Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Закрепление лексики. Словари"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


В современной школе словарь органично входит в учебный процесс на занятиях по русскому языку и во внеурочное время. Это требование жизни. Словари должны стать настольной книгой каждого ученика.

При повторении раздела “Лексика”, учащиеся не только приобретают знания и умения работы с толковыми словарями, но и осознанно усваивают:

  • лексическое значение слова;
  • однозначные и многозначные слова;
  • прямое и переносное значение слова, русскую и иноязычную лексику;
  • антонимы, омонимы;
  • этимологию слов;
  • фразеологические единицы

Кроме того, учащиеся повторяют орфоэпию и многие вопросы по морфологии. Они также убеждаются в том, что русский язык – хранитель истории и культуры народа, а толковый словарь – один из источников изучения русской лексики, русского языка.

Пользуясь несколькими словарями при выполнении заданий, учащиеся сравнивают их, узнают, какая информация и с какой степенью полноты содержится в каждом из них. Приобретенные знания формируют навыки осознанного выбора и пользования словарями.

Работа с толковыми словарями, проводимая в тесной связи с уроками литературы и русского языка, способствует обогащению словарного запаса ученика, насыщению литературной лексики, повышению общей культуры, развитию интеллекта, выработке умений обращаться к словарю в случае необходимости.

Цели: создать условия для

  • повторения и закрепления знаний учащихся по лексике;
  • развития навыков работы со словарями разных видов;
  • формирования мотивации выбора видов словарей;
  • воспитания интереса к научной, энциклопедической, справочной книге, слову.

Задача: учить пользоваться словарями разных видов.

Оборудование: словари: иностранных слов, фразеологический, толковый, словарь синонимов, карточки – подсказки с фразеологизмами, индивидуальные карточки, карточки со словами-синонимами.

Тип урока: обобщающий.

Оргформа: словарный практикум.

Ход урока

I. Организационный момент

Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня у нас последний урок по теме “Лексика”. Ваша задача – вспомнить все, что мы изучали по этой теме.

II. Погружение в проблему

Если вписать по горизонтали слова, лексическое значение которых я прочитаю, то в выделенных клетках можно будет прочитать тему нашего урока.

По горизонтали:

  1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.
  2. Словарный состав языка.
  3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
  4. Основная единица языка.
  5. Слова, противоположные по лексическому значению.
  6. Устаревшие слова.
  7. Новые слова.

По вертикали (цифра 8) определите, пожалуйста, тему нашего урока.

Сформулируйте цели урока.

Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”.

Какие словари русского языка вам известны?

В русском языке словарей очень много. Сегодня на уроке мы поработаем с некоторыми из них.

III. Знакомство со словарями

Словари расскажут вам о начале своего рабочего дня. Ваша задача: определите, какой перед вами словарь.

  1. Мое назначение толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи.
  2. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В моем словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, сведения о его происхождении.
  3. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.
  4. Сейчас я вам прочитаю что-то очень интересное:
    Мальчик услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.
    – С тобой голову потеряешь,– говорит сердитая мать.
    Отгадали, что я за словарь?

IV. Работа класса со словарями

Словарь иностранных слов

1. (Выходит мальчик, одетый во фрак, цилиндр, туфли).

Этот господин “блестящий денди”.

  • Какое первое слово, которое нам надо найти?
  • Кто такой “ блестящий денди”?
  • Из какого языка оно пришло в русский язык? Определите его лексическое значение.
  • Назовите его одежду.
  • Найдите в словаре значение слов: фрак, цилиндр, туфли.
  • Назовите одежду, в которой ходят наши мальчики.
  • Найдите в словаре значение этих слов: бутсы, пиджак, джемпер, брюки, джинсы.
  • Какое слово вы не нашли? Как нам быть? (Проблемная ситуация).

