Цели:
- расширить представления учащихся о фразеологизмах;
- совершенствовать коммуникативные умения у учащихся;
- повысить словарный запас учащихся 5 класса.
Оборудование: плакаты, рисунки учащихся, афоризмы писателей, крылатые слова.
Подготовка команд: подготовить небольшой юмористический рассказ, используя только фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы описав неудачного певца, музыканта, актера.
Как он близок, как понятен,
Как народ к нему привык,
Звонких песен, ярких пятен
Выразительный язык!
И. Уткин
ВЕДУЩИЙ: Не случайно наш турнир я начала со слов И. Уткина, так как обогащение нашей речи, красота русского языка, зависит от того, какие слова мы произносим. А что может сделать наш язык выразительным и прекрасным?
(Дети отвечают)
Знания фразеологии, умелое использование ее - неотъемлемая часть речевой культуры человека. Поэтому сегодня мы будем говорить о фразеологизмах, крылатых выражениях, пословицах. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Эти маленькие поэтические произведения, полные ярких образов, построены, нередко, на прекрасных созвучиях и рифмах. Они приносят радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учат ценить в жизни честность и справедливость.
Капитаны, представьте свои команды. Помните, что название команды должно быть строчкой фразеологического оборота.
(Представление команды.)
(На сцену выбегает два друга Знай и Незнай. Ударяются друг об друга. Чешут лбы.)
ЗНАЙ: Ты зачем на меня наскочил? Видишь, что ты наделал…
НЕЗНАЙ: А что я такое наделал?
ЗНАЙ: Уронил пословицы. Все перепутал?
НЕЗНАЙ: Да ладно тебе, сейчас через минуту все соберу.
ЗНАЙ: Да как ты соберешь?
НЕЗНАЙ: Не знаю?
ЗНАЙ: Ах, не знаешь. Сейчас как дам(показывает кулаки) за то, что не умеешь вести себя на людях.
ВЕДУЩИЙ: Не ссорьтесь, не ссорьтесь. Нам помогут в этом ребята, которые пришли к нам на праздник. Соберите карточки и раздайте участникам.
(ЗНАЙ и НЕЗНАЙ раздают карточки. На карточках 12 пословиц, участники должны найти пару)
1.Под лежачий камень, | 1) и вода не течет. |
2. Без дела жить- | 2) только небо коптить. |
3.Дружба дружбой, | 3) а служба, службой. |
4. Слово - не воробей, | 4) вылетит – не поймаешь. |
5. За двумя зайцами погонишься- | 5) ни одного не поймаешь. |
6. Нет друга- ищи, | 6) а найдешь береги. |
7. Дружба как стекло, | 7) разобьёшь - не сложишь. |
8. Маленькое дело, | 8) лучше большого безделья. |
9. Не зная броду, | 9) не суйся в воду. |
10. Что посеешь, | 10) то и пожнешь. |
11. Правду как ни прячь - | 11) наружу выйдет. |
12. Умный себя винит, | 12) глупый своего товарища. |
(Когда команды собрали пословицы, то подходят к Знаю и Незнаю. Они, в свою очередь, обменивают пословицу на жетон)
ВЕДУЩИЙ: Первый конкурс мы назовем условно «Разминка». Я вам буду читать крылатые выражения из литературных произведений, а вы должны будете назвать героя, о котором говорится и объяснить, что эти выражения обозначают.
- Блоху подковать. (Н. Лесков «Левша»)
- Мартышкин труд. (И.А. Крылов «Обезьяна»)
- А король-то голый! (Х.К. Андерсен «Новое платье для короля»)
- С ветряными мельницами сражаться. (М. Сервантес «Дон-Кихот»)
- Живинка в деле. (П. Бажов «Живинка в деле»)
- У сильного всегда бессильный виноват. ( И.А. Крылов «Волк и Ягненок»)
- На блюдечке с голубой каемочкой. (И. Ильф и Е. Петров «Золотой теленок»)
- В сердце льстец всегда отыщет уголок (И.А. Крылов «Ворона и лисица»)
ЗНАЙ: Вижу хорошо, вы размялись. А теперь следующий конкурс: Фразеологические загадки. Правило в игре такое, я читаю первое высказывание, если вы отгадываете, переходим к следующей загадке, если нет читаю второе высказывание. У вас три- четыре попытки. И так начнем.
1.
|
НОС |
2.
(Незнай подбегает к командам и спрашивает, что это за слово) |
УШИ |
3.
|
ВЕТЕР |
НЕЗНАЙ: Ты такие трудные загадки
загадываешь, что нельзя что-нибудь полегче
загадать? Вечно ты все усложняешь. Даже мне
трудно отгадать. ЗНАЙ: Ты, Незнай, не хочешь учиться, поэтому и загадки отгадываешь с трудом. А загадки очень легкие. Продолжаем? |
|
4.
|
КАША |
5.
|
ВОДА |
6.
|
ЯЗЫК |
ВЕДУЩИЙ: Пора жюри подвести итоги
НЕЗНАЙ: Теперь моя очередь. (Кричит)
ЗНАЙ: Да тебе никто не мешает, так что не кричи, а загадывай.
