Цели урока:
- отработка умений отличать производные предлоги от синонимичных частей речи;
- правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с предлогами;
- правильно использовать в речи деепричастные обороты.
I. Сообщение темы урока
- Тема нашего сегодняшнего урока – обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и существительными с предлогами.
II. Повторение правописания предлогов
1. Работа с таблицей.
- Но сначала посмотрите на доску и скажите, какие части речи написаны на доске?
- Можете ли вы вне контекста ответить на этот вопрос? (Нет)
Доска:
Таблица №1
В течени… | (В)следстви… | (Не)смотря |
В продолжени… | (В)виду | (Не)взирая |
В заключени… | (В)роде | Благодаря |
В отличи… | (На)счет | |
(На)встречу |
-Конечно, вы не можете ответить на этот вопрос вне контекста. Тогда подберите слова так, чтобы было понятно, что это предлоги.
-Впишите эти слова в таблицу №1.
-Как называются такие предлоги? (Производные)
- Почему? (Так как произведены от самостоятельных частей речи).
-Впишите в вашу таблицу, от каких частей речи образованны данные производные предлоги.
- В чем особенность написания предлогов в первом столбике? (На конце пишется е, в отличие от синонимичных существительных, у которых в форме род., дат., предл. падежей пишется в окончании и )
- В чем особенность написания предлогов во втором столбике? (Пишутся слитно, также как предлоги несмотря на и невзирая на)
-Как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи? (Производные предлоги можно заменить другим предлогом, между предлогом и существительным можно вставить прилагательное или поставить вопрос, например:
Выйти навстречу гостям
выйти на (дружескую) встречу с друзьями
Выйти (навстречу кому?) навстречу гостям
выйти (куда?) навстречу
Выйти навстречу (долгожданным) гостям
Выйти навстречу (к) гостям
Производные предлоги, образованные от |
||
---|---|---|
существительных с предлогами |
деепричастий |
|
раздельно |
слитно |
слитно |
В течение всего года (когда?) | Вследствие ошибки = из-за | Несмотря на привилегии (= хотя) вопреки чему? |
В продолжение месяца (когда? | Ввиду дождя = из-за | Невзирая на ливень (= хотя) вопреки чему? |
В заключение статьи = под конец, в итоге | Вроде плота (наподобие) | Благодаря труду (= из-за) чему? |
В отличие от других | Насчет экскурсии (= об) | |
Навстречу другу (= к) |
II. Анализ предложений с использованием таблицы №2
- Внимательно изучите таблицу №2
- Найдите в предложениях обстоятельства и объясните пунктуацию при них, пользуясь таблицей. Выделите грамматические основы предложений, составьте схемы предложений
Обособление обстоятельств, выраженных |
|||
---|---|---|---|
деепричастиями |
Существительными с предлогами |
||
Обособляются |
Не обособляются |
Обособляются |
Не обособляются |
1.Деепричастия с зависимыми словами,
а также два или несколько деепричастий, относящихся
к одному глаголу. От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки. |
3.Деепричастия в зависимыми словами, превратившиеся
в устойчивые обороты речи, ставшие цельными
выражениями (обычно они стоят после глагола, к
которому относятся: спустя рукава, засучив
рукава, сломя голову, не переводя дыхания и т. п.): Будем работать засучив рукава (дружно, упорно) Но: Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки. |
10.Существительные с предлогом несмотря
на: На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать. |
14.Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с предлогами не является обязательным. |
2.Одиночные деепричастия, если они не
имеют значения наречия (обычно они стоят впереди
глагола): Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега. |
4.Одиночные деепричастия, имеющие
значение простого наречия, выступающие в роли
обстоятельства образа действия (обычно стоят
после глагола: Яков шел не торопясь. (медленно) |
11.Чаще всего обстоятельства причины с предлогами благодаря, согласно, ввиду, вследствие, или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др. | |
5.Деепричастия в зависимыми словами, тесно
по смыслу сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голову. |
12.Обстоятельства условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др. | ||
6.Группы однородных членов, состоящие
из наречия и деепричастия: Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь. |
13.Обстоятельства уступки с предлогом вопреки | ||
7.Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения: Направо была дверь, пройдя которую можно было попасть в коридор, ведущий на сцену. | |||
8.Оборот со словами исходя из (в значении на основании), смотря по (в значении “в соответствии с чем-либо”): Будем действовать смотря по обстоятельствам. | |||
9.Если перед деепричастным оборотом
стоит усилительная частица и: Можно уйти и не дожидаясь ответа. |
1. Один из монахов оставил мальчика в монастыре
и, вылечив, стал готовить к принятию монашества.