Есть этимологический словарь. Этимология – раздел науки о языке, которая изучает происхождение и историю отдельных слов

Выясним этимологию слов:

  • ТУФЛИ (заимствовано в ХVІІІ в. из немецкого языка или голландского. В последних вариантах, из итальянского и французского языков).
  • БРЮКИ (заимствовано в начале ХVІІІ в. из голландского языка).
  • ДЖИНСЫ (заимствовано из английского языка в ХХ веке /штаны/).

2. Следующее задание.

В предложениях замените словосочетания одним словом и запишите эти слова:

  • Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад, французского происхождения).
  • Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия, как депутата. (Мандат, латинского происхождения).
  • В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир, французского происхождения).

3. Поработайте, пожалуйста, со словарем иностранных слов (работа в парах) и найдите не менее пяти часто встречающихся в нашей речи слов иностранного происхождения, запишите их значение и “родину” в тетрадь.

(Рефлексия по итогам этапа работы в парах).

Фразеологический словарь

1. Задание выполняем устно.

Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос.

Как говорят:

  • о кротком, безобидном человеке (мухи не обидит);
  • о чувстве большой неловкости, стыда (готов сквозь землю провалиться);
  • о человеке, который пришел не вовремя, некстати (нелегкая принесла);
  • о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении (вподметки не годится).

2. Задание. Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу (для учащихся слабой группы – подсказки). Например: “ни зги не видно – хоть иголки собирай”.

a) по чайной ложке
b) чуть свет
c) повесить нос
d) сидеть, сложа руки
e) душа в душу
  a) на ночь глядя
b) не покладая рук
c) воспрянуть духом
d) как кошка с собакой
e) единым духом

Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проведите взаимопроверку!

3. Задание “Кто больше”.

Запишите, пожалуйста, фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос). Кто затрудняется, можно пользоваться словарем.

Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной.

Толковый словарь

1. Работа по карточкам. Определите значение слова “стол” в предложении.

  1. Мальчик встал из-за стола и пошел к двери.
  2. Анна Ивановна работает в адресном столе.
  3. Сдается комната со столом.
  4. В санатории нам определили диетический стол.

На какое значение в карточке нет предложения? Составьте предложение с этим значением.

2. Определите, какое значение имеет слово голова в данных предложениях.

  • Вдали показалась голова пехотной колонны.
  • От бессонницы у него разболелась голова.

Придумайте своё предложение со словом “голова” и запишите.

Пользуйтесь, ребята, толковым словарём и все непонятные слова вам будут ясны.

Словарь синонимов

1. К слову “победить” в словаре синонимов дано более 14 синонимов. Сколько назовёте и напишите вы?

  • сильная группа работает самостоятельно;
  • слабая группа работает по карточке – подсказке.

Выбрать из данных слов синонимы к слову “победить”.

Одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, пересилить, сразить, сломить, перебороть, поразить, выиграть, сломать, разломить, согнуть, снять, спорить, судить, потопить.

2. Подберите синонимы для характеристики:

  • 1-й вариант прилежного ученика;
  • 2-й вариант “лодыря”.

Рефлексия по этапу работы.

V. Итог. Рефлексия по уроку в целом

Мы сегодня работали с разными словарями.

  • Какой словарь вам больше всего понравился, с каким интереснее было работать?
  • Какие задания вам бы хотелось повторить?
  • Какие задания вызвали у вас затруднения?
  • К каким словарям мы обращаемся чаще всего? (толковый и орфографический)
  • В каких случаях словари приходят вам на помощь?

Урок мне бы хотелось закончить словами Декарта: “Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений”.

Оцените работу своего товарища на уроке (взаимопроверка тетрадей).

VI. Домашнее задание

Задание по выбору (самоопределение):

  • задание повышенного уровня сложности: сочинить сказку о словарях;
  • задание массового характера: составить свой словарь, пользуясь словарями на тему “Весна” или на любую школьную тему.

Всем спасибо. Урок закончен.

Оценивание результатов урока по среднему баллу, полученному на каждом из этапов. Оценки выставляем в дневники.

Остальные – поработайте дома ещё над этой темой и на следующем уроке получите хорошую отметку.