В современной школе словарь органично входит в учебный процесс на занятиях по русскому языку и во внеурочное время. Это требование жизни. Словари должны стать настольной книгой каждого ученика.
При повторении раздела “Лексика”, учащиеся не только приобретают знания и умения работы с толковыми словарями, но и осознанно усваивают:
- лексическое значение слова;
- однозначные и многозначные слова;
- прямое и переносное значение слова, русскую и иноязычную лексику;
- антонимы, омонимы;
- этимологию слов;
- фразеологические единицы
Кроме того, учащиеся повторяют орфоэпию и многие вопросы по морфологии. Они также убеждаются в том, что русский язык – хранитель истории и культуры народа, а толковый словарь – один из источников изучения русской лексики, русского языка.
Пользуясь несколькими словарями при выполнении заданий, учащиеся сравнивают их, узнают, какая информация и с какой степенью полноты содержится в каждом из них. Приобретенные знания формируют навыки осознанного выбора и пользования словарями.
Работа с толковыми словарями, проводимая в тесной связи с уроками литературы и русского языка, способствует обогащению словарного запаса ученика, насыщению литературной лексики, повышению общей культуры, развитию интеллекта, выработке умений обращаться к словарю в случае необходимости.
Цели: создать условия для
- повторения и закрепления знаний учащихся по лексике;
- развития навыков работы со словарями разных видов;
- формирования мотивации выбора видов словарей;
- воспитания интереса к научной, энциклопедической, справочной книге, слову.
Задача: учить пользоваться словарями разных видов.
Оборудование: словари: иностранных слов, фразеологический, толковый, словарь синонимов, карточки – подсказки с фразеологизмами, индивидуальные карточки, карточки со словами-синонимами.
Тип урока: обобщающий.
Оргформа: словарный практикум.
Ход урока
I. Организационный момент
Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня у нас последний урок по теме “Лексика”. Ваша задача – вспомнить все, что мы изучали по этой теме.
II. Погружение в проблему
Если вписать по горизонтали слова, лексическое значение которых я прочитаю, то в выделенных клетках можно будет прочитать тему нашего урока.
По горизонтали:
- Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.
- Словарный состав языка.
- Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
- Основная единица языка.
- Слова, противоположные по лексическому значению.
- Устаревшие слова.
- Новые слова.
По вертикали (цифра 8) определите, пожалуйста, тему нашего урока.
Сформулируйте цели урока.
Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”.
Какие словари русского языка вам известны?
В русском языке словарей очень много. Сегодня на уроке мы поработаем с некоторыми из них.
III. Знакомство со словарями
Словари расскажут вам о начале своего рабочего дня. Ваша задача: определите, какой перед вами словарь.
- Мое назначение толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи.
- При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В моем словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, сведения о его происхождении.
- Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.
- Сейчас я вам прочитаю что-то очень интересное:
Мальчик услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.
– С тобой голову потеряешь,– говорит сердитая мать.
Отгадали, что я за словарь?
IV. Работа класса со словарями
Словарь иностранных слов
1. (Выходит мальчик, одетый во фрак, цилиндр, туфли).
Этот господин “блестящий денди”.
- Какое первое слово, которое нам надо найти?
- Кто такой “ блестящий денди”?
- Из какого языка оно пришло в русский язык? Определите его лексическое значение.
- Назовите его одежду.
- Найдите в словаре значение слов: фрак, цилиндр, туфли.
- Назовите одежду, в которой ходят наши мальчики.
- Найдите в словаре значение этих слов: бутсы, пиджак, джемпер, брюки, джинсы.
- Какое слово вы не нашли? Как нам быть? (Проблемная ситуация).
Есть этимологический словарь. Этимология – раздел науки о языке, которая изучает происхождение и историю отдельных слов
Выясним этимологию слов:
- ТУФЛИ (заимствовано в ХVІІІ в. из немецкого языка или голландского. В последних вариантах, из итальянского и французского языков).
- БРЮКИ (заимствовано в начале ХVІІІ в. из голландского языка).
- ДЖИНСЫ (заимствовано из английского языка в ХХ веке /штаны/).
2. Следующее задание.
В предложениях замените словосочетания одним словом и запишите эти слова:
- Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад, французского происхождения).
- Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия, как депутата. (Мандат, латинского происхождения).
- В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир, французского происхождения).
3. Поработайте, пожалуйста, со словарем иностранных слов (работа в парах) и найдите не менее пяти часто встречающихся в нашей речи слов иностранного происхождения, запишите их значение и “родину” в тетрадь.
(Рефлексия по итогам этапа работы в парах).
Фразеологический словарь
1. Задание выполняем устно.
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос.
Как говорят:
- о кротком, безобидном человеке (мухи не обидит);
- о чувстве большой неловкости, стыда (готов сквозь землю провалиться);
- о человеке, который пришел не вовремя, некстати (нелегкая принесла);
- о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении (вподметки не годится).
2. Задание. Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу (для учащихся слабой группы – подсказки). Например: “ни зги не видно – хоть иголки собирай”.
a) по чайной ложке b) чуть свет c) повесить нос d) сидеть, сложа руки e) душа в душу |
a) на ночь глядя b) не покладая рук c) воспрянуть духом d) как кошка с собакой e) единым духом |
Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проведите взаимопроверку!
3. Задание “Кто больше”.
Запишите, пожалуйста, фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос). Кто затрудняется, можно пользоваться словарем.
Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной.
Толковый словарь
1. Работа по карточкам. Определите значение слова “стол” в предложении.
- Мальчик встал из-за стола и пошел к двери.
- Анна Ивановна работает в адресном столе.
- Сдается комната со столом.
- В санатории нам определили диетический стол.
На какое значение в карточке нет предложения? Составьте предложение с этим значением.
2. Определите, какое значение имеет слово голова в данных предложениях.
- Вдали показалась голова пехотной колонны.
- От бессонницы у него разболелась голова.
Придумайте своё предложение со словом “голова” и запишите.
Пользуйтесь, ребята, толковым словарём и все непонятные слова вам будут ясны.
Словарь синонимов
1. К слову “победить” в словаре синонимов дано более 14 синонимов. Сколько назовёте и напишите вы?
- сильная группа работает самостоятельно;
- слабая группа работает по карточке – подсказке.
Выбрать из данных слов синонимы к слову “победить”.
Одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, пересилить, сразить, сломить, перебороть, поразить, выиграть, сломать, разломить, согнуть, снять, спорить, судить, потопить.
2. Подберите синонимы для характеристики:
- 1-й вариант прилежного ученика;
- 2-й вариант “лодыря”.
Рефлексия по этапу работы.
V. Итог. Рефлексия по уроку в целом
Мы сегодня работали с разными словарями.
- Какой словарь вам больше всего понравился, с каким интереснее было работать?
- Какие задания вам бы хотелось повторить?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
- К каким словарям мы обращаемся чаще всего? (толковый и орфографический)
- В каких случаях словари приходят вам на помощь?
Урок мне бы хотелось закончить словами Декарта: “Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений”.
Оцените работу своего товарища на уроке (взаимопроверка тетрадей).
VI. Домашнее задание
Задание по выбору (самоопределение):
- задание повышенного уровня сложности: сочинить сказку о словарях;
- задание массового характера: составить свой словарь, пользуясь словарями на тему “Весна” или на любую школьную тему.
Всем спасибо. Урок закончен.
Оценивание результатов урока по среднему баллу, полученному на каждом из этапов. Оценки выставляем в дневники.
Остальные – поработайте дома ещё над этой темой и на следующем уроке получите хорошую отметку.