В 2003-04 учебном году я вела уроки в 6-б, 9-а и 9-б классах.
Программный материал в этих классах пройден полностью. Отставаний по программе нет.
В течение учебного года продолжала работать над темой по самообразованию: “Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе”.
При этом я поставила перед собой такие цели:
Совершенствовать методы работы по развитию речи учащихся, развивать их творческое воображение, логическое мышление, внимание, память.
Формировать коммуникативно-речевые умения и навыки учащихся осознанным путем с опорой на теоретические данные, что позволит учащимся на более высоком уровне овладеть русским языком как важнейшим средством человеческого общения.
В связи с этим я спланировала свою работу по самообразованию в 2-х направлениях:
- изучение теоретических основ обучения связной речи;
- апробирование полученных знаний и накопление практического материала по данной теме.
Работая по этой теме, я старалась привить интерес к изучению русского языка, применяя оптимальные формы и методы обучения, соответствующие уровню подготовленности данного конкретного класса.
В результате этой работы качество знаний по русскому языку к концу учебного года у некоторых учащихся повысился. Они стали заметно лучше писать; стали меньше допускать ошибок на изучаемые правила: правильно делают звуко-буквенный анализ, разбор слов по составу, морфологический разбор частей речи; правильно находят главные и второстепенные члены предложения, определяют падежи имен прилагательных, спрягают глаголы, правильно ставят знаки препинания при однородных членах предложения, обращениях, прямой речи…
С целью успешной реализации темы по самообразованию особое место на уроках выделяю развитию связной устной и письменной речи.
С этой целью систематически провожу различные творческие задания и упражнения коррекционного характера.
Например, для развития логического мышления провожу разнообразные задания на развитие логики учащихся, умение сравнивать, анализировать, находить главное, существенное, обобщать, делать собственные выводы:
Работа с деформированным текстом.
Тестовые задания (умение учащихся применять свои знания в стандартных учебных ситуациях).
Творческие задания:
а) вставить в предложения нужные по смыслу слова;
б) описать какой-либо предмет, животное …
в) составить предложение по данной схеме:
О, . - = , когда -=. А: “П!”
г) из 2-х простых предложений составить одно сложное, используя подходящие по смыслу союзы;
д) дополнить предложения однородными членами.
Стараюсь развивать на уроках различные виды памяти учащихся: зрительную, слуховую. С этой целью провожу:
а) зрительные диктанты;
б) письмо по памяти;
в) свободные диктанты;
г) различные виды изложений: подробные, сжатые, выборочные, по данному началу, с грамматическим заданием.
д) заучивание наизусть пословиц, поговорок, считалок, потешек, стихов, скороговорок, чистоговорок…
Развивая на уроках устойчивое произвольное внимание, провожу:
а) игры “Третий лишний”, “Цепочка”, “Эстафета”, “Запомни порядок” и др.
б) задание “Найди ошибку”;
в) задание “Найди отличия”.
С целью привития интереса к русскому языку систематически применяю на уроках элементы занимательности (кроссворды, сканворды, шарады, чайнворды, ребусы, анаграммы, мини-викторины и др.); провожу дидактические игры; применяю различную наглядность (таблицы, схемы, рисунки, картины, перфокарты, сигнальные карточки …); используя карточки с дифференцированными и индивидуальными заданиями.
Повышению качества знаний по русскому языку способствует и система работ по повторению пройденного материала и коллективная (групповая) и самостоятельная работа на уроке; словарная работа по обогащению словарного запаса учащихся, система работы над ошибками.
Целенаправленно работая над решением основных вопросов в рамках темы по самообразованию, добилась определенных успехов по повышению качества знаний учащихся по русскому языку.
Класс | Начало года | Конец года |
6-б | 44,4 % | 50% |
9-а | 50% | 60% |
9-б | 42% | 50% |
Основные задачи уроков чтения – формирование и совершенствование у учащихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения; овладение приемами читательской деятельности; умениями читательской культуры.
