Работа над фразеологизмами на уроках русского языка и литературного чтения как средство развития речи учащихся начальных классов

Разделы: Русский язык, Начальная школа


В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно историческое целое. К.Д.Ушинский

Внимание к устойчивым образованиям русского языка позволило установить, что они особо, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень древних времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по культуре речи, определению содержания и методике проведения которых уделяется сейчас большое внимание по причине низкого уровня речевой культуры детей. Речь наших учеников зачастую характеризуется малой выразительностью, неуместным, неточным употреблением языковых средств. Поэтому необходимо обучать младших школьников не только правильному, но и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний. В начальной школе соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых знаний, но и на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта. Достижению этих целей и будет способствовать, в частности, работа с фразеологическими оборотами, введение их в словарный запас ребёнка.

Работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи. Но только ли речь

развивается в процессе этой работы? Известно, что в единстве с развитием речи

происходит развитие мышления. Мышление совершенствуется в речевом общении. Поэтому, работая над развитием ясной, правильной, выразительной речи, учитель одновременно развивает у школьников мышление, поднимает его на качественно новый уровень. Работа над устойчивыми сочетаниями языка способствует формированию умения абстрагировать, а абстракция является конструирующим компонентом мыслительной деятельности учащихся, т.к. на её основе происходит обобщение и формирование понятий. Этимологическое рассмотрение фразеологизмов, нахождение истинного источника каждого образа поможет закладыванию основ исследовательской деятельности, которая не может не пригодиться детям при дальнейшем обучении.

Проблема усвоения фразеологизмов учащимися начальной школы на уроках родного языка не нашла ещё должного решения: не разработаны принципы отбора фразеологического материала, нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками, очень мало соответствующих статей и пособий. Ознакомление младших школьников с устойчивыми сочетаниями происходит практическим путём в процессе работы над упражнениями и текстами на уроках русского языка и литературного чтения.

Столкнувшись на уроках литературного чтения с тем, что учащиеся зачастую искажённо понимают значение встречающихся фразеологизмов, а иногда и не понимают вовсе, я решила провести эксперимент, целью которого было выявление исходного уровня готовности учащихся второго класса (начало года) к работе над фразеологизмами. Для эксперимента были подобраны упражнения, направленные на выявление:

  • знаний детей о значении тех или иных фразеологизмов;
  • понимания детьми смысла фразеологизмов в структуре предложения;
  • умения выделять фразеологизм из группы обычных словосочетаний;
  • умения использовать фразеологизмы в речи;

Для работы были взяты фразеологизмы, которые наиболее часто употребляются в речи и интересны с точки зрения их происхождения и значения.

Эксперимент проводился непосредственно на уроках русского языка в специально отведённое время (5-7 минут в конце урока) и не мешал решению основных целей того или иного урока.

Данные, полученные в ходе анализа эксперимента представляю в сводной таблице:

Понимание значения фразеологизма Конструирование фразеологизма Использование фразеологизмов в речи Распознавание фразеологизмов в тексте
отдельно стоящих в структуре предложения по опорным словам по опорным словам и рисунку составление предложений включение фр. В готовое предл. Выбор фр. для хар-ки качеств людей  
0 % 31% 54% 65 % 54% 27% 23% 60%

Обобщая данные, можно сказать, что второклассники практически не имеют представления о фразеологических единицах языка, не умеют использовать их в устной и письменной речи, слабо понимают лексическое значение фразеологизмов, не умеют конструировать без опоры на наглядность.

Ошибки, выявленные у детей в процессе работы, говорят об особенностях мышления детей этого возраста: с развитием речи и накоплением опыта ребёнок переходит от мышления практического к мышлению образному, но на первых порах дети младшего школьного возраста оперируют ещё не обобщёнными образами, а конкретными смутными представлениями единичных предметов, с которыми в их опыте "накрепко" связалось знакомое слово. Подобная конкретность мышления ребёнка отчётливо выступает в восприятии им иносказательной речи, а именно в восприятии фразеологизмов : оперируя конкретными цельными образами, он не умеет выделить заключённую в них мысль, идею (например: "каменное сердце" - значит, у него сердце сделано из камня; "кот наплакал" - значит, кота обидели, он и плачет) Это ещё раз говорит о том, что работа в школе по изучению фразеологии с детьми младшего школьного возраста просто необходима, она поможет детям не только в развитии речи, но и в безболезненном и более быстром переходе на новую ступень мышления - логического!

