Цели:
- продолжить знакомство с архитектурными памятниками России;
- познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного;
- проверить умения подробного пересказа текста с использованием в письменной речи архитектурной лексики;
- развивать умение воспроизводить архитектурные детали памятника.
Оборудование:
- картины с изображением храма Василия Блаженного;
- цветные иллюстрации учебника с изображением храма Василия Блаженного;
- карточка-текст (для учителя).
- индивидуальное задание (даётся ученику до урока) – подготовить выразительное чтение стихотворения Д. Кедрина “Зодчие” (упр. № 112).
Архитектура – тоже летопись мира, она
говорит тогда,
когда уже молчат и песни, и предания
и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.
Н. В. Гоголь
План (закрыт):
- По какому поводу был построен храм Василия Блаженного?
- В чём оригинальность архитектурного сооружения храма?
- Архитектурные детали храма.
- Какова история храма Василия Блаженного? Кто его авторы? Какова легенда о храме?
Слова (закрыты):
- Зодчий – строитель, архитектор (специалист в области архитектуры).
- Архитектура – искусство проектировать и возводить здания и сооружения.
- Летопись – совокупность, собрание каких–либо записей, произведений, кинолент и т. п., в которых нашли отражение отдельные моменты развития, хода чего – либо.
- Юродивый, блаженный – у православных христиан: добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишённого здравого ума, но обладающий даром прорицания.
- Храм – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
- Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре.
- Столп – башня, колонна.
- Подклеть – нижний ярус в церкви.
- Придел – пристройка православного храма со стороны южного или северного фасада.
В октябре 1552 года, Казань, Иван Грозный, храм – памятник, каменный собор Покрова, многоглавая группа кремлёвских соборов, столпы – храмы стоят на широком подклете сложного звёздчатого очертания, башнеобразная форма, строители – Барма и Постник.
ХОД УРОКА
1. Запись числа, темы.
2. Постановка цели урока.
3. Запись эпиграфа в тетрадь, работа над ключевыми словами архитектура, летопись и смыслом эпиграфа.
4. Слово учителя.
Наша страна – Россия – чрезвычайно красива и
знаменита на весь мир своими архитектурными
памятниками. Мы уже с вами об этом говорили, когда
писали недавно подробное изложение о
Триумфальной арке, которая находится в городе
Москве – столице нашей Родины. Сегодня мы с вами
познакомимся ещё с одним из них. Расположен он в
центре Москвы на Красной площади. Столица наша до
сегодняшнего дня сохранила свой неповторимый
русский стиль, своё лицо. И сегодняшний урок мы
посвятим одному из красивейших архитектурных
памятников России – храму Василия Блаженного.
Невозможно представить Красную площадь без
собора Василия Блаженного. Его затейливые
многокрасочные купола и шатры известны всем: и
тем, кто бывал в Москве, и тем, кто никогда в ней не
был. Однако далеко не всем известно, что стены и
башни такого знакомого собора хранят свои тайны
и загадки. Мы узнаем интересные эпизоды из жизни
этого памятника. Я не случайно сказал “из
жизни”.
– Как вы думаете, почему? Наверное, потому, что у
памятников, как у людей, есть своя жизнь, своя
судьба. Об этом мы с вами узнаем чуть позже.
5. Конкретизация темы урока. Работа над ключевыми словами темы.
а) Запись на доске и в тетрадях (открывается доска с записанными словами, ученики записывают значения слов)
Храм Василия Блаженного – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов,
блаженный (синоним юродивый) – у православных христиан: добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишённого здравого ума, но обладающий даром прорицания.
б) Слово учителя об истории храма.
Карточка. Василий Московский, Христа ради юродивый (1468 – 2.08.1557).
Его родителей звали Иаков и Анна. Согласно
старинной московской легенде, Анна родила
Василия на паперти храма Владимирской иконы
Божией Матери в лето 1469
от Рождества Христова в ближнем подмосковном
селе Елох, где гораздо позднее построили
Елоховский собор. Мальчик, названный Василием,
родился в крестьянской семье. Был он с детства
смышлен, трудолюбив и набожен. Когда Василий
подрос, отец отправил его в Москву и отдал в
обучение к сапожнику. Однажды к мастеру заехал
молодой и красивый воин. Он попросил сделать ему
сапоги из лучшей кожи, такие, чтоб носились много
лет. Мастер пообещал сделать все за две недели, и
заказчик дал ему хороший задаток.
Как только воин ушел, Василий тяжело вздохнул, а
потом, грустно улыбнувшись, сказал: “Пропадут
деньги его понапрасну”.
Мастер рассердился и ответил: “Здесь, Васятка,
напрасно денег не берут”.
Василий еще раз вздохнул и, ничего не сказав в
ответ, печально поглядел на хозяина.
На следующий день оба они узнали, что заказчик их
внезапно умер.
И еще несколько раз, к немалому изумлению знавших
его, отрок оказывался пророком и ясновидцем.
Невмоготу стало ему сидеть в тесной комнатушке
над кожей и дратвой, и однажды, поклонившись
хозяину, ушел Василий в старой поскони и босиком
на паперть церкви Святой Троицы, что стояла над
кремлевским рвом, рядом с Фроловским мостом.
Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа
ради, то есть блаженного человека, принявшего на
себя смиренную личину юродства, но отнюдь не
юрода-безумца, а, напротив, мудреца. Юродивых
исстари почитали на Руси, считая Божьими людьми,
отказавшимися от всех благ жизни, от собственных
родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому
угодно, истязавшими себя голодом и холодом.