На уроках чтения постоянно работаю над совершенствованием техники чтения учащихся. При этом использую кроме программных произведений книги для внеклассного чтения. В начале каждого урока учащиеся читают библиотечные книги, пересказывают прочитанное, отвечают на вопросы. При этом регулярно веду учет количество прочитанных слов за 1 минуту, даю индивидуальные рекомендации, предлагаю список книг для внеклассного чтения.
На уроках часто пользуюсь методом словесного рисования. Перед учащимися ставится задача: представить себе и рассказать, как содержание прочитанного они изобразили бы в рисунке. Этот прием – важнейшее средство развития воображения, способствующее полноценному восприятию образов художественного произведения.
На уроках применяю различные виды чтения: молчаливое чтение про себя, чтение вслух по предложениям, чтение по ролям…
В результате многие учащиеся стали лучше читать: уменьшилось количество ошибок при чтении, улучшилось выразительность чтения, понимание прочитанного стало более осознанным.
Лучше стали читать: 6-б класс – 4 человека;
9-а класс – 3 человека;
9-б класс – 3 человека.
Качество знаний по чтению.
Класс | Начало года | Конец года |
6-б | 56% | 67% |
9-а | 64% | 76,7 % |
9-б | 50% | 78% |
На уроках использую задания на развитие различных функций центральной нервной деятельности: внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения:
а) запомнить, в каком месте во время чтения текста вам было особенно смешно (грустно), а потом рассказать об этом;
б) найти в тексте описание предмета, портрет, внешний вид героя;
в) найти в тексте самые красивые слова, самые “умные” слова, незнакомые слова, трудные слова…;
г) представить, что будет с героем дальше, чем закончиться события;
д) заучивание стихов и отрывков наизусть.
В этом учебном году принимала активное участие в работе МО учителей гуманитарного цикла.
Подготовила доклады: “Развитие и коррекция речи учащихся на уроках русского языка”, “Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка”.
Выступила на родительском собрании с докладом: “Приоритет семьи в воспитании ребенка”.
Провела открытый урок в 9-а классе в форме литературно-художественного салона на тему: (“Встреча с прекрасным” (Мир тургеневских образов).
Оформила папки для своей методической копилки: “Разноуровневые коррекционные упражнения”; “Раздаточный материал”; “Развиваем внимание”.
Составила таблицы по русскому языку: “Части речи”, “Члены предложения”, “Склонение имен существительных”, “Спряжение глаголов”.
Приняла активное участие в школьном смотре – конкурсе “Педагогические идеи” и заняла I место.
Составила карточки с дифференцированными и индивидуальными заданиями по разным темам.
Считаю, что в результате изучения психолого-педагогических особенностей умственно отсталых детей, путем подбора разнообразных коррекционных упражнений, систематического применения на уроках дифференцированных и индивидуальных заданий для учащихся и постоянного повышения своего методологического уровня мне удалось добиться осознанного усвоения учащимися программного материала по русскому языку и чтению, активной работы детей на протяжении всего урока.
Но наряду с определенными успехами необходимо отметить и ряд недоработок. Так, некоторые учащиеся еще затрудняются в правописании безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов, в правописании падежных окончаний прилагательных, личных окончаний глаголов, в постановке запятой в сложных предложениях.
Причины этого, на мой взгляд, в следующем:
Быстрая утомляемость учащихся на уроке.
Ограниченный кругозор, бедность словарного запаса.
Отсутствие абстрактного мышления, слабая память, неустойчивое произвольное внимание.
Слабые навыки самоконтроля, неумение работать самостоятельно.
Для достижения более высокого уровня в усвоении программного материала, повышения орфографической зоркости учащихся и способности работать самостоятельно, в новом учебном году необходимо добиться решения ряда важнейших задач:
Продолжить работу над повышением своего педагогического мастерства.
Изучать возрастные психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей.
Шире внедрять в свою работу элементы новых педагогических технологий.
Разработать систему заданий, упражнений, ролевых игр, тренингов для развития восприятия и наблюдательности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся; способствовать созданию оптимально развивающей среды обучения; воспитывать самостоятельную личность.
Разработать систему работ по совершенствованию индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися.
Работать над повышением техники чтения учащихся; добиваться беглого, выразительного, правильного и осознанного чтения.