Цель урока: возродить российские традиции эпистолярного жанра, научить школьников видеть и понимать ценности родного языка, узнать об истории письма в России, о многовековой российской почте; научиться правильно писать письмо – деловое, официальное, личное.
Оборудование: плакат с изображением дороги с верстовыми столбами, с мчащейся почтовой тройкой; костюмы: ямщика, почтаря, девушки XIX века, боярина, видеокассета “Булат Окуджава”,треугольники солдатских писем времен Великой Отечественной войны, плакат с адресом согласно европейской системе адресования, схема: “Структура делового письма”.
- Письма Сенеки к Плинию.
- Письма мирянам оптинского старца иеросхимонаха Амвросия.
- “Письма русского путешественника” Карамзина.
- “Письма к сыну” Филиппа Черстерфилда.
- Ш.Монтескье “Персидские письма”
- А. Кутуй “Неотосланные письма”
- Три тома писем из собрания сочинений Л.Толстого.
- Романы в письмах А. Пушкина, И.Тургенева, Ф.Достоевского.
Плакат:
“Эти письма создают атмосферу задушевности, искренности, редкой в нынешнем веке. Они исцеляют душу, возвращают ей целостность”.
Ход урока
На доске – рисунок дороги с верстовыми столбами, с мчащейся почтовой тройкой. На фоне мелодии “Когда я на почте служил ямщиком” учащийся в кафтане, с кнутом в руках ведет рассказ:
- На Руси уже в X веке существовал “повоз” - особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов.
В XIII веке была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях. На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова “ям” и “ямщик” - татарского происхождения. “Ям” происходит от татарского “узям” - дорога, а ямщик от “ян - чи”, что означает проводник.
В XVI-XVIII веках количество дорог, ямщиков стало расти. В царствование Михаила Федоровича был основан ямской приказ. Ведал им князь Пожарский. В него вошла и почтовая часть.
“Ямщик” подходит к карте “Россия в XVI-XVIII веках” и, рассказывая, показывает….. Архангельск, Новгород и другие северные города были соединены “ямами” с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами. Зачислялись они в разряд служивых людей.
Выходит “боярин Орды – Нащокин”, представляется…..
- По моей инициативе в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По своему характеру она была международной, так как доставляла в Москву ведомости из-за границы. По моему указанию ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик – почтарь надевал почтовый рожок. Позже появилась медаль – бляха с “двоеглавым орлом”
“Ямщик-почтарь” (в форменной одежде) продолжает:
- В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте. Протяженность почтовых трактов в середине XVIII столетия доходила до 17000 верст. Впервые появилось почтовое сообщение между Петербургом и Москвой – туда и обратно – два раза в неделю (показывает по карте).
К 1780 году в России было уже три почтамта: в Петербурге, Риге, Москве (показывает по карте).
Входит “Дунечка Вырина”, представляется и рассказывает о своем отце – станционном смотрителе (герое из повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”):.
- По закону, изданному в 1808 году Александром I, “…..путешествующим строго запрещается чинить станционному смотрителю притеснения и оскорбления, и почтарям побои. За все такие поступки взыскано будет по сто рублей в пользу почтовой экономической суммы….. Станционные смотрители, которые не имеют классных чинов, но находятся при своих местах, во ограждение своих обид пользуются четырнадцатым классом”. Хочу отметить, что табель о рангах делил всех чиновников на классы, из которых самым низшим был четырнадцатый.
Ряд предписаний наделяет смотрителей весьма ответственными полномочиями. Так, “если между почтарями и извозчиками окажется человек, преданный пьянству, злонамеренный, то хозяин станции может сам заменить нерадивого другим…..”. Смотритель обязан был носить форменную одежду, следить за порядком, чистотой “все правильные требования всякого проезжающего немедленно исполнять с кротостью и учтивостью. В противном случае наказание предусматривается самому смотрителю”. (Дунечка уходит).
Ученик в форменной одежде, стоя у карты, рассказывает и показывает:
- В те годы скорость прохождения почты была невысокой. Так письмо из Москвы поступало в Ригу на 9-11 день, в Псков через 150 часов (690 верст), при этом плата взыскивалась довольно высокая. С каждого золотника (4,26 грамма) отправления взималось: от Москвы до Пскова – по 8 копеек, до Новгорода по 6 копеек, до Риги по 10 копеек, до Берлина по 25 копеек. Отправить письмо (обычного в нашем понимании веса) из Москвы в Ригу стоило около 40 копеек (при ценах того времени: сена – 8 копеек пуд, овса – 12 копеек пуд и прочее).
Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди.
В 1837 году почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.
Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в 10 копеек. В 1865 году была учреждена земская почта, которая обслуживала сельское население.
Ученица со словарем С.И. Ожегова в руках:
- Согласно этому словарю одно из значений слова письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь кому – нибудь, а другое – умение писать, учиться искусству письма…..