Для достижения цели по обогащению словарного запаса учащихся фразеологизмами мною была проанализирована методическая литература, разработана система упражнений , которая успешно применялась на протяжении всего учебного года на уроках русского языка, вместе с детьми мы придумали для этой работы название: " Пять минут в царстве Фразеологии." Нужно сказать, что качественно изменилось отношение детей к урокам русского языка: появился интерес к истории языка, к истории слов, огромное желание всё время что-то узнавать, дети стали приобщаться к работе с различными словарями. Кроме того, данная работа принесла плоды и на уроках литературного чтения: сам процесс чтения стал более осмысленным, вдумчивым, появилось какое-то особенное, трепетное отношение у детей к слову.

Я убеждена в том, что понимание фразеологизмов при чтении художественной литературы, газет, при просмотре фильмов, употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения родным языком. Фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и очень образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности. Помочь овладеть этим богатством хотя бы частично - задача школы!

Привожу некоторые виды упражнений, использованные мною на уроках.

1. Закончи предложения

а)

Иван Иванович был очень тихим и спокойным человеком. Все говорили, что он.....

Мой друг очень любит петь, но почему-то говорят, что....

Для справок: как белка в колесе, комар носу не подточит, мухи не обидит, как корова на льду, медведь на ухо наступил.

б)

У меня столько забот! Я верчусь, как______________________________

Мытьё пола грязной тряпкой – это__________________________________

Подсказка на уроке – это___________________________________________

Для справок: кот в мешке; мартышкин труд; белка в колесе; медвежья услуга; покорная овечка.

2. Соедини стрелкой части фразеологизма

глаза негде упасть как сыр
кот
не клюют наплакал разбежались

куры

яблоку

в масле кататься

3. Объясни смысл предложенных фразеологизмов. Попробуй составить предложение с одним устойчивым сочетанием

капля в море; без сучка и задоринки; в одну минуту; рука об руку; на скорую руку.

4. Выбери сочетание, которое наиболее точно характеризует жизнь девочки

Оля занималась вязанием, рисованием, танцами, ходила в музыкальную школу и плавала в бассейне. А ещё девочка успевала сделать все уроке, сходить за хлебом и погулять с собакой. И так всю неделю! Ух!

Для справок: собак гоняла; впросак попала; трудилась до седьмого пота ; вертелась как белка в колесе.

5. Выдели из текста устойчивые сочетания

1. Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.
2. Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не стали:
От этой песни уши вяли.

6.

Что это?

Его вешают, когда плохое настроение.

Его задирают, когда зазнаются.

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

7. Спиши, приписывая близкие по смыслу выражения

попасть пальцем в небо -

обвести вокруг пальца-

смотреть сквозь пальцы -

высасывать из пальца -

8. Спиши устойчивые сочетания, вставляя нужные слова

Выйти сухим из.

Много .......... утекло
Толочь ......... в ступе Тише .......... , ниже травы

9. Распредели устойчивые сочетания в колонки со значением

бездельничать обманывать быстро

Во весь дух, валять дурака, на всех парусах, обводить вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть сложа руки.

10. Найди в тексте фразеологизмы, попробуй заменить их (где это возможно) обычными словами или словосочетаниями

Мой друг.

Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! У Саши золотые руки - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!

Закончить свою статью я хочу словами Д.С. Лихачёва, который в своих "Заметках о русском" писал: "Выявление национальных особенностей характера, знание их, размышление над историческими обстоятельствами, способствовавшими их созданию, помогают нам понять другие народы, так как именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом, заставляют нас любить народ, к которому мы даже не принадлежим, но с которым нас столкнула судьба"/