- Ребята, запишите число, классная работа.
- Посмотрите на число. Остается немного времени до праздника, который мы все ожидаем с нетерпением. Что это за праздник? (Новый год).
- За что вам нравится этот праздник?
- Об этом празднике, о подарках мы и будем сегодня говорить, а помогут нам знания по русскому языку.
- Запишите тему урока “Причастный оборот. Повторение”.
- Начнем наш необычный урок. Посмотрите, что у меня есть. (Достаю коробку с гостинцами.) Тот, до которого я дотронусь волшебной палочкой, достает предмет из этой коробочки и записывает его название в столбик. (Слова диктую по слогам).
- Зефир
- Мармелад
- Конфета
- Шоколад
- Гирлянда
- Мишура
- Хлопушка
- Конфетти
- Какое слово для вас показалось самым легким в написании и почему? (Хлопушка, т. к. проверяется ударением).
- Что оно обозначает?
- Как оно образовалось? Сделайте словообразовательный разбор этого слова. (Звукоподражательная основа).
- Приведите примеры слов подобного образования и запишите их. (Болтушка, хохотушка). Это слово исконно русское.
- Остальные слова пришли к нам из других языков. Как можно узнать, из каких? (По словарю иностранных слов). Как называются такие слова? (Заимствованные). Да и обычай отмечать Новый Год с елкой и подарками пришел к нам из Европы, из Германии. Его учредил Петр I.
- Прочитайте об этих словах в словаре (или заранее приготовленных карточках, см. ниже, после статьи по уроку). Что нового вы узнали?
- Теперь запишите под мою диктовку словосочетания с нашими “новогодними” словами, объясняя известные орфограммы и пунктограммы: (3 человека по очереди выходят к доске, им достается по 2 словосочетания):
- Воздушный зефир, политый шоколадом;
- Лимонный мармелад, обсыпанный сахаром;
- Шоколадные конфеты с хрустящими вафлями внутри;
- Тающий во рту молочный шоколад;
- Сверкающая разноцветными блестками гирлянда, сплетенная из мишуры;
- Большая хлопушка, взрывающаяся разноцветными конфетти.
- Красивые словосочетания мы записали? (Можно попросить ребят еще раз прочитать словосочетания, поработать над чтением). Какие же части речи нам помогли? Назовите их. (Прилагательные и причастия).
- Мы задавали к ним вопрос какой И прилагательные, и причастия обозначают признаки, но одинаковые ли?
Причастие содержит действие непостоянный признак, а прилагательные - признак по цвету, размеру, качеству, материалу, из которого предмет сделан.
Но и прилагательные, и причастие помогли нам при описании, предметы становятся красочные, оживают.
- Ребята, а пишите ли вы письма Деду Морозу? Как-то раз один ученик тоже решил написать письмо Деду Морозу. Дед Мороз это письмо прислал обратно. Мальчик не понял почему. А вы можете разобраться, в чем дело? Давайте мы его прочитаем.
Привет Дед Мороз!
Пришли мне к празднику подарок, обмотанный в
красивую бумагу. Я хочу большую плитку шоколада,
которая должна быть молочной, которая должна
таять во рту. Конфеты, которые должны быть
шоколадные, у которых внутри хрустят вафли.
Зифира, обсыпавшигося сахарной пудрой. Для
сестры пришли, сверкаящую блесками, герлянду, а
для брата - хлопушку, взрывающую конфеттями, для
родителей - сахарный желтый мармилад.
Ну пока, Дед Мороз. Не заболей до праздника.
- Вы смеетесь? Теперь вы понимаете, почему Дед Мороз так сделал?
А за что можно мальчика похвалить? (Выдержан план письма, забота о родных, хотя сам - на первом месте).
- Ребята, помогите мальчику написать письмо грамотно. Свои варианты запишите в тетради.
Прочитайте, что у вас получилось. (2 человека).
Итог урока.
- Хорошие у вас вышли письма. А какие части речи вам помогли описать предметы подарка? (Прилагательные и причастия).
- Что надо помнить о причастиях, когда мы имеем дело с письменной речью? (Правильно оформлять).
Домашнее задание. (Можно распечатать на каждого ученика карточку, где уже будет записано домашнее задание).
- Выучить словарные слова, графически обозначить причастные обороты в составленном письме.
- Написать в тетради новые слова: с..рпантин, п..тарда, ж..ле, и(л,лл)юминация, фейерверк. Из каких языков пришли к нам эти слова? Проверьте по словарю. Составьте с ними словосочетания сущ + прил. или сущ + прич.
[ит. ghirlanda] - цветы и зелень, сплетенные в виде цепи, иногда с добавлением разноцветных электрических лампочек; тж. узор, орнамент такой формы.
[возможно <ар. muzevvere подделка] - 1) позолоченные, посеребренные металлические нити, применяющиеся для изготовления парчовых тканей, галунов и т.д.; 2)* показной, обманчивый блеск, поддельная роскошь.
[нем. Schokolade < исп. chocolate <язык индейцев] - 1) кондитерское изделие, полученное переработкой бобов какао с сахаром; 2) напиток из шоколадного порошка.
[фр. marmalade <исп., порт. marmelada повидло из айвы <marmelo айва] - кондитерское изделие из фруктово-ягодного сока, крахмала и сахара.
[<гр. zephyros] - 1) в древнегреческой мифологии - бог западного ветра; 2) в поэзии - теплый легкий ветер; 3) хлопчатобумажная ткань, применяемая для изготовления сорочек; 4) род пастилы.
[<ит. confetto <лат. confectum приготовленное, выработанное] - сладкое кондитерское изделие в виде небольшого кусочка, плитки и т.п.
[ит. confetti] - разноцветные бумажные кружочки, которыми участники балов и маскарадов осыпают друг друга; в Италии первонач. - различные изделия из сахара, которые жители бросали из окон, с балконов во время уличных шествий и карнавалов.