НЕЗНАЙ: Угадайте, среди представителей каких профессий появились эти фразеологические обороты. Я задаю вопросы, а вы по одному отгадываете.
Стричь под одну гребенку. | (Парикмахер) |
На живую нитку. | (Портной) |
Сложить оружие. | (Военный) |
Брать на прицел. | (Охотник) |
Закидывать удочку. | (Рыбак) |
Играть первую скрипку. | (Скрипач) |
Петь с чужого голоса. | (Певец) |
Открывать Америку. | (Путешественник) |
Ждать у моря погоды. | (Моряк) |
Сгущать краски. | (Художник) |
Ход конем. | (Шахматист) |
Очки втирать. | (Окулист) |
ЗНАЙ: Ребята прекрасно справились с заданием.
ВЕДУЩИЙ: Знай, Незнай, по-моему, пришло время проверить, как наши команды справились с домашним заданием.
НЕЗНАЙ: (радостно) Да они не справились! Ха-ха-ха.
ЗНАЙ: Не мерь ребят по себе. А какое домашнее задание они должны были выполнить?
ВЕДУЩИЙ: Должны были составить юмористический рассказ, описав певца, актера, музыканта, используя только фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы.
ЗНАЙ: Какое интересное задание у наших участников. Проведем жеребьевку, кто первый будет выступать.
(Выступление команд)
НЕЗНАЙ: Хочу еще один конкурс провести. (Дергает ведущего) А то все Знай, да Знай. Я тоже хочу быть умным.
ВЕДУЩИЙ: Проводи. (Гладит по голове)
НЕЗНАЙ: Сейчас я вам буду показывать рисунки, а вы должны будете догадаться, какие фразеологизмы изобразил художник.
(Показывает рисунки)
ЗНАЙ: А когда же свою смекалку покажут капитаны?
ВЕДУЩИЙ: Пришло время и для капитанов.
ЗНАЙ: У капитанов следующие задания: за определенное время (5 мин) каждый из вас должен записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: нос, зуб, язык, ноги.
НЕЗНАЙ: 1,2, 3 начинай….
НОС | ЗУБ |
Задирать нос. Вешать нос. Водить за нос. Зарубить на носу. Клевать носом. Держать нос по ветру. Остаться с носом. Встретиться нос к носу. Не видеть дальше собственного носа . Попасть на зуб. |
Зуб на зуб не попадает. Око за око, зуб за зуб. Говорить сквозь зубы Иметь зуб. В зубах навязло. Положить зубы на полку. Ни в зуб ногой. Скалить зубы. |
ЯЗЫК | НОГИ. |
Язык без костей. Острый на язык. Тянуть за язык. Язык проглотить. Найти общий язык. Язык не поворачивается. Держать язык за зубами. Язык до Киева доведет. Не сходить с языка. |
Со всех ног. Встать на ноги. Падать с ног. Потерять почву под ногами. Сбиться с ног. Идти в ногу. Путаться под ногами. Ног под собой не чуять. Одна нога здесь другая там. |
ЗНАЙ: Проведем это задание по такому правилу: устойчивые фразеологические обороты не повторять.
ВЕДУЩИЙ: Проведем заключительный конкурс, который называется «Доскажи словечко». Я вам читаю стихотворение, а вы должны будете закончить строчку.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой (не разольешь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и (поперек)
И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут;
От этой песни (уши вянут).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу.)
ВЕДУЩИЙ: Знай и Незнай, соберите жетоны у наших команд, отдайте жюри, чтобы могли подвести итоги турнира.
(Собирают жетоны, отдают жюри)
ЗНАЙ: А пока проведем конкурс болельщиков.
НЕЗНАЙ: А что могут знать болельщики о фразеологизмах.
ЗНАЙ: Я тебе второй раз говорю, чтобы ты не мерил людей по себе.
НЕЗНАЙ: А у меня и линейки нет. Как я могу мерить.
ЗНАЙ: Ну, ты и того (вертит пальцем у виска)
НЕЗНАЙ: Вместо того, чтобы объяснить, ты меня еще и оскорбляешь.
ЗНАЙ: Вот и пусть тебе объяснят болельщики, что значить «мерить людей»
(Объяснение болельщиков.)
ЗНАЙ: Молодцы! Ответьте мне на вопросы-шутки.
1) Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное, есть:
ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету)
вверх ногами)
2) В каком фразеологизме упоминается действие
таблицы умножения? (Ясно как дважды два)
ЗНАЙ: Все-таки молодцы, ребята, умеют говорить красиво и точно употреблять в речи каждое слово. Учись, Незнай.
НЕЗНАЙ (кивает головой)
ВЕДУЩИЙ: Итоги нашего конкурса подведены, жюри сейчас огласят результаты, но как не печально, а в игре есть победившие и проигравшие. Но вы, друзья, не останавливайтесь на достигнутых результатах. Учитесь правильно и в нужный момент употреблять то или иное слово. Обогащайте свой лексический запас. Читайте больше книг. И не забывайте заглядывать в словарь! В «умелых руках и в опытных устах русский язык становиться красивым, певучим, послушными выразительным».