Цели:
Дидактическая:
- Развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.
- Развивать устную связную речь через умение строить предложение с однородными членами, находить их в предложении.
- Учить соотносить предложения со схемой определенной грамматической конструкции.
- Закреплять навык постановки знаков препинания при перечислении существительных в предложении.
- Закрепить межпредметную связь через повторение природных сообществ.
Коррекционная:
- Коррекция зрительного восприятия через вычленение букв из общего ряда по цветовому признаку.
- Коррекция мыслительных процессов через анализ, синтез, сравнение и обобщение.
- Активизация памяти на основе ранее изученного материала.
- Развитие внимания через умение сосредотачиваться на словесной инструкции педагога.
Воспитательная:
- Закреплять умение работать в коллективе, проявляя взаимопомощь.
Оборудование: карта-схема с изображением природных сообществ, карточки-задания, конверт с элементами схемы, доска.
Организационный момент.
В класс входят дети, здороваются с гостями, проходят на свои места. Следом за детьми входит воспитатель в костюме лисы.
В. – Здравствуйте! Я туда попала?! Ой какой у меня сегодня необычный день, пришла к вам, а у вас гости, значит и у вас сегодня необычный день. А вы узнали меня?
– Да, я лиса!
– У меня приключилась беда, гуляла по лесу и заблудилась. Встретила в дороге лесовичка, он посоветовал к вам обратиться, потому что вы хорошо учитесь и сможете мне помочь.
– Вы согласны мне помочь добраться домой, там меня детишки-лисята заждались?
– Лесовичек дал мне карту, но в ней задания по русскому языку. А я не грамотная, в школе не училась. Давайте
вместе с вами посмотрим, что это за карта, которая приведет меня к дому!
– Какая интересная карта!
-Ребята, через какие природные сообщества нам нужно пройти, чтобы я попала домой?
– У вас на столе лежат карточки оранжевого цвета с надписями, выберите карточки с названием природных сообществ, которые изображены на карте, и разложите их перед собой.
РЕКА | БОЛОТО | ЛУГ | ЛЕС |
– Кто выполнил задание, поднимите руки. Молодцы!
– Через какое первое природное сообщество мы пройдем?
У. – Мы пройдем через реку.
(Учащийся выходит, ставит карточку в кармашек карты с изображением данного сообщества).
В. – Через какое второе сообщество мы пройдем?
У. – Мы пройдем через болото (вставляет карточку).
В. – Через какое третье сообщество мы пройдем?
У. – Мы пройдем через луг (вставляет карточку).
В. – Через какое четвертое сообщество мы пройдем?
У. – Мы пройдем через лес (вставляет карточку).
В. – Ой, а вот мой домик с лисятами, да путь предстоит немалый.
– Так через какие природные сообщества мы пройдем?
У. – Мы пройдем через реку, болото, луг и лес.
В. – А какую тему вы сейчас изучаете по русскому языку?
У. – По русскому языку мы изучаем сейчас тему “Однородные члены предложения”.
В. – Итак, наше коррекционное занятие мы проведем, чтобы лучше знать данную тему.
Цели нашего занятия: закрепить умение находить однородные члены в предложении, составлять предложение с однородными членами и умение правильно поставить запятые. Но мы не только будем заниматься по русскому языку, но и по природоведению.
– Итак, задание. Выбрать предложение с однородными членами.
На доске записаны два предложения:
1. Мы пройдем через природные сообщества.
2. Мы пройдем через болото, луг, реку и лес.
– Молодцы! А почему вы считаете в этом предложении есть однородные члены?
– Правильно, потому что в этом предложении идет перечисление.
– Молодцы! А теперь составьте схему этого предложения.
Итак, какое первое сообщество мы должны пройти? Посмотрим, что здесь за задание?
– Какие рыбы водятся в реке?
У. – В реке водятся окуни, пескари, щуки.
В. – Теперь каждый составит устно с этими словами предложение. А понравившиеся предложения, я или кто-то из вас запишет на доске.
