Ход урока.
1. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
Учитель:
Кто на доску не глядит, кто на лавочке сидит.
Толя спит, Денис болтает.
Константин ногой качает.
Нет, не дам я вам скучать!
А вы любите играть?
Улыбается Ленар,
Вот летит воздушный шар.
“Только он не полетит”, –
Наша Настя говорит.
- Отчего и почему?
- Тяжело лететь ему!
( На доске карта местности, на горизонте маячит страна “Безударные личные окончания глаголов”, над всем этим летит воздушный шар под названием “Глагол”.)
Да, действительно, наш воздушный шар “ГЛАГОЛ” что-то тяжеловат, а лететь ему в страну под названием “Безударные личные окончания глаголов”.
- Ребята, нужно избавиться от балласта. (на шаре мешочки с вопросами).
Вспомните все, что вам известно о спряжении глагола.
- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
- Как называется это изменение? Сколько типов спряжения глаголов вы знаете?
- Что является показателем спряжения глагола?
- Как определить спряжение с ударным личным окончанием?
Учитель: Ну что ж, от балласта мы избавились, но наш шар почему-то летит то вправо, то влево. Что происходит?
Ребята: У глаголов I и II спряжения различные личные окончания.
Учитель: Что же делать? Думаю, что разобраться в этом нам поможет словарный диктант. Записать глаголы, определить спряжения.
На шаре мы (летим – 2 спр.), по сторонам (глядим – 2 спр.), вот дерево (растет – 1 спр.), а вот волна (идет – 1 спр.), вот в море островок и (веет -?) ветерок. Почему в последнем примере мы не смогли определить спряжение глагола?
Учитель: Итак, ребята, давайте определим главную проблему: от чего зависит правописание безударных личных окончаний глаголов?
Ребята определяют проблему урока.
Пути решения проблемы.
а) Составление алгоритма, сравнение с готовым (см. таблицу, учебник, стр. 365).
б) Правило в учебнике, стр. 364.
Применение знаний
Учитель: Вот мы и попали в страну “Безударных личных окончаний” и можем смело гулять по ней.
Задание 1.
Определи спряжение, пользуясь алгоритмом (у доски).
Алгоритм.
1. Определи вид.
2. Поставь глагол в форму инфинитива, сохраняя вид.
3. По окончанию глагола определи спряжение.
4. Помни о глаголах-исключениях.
5. У глаголов I спряжения пиши е (ед. ч), у-ю (мн. ч.); II спряжения - и (ед. ч.), а-я (мн. ч.).
Замеча…т – замечать – I спр.
Брос…т – бросить – II спр.
Держ…т – держать – II спр. Искл.
Стел…т – стелить – I спр. Искл.
Задание 2.
Творческое списывание (распечатка – карточка).
Заунывный ветер гон…т
стаю туч на край небес.
Ель надломленная стон…т,
глухо шепч…т темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
за листком летит листок,
И струей сухой и острой
набега…т холодок.
Взаимопроверка (проверка по ключу). Выставление оценок.
Физкультминутка
Мы работали, играли
И, наверное, устали.
А теперь всерьез, не в шутку,
Проведем физкультминутку.
Потянулись все вперед,
А потом наоборот.
Вот большие птичьи крылья,
Волны катятся морские.
Это детская юла,
Кругом голова пошла.
Вздох глубокий, руки шире,
Нет дружней нас в целом мире.
Все на месте прыг да скок,
Продолжаем наш урок.
Задание 3.
Орфографический футбол
(на материале упражнения 714).
Бор_тся за победу, родители беспоко_тся, завис_т от спортсмена, крут_т колесами, наде_мся на удачу, вырыва_тся вперед, друзья боле_т, обход_т соперников, терп_т поражение, болельщики лику_т.
мяч с буквами е-и – ю-я.
Если буква выбрана правильно, то мяч в воротах.
Один пример объясняет учитель. Затем играют команды (ряды)
Голы:
1. Е (или Ю – мн.ч.)
2. Я
3. И
4. И (или Я – мн.ч.)
5. Е
6. Е (или Ю – мн.ч.)
7. Ю
8. И
9. И (или Я – мн.ч.)
10. Ю
Идет подсчет очков. Обобщение полученных знаний, решенных проблем.
Учитель: Предлагаю капитану победившей команды новое испытание.
Задание 4.
Анализ предложения.
Дуют ветры яростные, гонят лодки парусные. (Повеств., невоскл., прост., распр, с одн. сказ.)
Задание 5.
Упражнение 716 (устно)
Дорога стелется, ветер веет, волна плещет, трава не колышется, птичка щебечет, кузнечик стрекочет, листва шепчет, увидишь море, парусник движется, примерит снаряжение, измучит жара и жажда.
-чтение вслух
- по алгоритму определение вида, спряжения, лица и числа глагола
- образование формы множественного числа глаголов.
Задание 6.
Наше путешествие подходит к концу. Я предлагаю вам выполнить творческое задание. Вставить в текст нужные по смыслу глаголы (текст проецируется на доску).
Ярко_______солнце. Ветерок________по пруду разноцветные листья.
Плавно____по воздуху длинные косые паутинки. Где-то________малиновка.. На дубе сойка_______созревшие желуди.
(светит, гонит, летит, поет, собирает, срывает).
Самопроверка по ключу. (Рефлексия)
Игра-эстафета. Вычеркнуть четвертое лишнее (распечатка)
! выходить | прижать | заиграть | растаять |
вылезать | ! прибить | заскрипеть | прочитать |
выбегать | приоткрыть | ! засолить | ! протрубить |
выпекать | приехать | заулыбаться | разволноваться |
Подведение итогов уроков, объяснение домашнего задания (упр. 720)
Игра идеально подходит к данному типу урока – открытие нового знания. Оргмомент мотивирует деятельность учащихся, помогает им включиться в работу. Для перехода к новой теме необходимо было вспомнить все известное о спряжении глагола. Так была решена проблема “Избавление от балласта”. Но далее ставится новая проблема, для решения которой необходимо вспомнить, что у глаголов I и II спряжения различные окончания. Для этого выполняется словарный диктант. Ребятам нужно исправить ошибки в определении спряжения глагола и правописании личных окончаний. Класс определяет главную проблему: от чего зависит правописание безударных личных окончаний глаголов. Созданный алгоритм – лучшее решение данной проблемы. Теперь на материале тренировочных упражнений можно, пользуясь алгоритмом, закрепить полученные знания, поэтому первое упражнение выполняется у доски, следующее – на местах, но со взаимопроверкой. Исходя из того, что задания в основном типовые (выбор нужной буквы), следует менять их форму. Игра “Орфографический футбол” внесет небольшое оживление. Не следует забывать о работе, которая проводится каждый урок (орфографическая, разбор предложения и т.д.), поэтому будет к месту одному из ребят (представитель победившей команды) выполнить анализ предложения (графический разбор, характеристика). Последние два задания урока (5, 6) предусмотрены для самостоятельной работы. После подведения итогов урока (Какую новую информацию получили? Чему научились?), если останется время, можно провести эстафету “Четвертый лишний”. На данном уроке хорошо сочетались коллективная и индивидуальная работа. Задания учебника и дополнительные, подобранные учителем, помогают началу формирования умений и навыков в определенной последовательности. Предусмотрен один вариант домашнего задания, так как в целом класс подготовленный, ровный.