В лютый мороз и под палящим солнцем он ходил
обнаженным и босым по московским улицам. Святой
подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью
принимал побои торговцев. Однако потом
обнаруживалось, что поступал он так по Божиему
Промыслу, так как товар, опрокинутый им, был
негодным. И вскоре стало ясно, что св. Василий —
человек Божий. Многие москвичи обращались к
блаженному за советом. Василий был ясновидцем и
на торгу бесстрашно обличал нечестных торговцев,
подливавших в молоко воду, а в муку — мел. Он не
боялся ни бояр, ни самого грозного царя Ивана Васильевича, а
они, напротив, боялись нищего пророка.
Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре
калачи у одного калачника, и тот сознался, что в
муку подмешивал мел и известь. Однажды воры,
заметив, что святой одет в хорошую шубу,
подаренную ему некоторым боярином, задумали
обманом выманить ее у него; один из них
притворился мертвым, а другие просили у Василия
на погребение. Василий точно покрыл мертвого
своею шубою, но, видя обман, сказал при этом:
"буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо
писано: лукавии да потребятся". Обманщик
действительно умер.
Слава блаженного изо дня в день росла, и москвичи
глядели на него со страхом и благоговением. Он
необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда было
Василию уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо
молящимся и безутешно плачущим возле церкви
Вознесенского монастыря, что стоял на Остроге.
(Ныне это улица Воздвиженка.) Необычайно долгой
была молитва Василия и чрезвычайно глубоким
казалось всем его горе.
На следующий день в Вознесенском монастыре
вспыхнул пожар и одновременно началась, как
сообщал летописец, “буря велика, и потече огонь
яко же молния”. Это был самый грандиозный из всех
пожаров, какие когда-либо случались в городе.
Царь с семьей бежал из Кремля на Воробьевы горы и
смотрел, как превращалась в пепел его столица.
Через десять часов Москва выгорела дотла — не
осталось ни одного дома, погибло людей “без
числа”.
Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа
1551 года скончался. Сам Иван Грозный нес его гроб и
повелел похоронить блаженного у Троицкой церкви,
что на Рву.
А в 1555 году над могилой Василия Блаженного начали
строить новый храм в честь покорения Казани,
названный Покровским собором, что на Рву.
Через шесть лет собор был построен, но через 30 лет
москвичи стали называть его храмом Василия
Блаженного, потому что в 1588 году к собору был
пристроен придел Василия Блаженного, который и
дал новое имя всему собору, ставшее
общепризнанным, хотя официально храм и сейчас
называется собором Покрова Богоматери.
С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у
гроба Блаженного Василия; вследствие этого
патриарх Иов определил праздновать память
чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь
Феодор Иоаннович велел устроить в покровском
соборе придел во имя Василия блаженного, на
месте, где он был погребен, и соорудил для мощей
его серебряную раку. Память Блаженного в Москве
издревле праздновалась с большою
торжественностью: служил сам патриарх и при
богослужении присутствовал обыкновенно сам
царь. (Использован материал кн.:
Вольдемар Балязин. Занимательная история России.
М. 2001)
6. Рассматривание цветной иллюстрации “Храм Василия Блаженного” в учебниках.
7. Чтение учителем текста о храме Василия Блаженного из учебника (упр. № 111).
Учащиеся в это время продолжают рассматривать цветную иллюстрацию. Чтение вслух задания одним из учеников.
8. Беседа и задания.
– Как можно озаглавить текст?
а) Запись на доске и в тетрадях.
“Храм – памятник Василию Блаженному”. Архитектурное или скульптурное сооружение в память какого – либо лица, события.
б) Чтение текста по абзацам с объяснением непонятных слов (значения слов записаны на доске).
в) Составление плана с отражением в каждом абзаце микротемы.
г) Чтение плана, записанного на доске.
– Какие пункты плана можно объединить? (2 и 3)
– Запишите план в тетрадь.
План.
1) По какому поводу был построен храм Василия
Блаженного?
2) Оригинальность “архитектурных деталей”
храма.
3) Какова история храма Василия Блаженного? Кто
его авторы? Какова легенда о храме?
– Каков стиль текста? Докажите. (Публицистический: цель – донести до читателей красоту храма, показать его оригинальность и удивительную судьбу; сфера применения – статья в журнал; лексика – специальная, архитектурная терминология)
– Определите тип речи. Докажите. (Повествование с элементами описания)
9. Выступление учащегося (индивидуальное задание).
– Прослушайте стихотворение Д. Кедрина “Зодчие”. Сравните его с текстом о храме Василия Блаженного. В чём различие между ними?
Чтение стихотворения “Зодчие” (упр. 112).
– Почему стихотворение называется “Зодчие”? Кто такие зодчие? Подберите к этому слову синоним. (Значение слова записано на доске)
– Почувствовали ли вы различие и в чём между текстом и стихотворением о храме. (В тексте в центре повествования находится сам храм, а в стихотворении – его строители, поэтому у них разные темы и основные мысли. Дети определяют темы и идеи произведений. Стихотворение написано в художественном стиле. Учащиеся доказывают правильность своих суждений)
– Прочитаем ещё раз выразительно текст упр. 111.
Читает ученик.
10. Словарная работа.
Чтение слов и словосочетаний, записанных на доске, для использования при написании изложения.
11. Слово учителя.
– Наше знакомство с храмом Василия Блаженного
подходит к концу, и мне остаётся пожелать вам
мысленно совершить экскурсию в красивейший
архитектурный памятник России – храм Василия
Блаженного, а потом письменно поделиться своими
впечатлениями от увиденного и услышанного о нём.
Памятники – это наша история и наша память, и мне
кажется, пока мы помним об истории страны, мы
продолжаем её жизнь.
Я объявляю конкурс на лучшее описание этого
памятника.
12. Самостоятельная работа учащихся (если учащиеся не успеют написать в классе, можно разрешить закончить дома).