– Записали выбранные предложения, выложите его схему.
– Молодцы! Вот мы и прошли через реку.
– Какое следующее сообщество мы пройдем?
– Правильно, мы пройдем через болото.
– Прежде чем пройти через болото нам нужно выполнить следующее задание.
У вас на столах лежат зеленые карточки-слоги. Из этих слогов вам нужно составить слова с названием птиц.
– Кто выполнит задание, поднимите руку.
– Приступаем к заданию, не забываем про правильную посадку за партой:
ЦАП – ЛЯ | ЖУ –РАВЛЬ | КУ – ЛИК |
– Ребята, а как вы думаете, где живут эти птицы?
У. – Эти птицы живут на болоте.
В. – А теперь посмотрите на доску, я правильно записала предложение?
Цапля журавль и кулик живут на болоте.
– Нет. Не правильно.
– А почему?
У. – Потому что предложение записано без запятых.
В. – А зачем в этом предложении запятые?
У. – В этом предложении идет перечисление однородных членов, поэтому нужно ставить запятые.
В. – Молодцы, а теперь составьте схему к предложению.
– Молодцы, даже запятые сами поставили.
– Ой, я так устала, по лесу-то я давно брожу. Может немного отдохнем.
Вот и поляна рядом, лужок с цветами. Встали все, расслабились, повторяем все движения за мной.
На поляне ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше, выше
Потянулись на носочки, вдохнули воздуха, выдохнули. Улыбнулись друг другу и сели.
– Итак, через какие природные сообщества мы прошли?
У. – Мы прошли через реку, болото, луг.
В. – Через какое природное сообщество нам еще нужно пройти?
– Нам осталось пройти через природное сообщество лес.
– Правильно. Давайте посмотрим, что здесь нам приготовил Лесовичек!
_________, _______________, _______________ и _______________ растут в лесу.
В помощь вам на столе лежит коричневая карточка, где спрятаны слова.
Сумейте найти их, и мы узнаем какие деревья растут в лесу.
– Ой, какие у вас карточки сложные, я бы не разобралась!
– Какие цвета букв используются в карточке?
У. – Зеленый, красный, синий, коричневый.
– Сколько всего цветов используется в карточке?
В. – Четыре.
– Значит сколько будет слов?
У. – Всего будет четыре слова.
В. – Приступаем к работе. Карточку положили перед собой. Взяли в руки карандаш. Ниже на карточке записываем получившиеся слова.
– Какие слова получились?
У.
ОСИНА | БЕРЕЗА | СОСНА | ПИХТА |
– Вставляем получившиеся слова в предложение устно.
– Какое предложение получилось?
У. Осина, береза, пихта растут в лесу.
В. – А вот схемы, давайте посмотрим к какой схеме относиться данное предложение.
1. , , , , ___________ ___________ _________.
2. , и ___________, ____________, __________.
3. , , и _________, ____________, _________.
У. – Правильно, предложение относится к схеме 3.
– Молодцы, все трудные задания выполнили. А вот и мой домик. А детки бедные уже бегают, ищут меня. А с такими грамотными ребятами ничего не страшно, даже в самом дремучем лесу. А как много интересного я узнала, обязательно своим деткам расскажу.
Учитесь, ребятки, хорошо, в следующем году вы еще много интересного узнаете и мне расскажите. Я к вам теперь часто забегать буду, ведь у меня есть карта.
– Спасибо, всем вам ребята за помощь, без вас не добралась бы я до дома и не выполнила бы такие трудные задания.
Если у кого-то, что-то не получиось, ничего страшного, в следующем году получится.
– Ну а коли вы помогли мне добраться до дома, я приглашаю вас в гости. А в гостях принято угощать, и я вас хочу угостить своими лесными дарами – ягодой. И вы за обедом отведаете моего угощения.
– Спасибо скажем нашим гостям, которые вместе с нами прошли это увлекательное путешествие.