Комментарий: одиночное деепричастие
обособляется, т.к. имеет значение
дополнительного действия и стоит впереди
глагола.
2. Он начал приносить книги и старался читать их
незаметно, а прочитав, куда-то прятал.
Комментарий: деепричастную конструкцию
невозможно оторвать от союза, изъять из
предложения или переставить с другое место без
разрушения структуры предложения.
3. Возникает впечатление, что, описывая в статье
жанр малой эпопеи, Гоголь во многом анализировал
главное произведение своей жизни.
Комментарий: деепричастный оборот, стоящий
после подчинительного союза отделяется от него
запятой.
4. Герой не задумываясь принимает решение
устроиться работать не строительстве плотины,
из-за которой и будет затоплен остров.
Комментарий: одиночное деепричастие тесно
сливается по смыслу с глаголом, можем заменить
наречием “быстро”
5. Солдаты слушали Василия Теркина затаив
дыхание. [— =]
Комментарий: деепричастный оборот превратился
в устойчивое словосочетание.
6. Обломов, по причине воспитания с мамушками и
нянюшками, превратился в безвольного,
неспособного к труду человека.
Комментарий: обстоятельство выражено именем
существительным с предложным сочетанием по
причине, которые чаще обособляются.
7. Себе и Ленскому не беду Онегин снова посетил
Лариных по случаю бала в день именин Татьяны.
Комментарий: в конце предложения слова
логически больше выделяются, и это затрудняет их
отрыв от остальной части предложения.
8. Фамусов подписывает бумаги даже не читая их.
9. Понтий Пилат, несмотря на все свои старания,
не может сохранить душевное равновесие в
словесной дуэли с Иешуа.
Комментарий: обстоятельства, выраженные
существительным с предлогом несмотря на,
обособляются.
10. Можно прожить и не хвастая умом, без этих
разговоров.
Комментарий: одиночное деепричастие не
отделяется запятой от и, так как это усилительная
частица.
2. Упражнение №373 (1, 5, 6-е
предложения)
(учебник Греков В.Ф., Крючков С.Е. , Чешко Л.А.)
-Перепишите, расставляя знаки препинания. Обособленные члены предложения подчеркните. Составьте схемы предложения, дайте характеристику предложения.
(3 человека чертят на доске схемы, дают характеристику предложениям)
- Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией.
- На второй день буря усилилась. Клубясь, ниже опускались рваные тучи, громоздились неуклюжими пластами, вдали тяжело наваливались на море и суживали горизонт темные, как соломенный дым; вскипая, пенясь громадными буграми, катились волны по необъятному простору, со свистом и воем проносились вихрем, поднимая каскады перламутровых брызг.
- По ночам, несмотря на звездное небо, сырая тьма ложилась на заштилевшее море, иногда возникали туманы.
II. Работа над языковыми нормами
- А сейчас мы рассмотрим ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и деепричастиями.
Это очень распространенное явление, несмотря на четкость и простоту основного правила: у действия, названного с помощью деепричастия, и действия, названного с помощью сказуемого, должен быть один и тот же исполнитель. Он является подлежащим этого предложения (в односоставном определенно-личном или неопределенно-личном предложении это лицо косвенно выражено в форме сказуемого, в безличном оно подразумевается).
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Объясните свой ответ.
Путешествуя на велосипеде,
- развиваются мышцы ног и спины.
- требуется немалая выносливость.
- вы получаете большое удовольствие.
- у меня сломалась фара.
Выбрав пьесу,
- началась распределение ролей.
- оказалось, что там слишком много ролей.
- была назначена первая репетиция.
- мы немедленно начали репетировать.
Услышав длинный гудок,
- только после этого можно набрать номер.
- наберите номер абонента.
- набирается номер абонента.
- значит, линия свободна.
IV. Самостоятельная работа учащихся
- Запишите предложения под диктовку в тетрадях.
- Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения.
Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна не небо, на птиц, на аллеи, читал все, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю.
(А. П. Чехов)
V. Итоги урока. Домашнее задание
- Итак, сегодня на уроке мы вспомнили, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и существительными с предлогами, и повторили правописание производных предлогов.
Домашнее задание: найти в произведениях художественной литературы 10 предложений с обособленными обстоятельствами и 10 предложений с необособленными обстоятельствами.