Учитель:
- Обратимся к эпистолярному наследию творческой интеллигенции XIX – начала XX века. Это наследие имеет важное значение для современной культуры как в языковом отношении, так и в культурно – историческом. Письма театральных деятелей, ученых, писателей, художников – это своеобразный документ эпохи. Известно, что дружеская переписка часто становилась формой общественно – публицистических и литературных бесед, в которых наиболее полно раскрывалась языковая личность, оттачивался русский литературный язык. Так в эпистолярном наследии Льва Толстого самым ранним письмом, адресованным “тетеньке” Т.А. Ервольской, датированным 20 июлем 1840 года, написанного 12-летним мальчиком, вырвалось такое важное, определяющее весь жизненный путь писателя признание: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться”. Последнее письмо Льва Николаевича обращено к английскому биографу Эльмеру Моюду от 3 ноября 1910 года года. Для Толстого письмо – потребность в общении с внешним миром, самыми разными людьми, являлось настоятельной необходимостью. “Что же вообще письма, как не записки о коротком времени”, - заметил Герцен. Без таких “записок”, весьма полно запечатлевших его жизнь на протяжении долгого времени, Толстой обходиться не мог. Он писал их везде, куда бы не забросила его судьба: в своей Ясной Поляне, Казани, в осажденном Севастополе и в степной кибитке под Самарой, в Нижнем Новгороде и Тифлисе, в Москве и Петербурге, в Париже и Лондоне, Брюсселе и Женеве и т.д. Отправлялись эти письма в близкие и весьма отдаленные географические точки мира, самым разным адресатам: членам семьи, друзьям, сослуживцам, совсем незнакомым людям, очень разным по общественному положению: маститым и начинающим писателям, художникам и композиторам, актерам и режиссерам, академикам и студентам и т.д. Весьма обширна его переписка. Им написано более 10000 писем (занявшим полное собрание его сочинений 31 том.) При этом число ненайденных писем достаточно высоко.
Письма личного характера.
Оля:
- Читаешь Ф.Тютчева, и перед тобой развертывается драма:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала –
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала –
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела –
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело……
У каждого человека есть в жизни очень дорогие для него письма, сугубо личные. Это могут быть письма от любимых. “Только утро любви хорошо, хороши только первые встречи….” - писал Надсон. И если это “утро любви” закреплено словами в письме, чувство любви становится предметным, а письмо – необычайно дорогим, как и чувство человеческой любви.
(Входит Настя в длинном белом платье, садится за стол, берет из чернильницы гусиное перо и водя им по листу бумаги “пишет”, произнося в слух.)
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать только об одном…
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы…..ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.Другой!...Нет, никому на свете
Не отдала бы сердце я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Ленар (во фраке):
- В книге “Жизнь в свете дома и при дворе” (издательства “Журнала мод”, 1890 года) говорится: “Молодая девушка никогда не пишет мужчине, даже от имени своих родителей; лучше всего, если ни строчки, написанной ею, нет в руке мужчины, который не приходится ей сродни или который еще не совершенный старик….” Письмо Татьяны доказывает глубину ее чувства к Онегину, если она переступила светские правила. В этом письме живет и дышит время А.С. Пушкина.
Учитель:
- Минул XIX век, пришел XX век, за ним XXI наступил…… “и помнит мир спасенный…..” Шестьдесят лет минуло с победного окончания Великой Отечественной войны. О ней написано немало книг. Но эта стоит на особом месте (показывает книгу старшего политрука, корреспондента армейской газеты “Сын Родины” А.Г. Ришина, погибшего в 1942 году “Я пишу тебе из сорок первого”).
Эти письма сохранила и передала в редакцию его жена. В письмах описано множество фронтовых событий, имена людей, с которыми сводила его война…..И звучит в них живой голос очевидца и участника событий, голос человека, своей героической гибелью заслужившего полное доверие тех, кто прочтет эти мужественные строки. Они глубоко трогают неиссякаемым оптимизмом, верой в душевные силы народа , в неизбежную победу в правой войне.
(Звучит песня Б.Окуджавы “Ах, война, что же ты сделала подлая….”)
Эльмира:
- Солдатские письма……Это – простые письма, “треугольнички” со штемпелем и полевой своей почты. Эти весточки написаны моим дедушкой в окопах, на передовой, между боями, предельно просты и правдивы. Вот одно из них (в руке треугольник солдатского письма).
Здравствуй, моя дорогая Галия! Получил от тебя долгожданное письмо. Да, всем теперь тяжело. Но за меня не беспокойся. Питаюсь я отлично. Полевая кухня варит исправно.
