Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока.
Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну Морфологию.
- Кто может пояснить, что это за страна? Что изучает этот раздел науки? (Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.)
Пункт назначения – город Имя существительное.
Цель нашего путешествия – повторить морфологические признаки имени существительного, условия выбора правильного написания гласных в суффиксах и написание частицы НЕ.
Помощником в нашем заочном путешествии будет карта города, которую мы будем постепенно расшифровывать. (Рисунок1)
2.
Итак, внимание на карту. Центр города, его кремль, символизирует основное значение существительного, его смысл.
- Дайте определение имени существительного.
От центра отходят группы улиц. В первой из них – две улицы, соединённые переулком. Это Собственная и Нарицательная улицы. По переулку жители этих улиц могут переходить с одной на другую.
- Что вы можете рассказать о жителях этих улиц?
- Чем гордятся Собственные имена существительные?
(Собственные имена существительные – имена и фамилии людей, названия географических объектов, исторических событий, наименования газет, журналов, художественных произведений – словом, всё то, что пишется с большой буквы.)
- Почему жители этих улиц могут переходить с одной улицы на другую?
Имена собственные могут переходить в нарицательные и пишутся с маленькой буквы. Например: бадминтон, тюль, болонка, галифе, пломбир.
Имена нарицательные также могут переходить в собственные: созвездие Близнецы, город Изюм и т.д.
Вторая группа включает Одушевлённую и Неодушевлённую улицы. Поясните, что это значит. Приведите примеры.
Третья группа включает целых три улицы: Мужского, Женского и Среднего рода. Почему?
Определите род у следующих существительных: задира, скряга, неженка, кривляка, растяпа. (Это существительные общего рода.) Составьте словосочетания или предложения, докажите свою мысль.
От улицы Женского рода отходит улица 3-го склонения с её постоянным жителем – Ь, поясните.
Улицы Мужского и Женского рода пересекаются улицей 1-го склонения, а улицы Мужского и Среднего рода – улицей 2-го склонения.
Работа по карточкам. (Приложение1)
Задание 1.
Сгруппируйте слова по склонениям, “расселите” их по улицам.
Какое среди них лишнее? Почему? (Разносклоняемое.)
Действительно, карта отражает не все особенности имени существительного. Что нового о склонении вы узнали? Дополним нашу карту.
Задание 2. Вставьте существительные на –МЯ.
Поставьте существительные в род. падеж и объясните написание гласной в суффиксе –ЕН-. (Cемян, стремян).
Продолжаем путешествие.
В верхней части города располагается не связанный с центром города Падежный проспект, который пересекается c шестью улицами - Именительной, Родительной и т. д.
- Что это значит? (Существительное склоняется.)
Задание 3. Определить падеж существительных.
Все ли существительные изменяются по падежам? (Работа с текстом)
Падежные улицы своими разными концами упираются в два парка: Множественного и Единственного числа.
- Все ли жители могут гулять свободно и в том и в другом направлении?
Игра “Четвёртый лишний” (на доске).
- Ученик, окна, листва, урок.
- Прятки, дома, кино, усталость.
- Гвозди, молотки, тиски, болты.
Вывод: Есть существительные, которые имеют форму только множественного числа или только единственного числа.
Мы посетили центральную часть города. Как вы думаете, почему одни улицы связаны с центром города, а другие – нет?
(К центру стремятся улицы, названия которых обозначают постоянные признаки, а чуть в стороне – улицы и парки, называющие непостоянные признаки.)
На окраине города есть дома, жильцов которых мы должны “опознать”. Выполните задание №4 и сделайте вывод, кто живёт в этих домах.
Следующее задание также поможет узнать, кто поселился в этих домах. “Расселите” эту группу жильцов (задание №5 и №6).
Свободно гуляет по городу частица НЕ. Примкнёт к некоторым существительным – становится приставкой. Чем вы это объясните? Исправьте ошибки в задании №7.
А теперь обратим внимание на окружное шоссе вокруг города.
Но дорога очень странная: она обозначена разными линейками – простой, двойной, пунктирной и т.д. Почему?
(Имя существительное может играть разную синтаксическую роль.)
Задание №8. Определите, чем является в предложении имя существительное.
Сделайте морфологический разбор любого имени существительного (1 ученик работает у доски).
Игра на внимание. Нет ли ошибки в морфологическом разборе?
(Задания на доске.)
Выполните синтаксический разбор этого предложения (1 ученик у доски).
Наше путешествие подошло к концу. Что бы вы рассказали друзьям, родным о существительном, как о части речи, побывав в городе Имя существительное?
Возвращаясь домой, мы дружно скажем: “Прощайте, Существительное! Вы правда удивительное!”