- грибок
Вот и кончился урок.
8. Оценки.