Вот выдали валенки, ведь морозы стоят градусов так тридцать пять. Одного только не достает. Хочется побыть с тобой и сыном. Все пройдет, я верю и знаю, что вернусь к вам. А пока движемся на Запад. Уничтожаем на своем пути фашистов. Час нашей победы приближается. До скорой встречи.
16 декабря 1943 год.
Нурислам.
Письмо проекцируется на экран.
Вадим:
- Письма – свидетели истории, чувств. Как в этом письме солдат ясно и просто выразил свои мысли. Письмо написано так, что слушая его, представляешь фронтовые дороги и видится за строками солдатская семья.
Эдита:
- Как ласково обращается Нурислам в начале письма: “Моя дорогая Галия”. Далее он пишет о ней, а затем о себе, выражает желание скорого свидания, веры в победу.
Учитель:
- Дружеское письмо личного характера. Как вы понимаете это?
Ильнар:
- Я понимаю как частное неофициальное письменное общение.
Учитель:
- Существуют ли общие требования к содержанию и оформлению писем?
Ильназ:
- Во-первых, надо ясно и просто выражать свои мысли. Во-вторых, верно выбрать тональность. Если письмо адресовано родным, близким друзьям, то следует писать задушевно.
Гульнара:
- Строится письмо по законам логики. Надо учитывать и возраст, и пол, и многие другие факторы.
Катя:
- Каждое письмо отражает настроение и характер пишущего. Из этого следует вывод, что, если вы находитесь в состоянии негодования, в плохом настроении, лучше не пишите писем. Но если есть потребность излить чувства на бумаге, то такое письмо отправлять не стоит.
Эльвира:
- На доброе слово
Не надо скупиться.
Написать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным –
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
Учитель:
- Молодцы! А сейчас слово предоставим Резеде:
- Я проанализировала письма А. Блока – Л.Д.Менделеевой, М.Горького – И.А. Бунину, Станиславского – Блоку и выяснила, что каждое письмо состоит из четырех частей.
1) Обращение.
2) Вступление – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения.
3) Изложение о предметах, интересующих адресата.
4) Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и прочего и собственноручной подписи.
Учитель:
- А что вы знаете о деловых письмах.
Алсу:
- Группа ребят, в которую входила и я, исследовали правильность ведения деловой переписки. Если в частной переписке каждое письмо несет на себе печать индивидуальности автора, то язык деловой корреспонденции всегда официален, учтив, тактичен, выразителен, точен и краток. Необходимыми качествами делового письма является формально – логический способ изложения материала. Все деловые письма подразделяются на констатирующие совершившийся факт (реактивные) и предваряющие возможность его свершения (инициативные).
К реактивным относятся письма, не требующие ответа: сопроводительное письмо, письмо – извещение, письмо – напоминание, письмо – предупреждение, гарантийное письмо. Целью писем этой группы является информирование читателя о каких либо событиях, фактах. Основная цель инициативных писем – стремление подвести адресата с помощью логического, четкого, убедительного изложения к желаемому для отправителя действию, поступку. Поэтому в письмах этой группы очень часто встречаются элементы доказательства, убеждения, развернутого изложения. Деловое письмо может быть одноаспектным, так и многоаспектным, то есть одно и то же письмо может содержать и просьбу, и предложение, и напоминание, и гарантию.
Ильнур:
- Деловые письма составляются на специальных бланках учреждения, предприятия, фирмы и т.д. Логическая схема информирующих писем состоит из следующих частей:
1. Сообщение партнеру по переписке определенных сведений.
2. Комментирование этой информации автором письма и изложение им каких – либо инструкций.
3. Вежливое завершение письма.
СХЕМА:
Структура делового письма
Ленар:
- Когда письмо готово, его следует перечитать. Затем сложить его по форме конверта и, вложив в него, запечатать. На конверте указать полный и точный адрес получателя вашей корреспонденции.
С января 1997 года Россия перешла на европейскую систему адресования: имя, фамилия, дом, улица, город, страна.
(Вывешивает плакат)
Учитель:
- Письма. Их всегда ждешь. А получив, отвечаешь. И пишешь так, чтобы, читая его вслух, вашему адресату не было стыдно за его слог. Поэтому тщательно подбирайте слова. XXI век. Телеграф, телефон, электронная почта…
И все же были и “Письма из Италии”, и “Письма издалека”, и “Письма русского путешественника”. Представьте себе: человек проехал из России в Париж и написал два тома писем. Тогда как во время современного перелета из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлете и приземлении. Два слова вместо двух томов…
А как хочется, заглядывая ежедневно в почтовый ящик, увидеть маленькое чудо – письмо. И вот свершилось: ты дождался его, читаешь и содержание объемлет тебя. Ты рядом с писавшим. И вот садишься за письменный стол “рука тянется к перу, перо – к бумаге…..”
Ребята, домашнее задание будет заключаться в следующем: написать письмо одному из адресатов: своей семье, другу, президенту, ветерану и т.д.