Цели: актуализация и закрепление знаний о морфемной структуре слова; расширение языкового кругозора и логического мышления; формирование умения правильного подбора проверочных слов; воспитание бережного отношения к родному языку.
Оборудование:
- Плакат с высказыванием “Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно” (А.Н.Толстой)
- Карточки с заданиями (оформленные на цветных карточках для профилактики зрения).
- Название станций.
Ход урока
Оргмомент
Вводная беседа
Учитель: Эпиграфом к уроку я взяла высказывание русского писателя А.Н.Толстого. Прочитайте и скажите, как вы поняли его смысл.
(Обсуждение и ответы учащихся. Делается общий вывод).
Учитель: Вы знаете, что наука о языке называется лингвистикой (языко-ведение, языкознание). А какие разделы этой науки вы уже изучали?
Уч-ся: Фонетика, графика, орфоэпия, морфемика…
Учитель: В начале урока мы уже говорили о значении языка в нашей жизни. Язык в действии - это речь. Какая бывает речь?
Уч-ся: Речь бывает устная и письменная, монологическая и диалогическая. Устная речь передается звуками, которые в определенном порядке складываются в слова, а письменная речь - буквами и воспринимается зрением.
Учитель: Слово очень часто является объектом нашего изучения. Мы учимся правильно произносить слова, определять их лексическое значение, грамотно писать. Посмотрите на слова, записанные на доске:
Выполните их транскрипцию (на доске и в тетради) что вы увидите?
Уч-ся: Написание и произношение слов левого столбика одинаково. А вот в корнях слов правого столбика гласные буквы и звуки не совпадают. Чтобы их правильно написать, необходимо подобрать проверочные слова.
Учитель: Молодцы! Действительно, гласные в корне оказались в слабой позиции, т.е. безударными. Надо применять правило, чтобы верно написать эти слова. Какие способы проверки вы знаете?
Уч-ся: Есть два способа.
Первый способ: Чтобы правильно написать безударную гласную в корне, нужно изменить само слово, например: дома-дом.
Второй способ: подобрать однокоренное слово, например: строка-строчка.
Учитель: Итак, в корнях слов справа имеется выбор букв для передачи определенного звука (продолжается запись).
В этом случае мы имеем дело с орфограммой. А наука, которая изучает правила написания слов, называется орфографией. Какая же задача стоит перед нами?
Уч-ся: Чтобы написать слова, надо применять правила верно.
Учитель: Действительно, надо знать и уметь применять правила. Но чтобы применять правило, нужно научиться замечать орфограммы, что вы уже и делали. Орфограммы обычно - это безударный гласный, согласный в конце слова или стечение согласных. Сегодня мы будем работать с безударными гласными в корне. Мы отправимся в путешествие по стране “Орфография”. Но к нему нужна подготовка - небольшая тренировка.
Давайте выделим основные этапы при подборе проверочных слов (учитель и ученики).
- Правильное произношение, ударение.
- Выделение корня.
- Определение лексического значения слова.
- Подбор однокоренных слов или изменение самого слова.
Запись будем оформлять по схеме, которая перед вами.
Сейчас вы выполните упр. 102, из которого выпишите слова с орфограммой, объясняя по схеме.
А теперь вперед, знатоки, в путь по стране “Орфография”. (Класс заранее разделен на 2 команды. Отвечать может только капитан после совета с членами команды. Все ответы в ходе рассуждения, связанные с подбором проверочных слов, оформляются письменно в тетрадях учащихся).
Первая остановка “Родственная”
Задание: Найти “родственников”. Выбрать слова.
1 команда - со значением “вода”; 2 команда - со значением “водитель”. Выделить проверочные слова.
Водоросль, водоем, проводы, водопой, водитель, проводник, половодье, завод, разводить, водопад, провод, водить, наводнение.
Учитель: Молодцы! Справились все. Путешествие продолжается.
Станция “Лексическая”
Уч-ся:
Учитель: Составить предложения с двумя любыми словосочетаниями.
Учитель: Это задание было посложнее. А почему? Вы заметили, насколько точно надо знать значение слова?
(Физкультминутка + зрительная гимнастика).
Учитель: Что-то наше движение затормозилось. Что же нам мешает?
Следующая станция “Ошибочная” (на карточках слова из работ учащихся).
Уч-ся: 1 команда: хорашо, покозал, далина - даль, сквазняк - насквозь, побиждать;
2 команда: повориха, октебря, ранять - уранил, часовой - час, достежение.
Учитель: Вот и опять движение продолжается. Давайте, кто быстрее найдет три лишних слова.
- Пища, пищать, питание (значение - пищать)
- Далекий, издалека, долина (значение - долина)
- Лечение, светильник, капуста (непроверяемая гласная - капуста)
А как мы узнаем, как нужно написать это слово? (Орфографический словарь).
Вот мы и доехали до полустанка “Сигнального”.
Игра “Молчанка” с сигнальными карточками, ответы объясняются устно:
Кр..ить, к…лоть, сн…гурочка, сл…пой, м…рковь, оп…здать, л…мон, ч…сло, д…ждливый.
Учитель: Ребята! Какое сейчас время года? (Осень). У А.С. Пушкина есть великолепное стихотворение об осени, ведь она является его любимым временем года. Какое же стихотворение?
(Учащиеся называют)
Вот мы и прибыли на станцию, которая называется “Лирическая”.
Унылая п…ра! …чей оч…рованье!
Приятна мне твоя прощальная кр…са.
Люблю я пышное пр…роды ув…данье,
В б…грец и з…л…то …детые л…са.
Чувствуем ли мы, что поэт действительно любит осень? Как вы понимаете значение следующих выражений: пышное увяданье, прощальная краса, в багрец и золото одетые леса? (Учащиеся работают в группах, а затем отвечают).
Учитель: А теперь поищем в этом тексте орфограммы с безударными гласными в корне слова. Подберите проверочные слова.
Вот и подходит к концу наше путешествие.
Следующая станция называется “Дружба”
Сейчас мы проведем игру под названием “Получи 5”. Я диктую слова, а вы в заданном квадрате будете писать только букву “О”, если она есть в корне того слова, которое вы будете объяснять.
Итак, победила дружба.
Учитель: Сегодня мы с вами проделали большую работу. Сейчас вы в командах проведете обсуждение: кто и как работал, поставите оценки и ответите на вопрос: научились ли вы правильно подбирать проверочные слова?
После обсуждения капитаны рассказывают о результатах работы своих команд. Учитель называет команду-победительницу.