Тип: повторительно-обобщающий урок по морфологии.
Форма: урок-путешествие с применением ТСО, компьютерных технологий.
Класс: 6-й по программе М.Разумовской.
Цели.
- Образовательные:
- активизировать знания по теме “Причастие” и “Деепричастие”;
- формировать умение нахождения причастий в тексте, вычленения причастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, находить суффиксы причастий, образовывать причастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастии и причастном обороте;
- формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
- Развивающие:
- работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
- работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
Межпредметные связи на уроке: с математикой (решение пропорции для нахождения % правильных ответов, выставление самооценки).
Методическое обеспечение: просмотр презентации с помощью компьютера и проектора, экран, оценочные листы, распечатанные задания для каждого ученика.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Учащиеся имели предварительное задание
повторить теоретический материал по темам
“Причастие” и “Деепричастие”, параграфы
учебника 24–34.
Объяснение правильности работы с рабочими
листами, оценочными листами.
Оценочный лист
1. Водопад Знаний (тест) | |
2. Мост Суффиксов (буквенный диктант) | |
3. Дорога Умений
|
|
4. Дворец Навыков (расстановка знаков препинания) |
|
Итоговое количество плюсов: |
|
Оценка: |
|
II. Опрос по теме
На экране появляются слайды:
- Водопад Знаний (тест, теоретический диктант).
- Мост Суффиксов (буквенный диктант).
- Остров Отдыха (сообщение ученика по теме).
- Дорога Умений:
а) кроссворд;
б) графический диктант;
в) выборочный диктант. - Дворец Навыков (расстановка знаков препинания)
III. Подведение итогов урока
Самооценка учащихся, выставление итоговой оценки.
IV. Рефлексия урока
Передача из рук в руки талисмана успешности (сердечко), у кого он в руках, тот говорит о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.
I. Оргмомент
– Сегодня мы с Вами на уроке отправляемся в виртуальное путешествие по стране Лингвинии. Но это необычная страна. Чтобы по ней путешествовать, надо всё знать о причастии и деепричастии. Вы готовы отправиться в путешествие.
Слайд 1
– У вас на парте лежат у каждого рабочие листы и оценочные листы. На рабочих листах вы будете отвечать, на оценочных расписаны станции, по которым мы будем путешествовать, а рядом – пустые колонки. В них вы будете ставить количество правильных ответов – плюсов (плюс – правильный ответ, минус – неправильный ответ). Кому непонятно? Итак, начинаем наше путешествие.
Слайд 2
II. Опрос по теме
Слайд 3
Тест Водопад Знаний:
Первое задание – теоретический диктант, правильные ответы отмечайте “+”.
Слайд 4
1. Причастие совмещает в себе признаки:
а) существительного и прилагательного;
б) прилагательного и глагола;
в) наречия и глагола.
Слайд 5
2. Деепричастие – это…
а) особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и наречия.
б) особая форма глагола, которая имеет признаки прилагательного и глагола.
в) особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и причастия.
Слайд 6
3. Деепричастный оборот – это…
а) деепричастие с предлогом;
б) деепричастие с главным словом;
в) деепричастие с зависимым словом.
Слайд 7, 8
4. Причастным оборотом является…
а) мальчик читающий;
б) читающий книгу;
в) читающий.
5. Слово танцующий – это…
а) причастие;
б) деепричастие.
6. (не)давши пишется…
а) слитно;
б) раздельно.
7. (не)закончена пишется…
а) слитно;
б) раздельно.
– Подсчитайте количество плюсов и поставьте в оценочные листы.
Слайд 9
– Следующее препятствие – Мост Суффиксов (буквенный диктант), чтобы его пройти, необходимо выполнить следующее задание: выписать суффикс, определить действительное или страдательное причастие.
Слайд 10
1. Закапывающий 2. Любящий 3. Делая 4. Выполненная 5. Убравши 6. Искавший 7. Повысив 8. Играючи 9. Выросший 10. Услыша |
1. -ющ-, Д 2. -ящ-, Д 3. -я 4. -енн-, С 5. -вши 6. -вш-, Д 7. -в 8. -ючи 9. -ш-, Д 10.-а |
– Проверим (проверка на экране). Подсчитайте количество плюсов и поставьте в оценочные листы. Итак, ребята, мы прошли уже 2 станции, устали?
Слайд 11
– Следующая остановка – Остров Отдыха (сообщение). Здесь мы прослушаем подготовленное сообщение по теме.
Слайд 12
Сообщение:
В современной лингвистике несколько точек на
грамматическую природу причастий и
деепричастий. Одни учёные считают их
самостоятельными частями речи, которые
выделяются наряду с именами существительными,
наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты
утверждают, что причастия и деепричастия – это
особые формы глагола. Особые потому, что они не
спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол.
Напомним: причастия повторяют грамматические
признаки прилагательного – склоняются
(изменяются по числам, родам, падежам), а
деепричастия совсем не изменяются, как наречия.
Возьмём, к примеру, причастия.
Они образуются от глагола (краснеть –
краснеющий), но изменятся, как имена
прилагательные – по числам, родам и падежам:
- Красная щека – краснеющая щека,
- Красные щёки – краснеющие щёки,
- Красным щекам – краснеющим щекам.
Эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.
– Что нового вы узнали из этого сообщения? (Некоторые учёные причастия и деепричастия относят к особой форме глагола, а некоторые – к самостоятельной части речи).
– Отправляемся дальше.
Слайд 13
– Вышли мы на Дорогу Умений.
Слайд 14
– Первое задание выполняем в парах – решаем кроссворд, который лежит у вас на партах (по вариантам).
1 вариант – впишите в клетки причастия, образованные от глаголов.
1. Закопать (прош. вр.)
2. Засорить (прош. вр.)
3. Хранить (страд., наст. вр.)
4. Скакать (наст. вр.)
5. Сделать (прош. вр.)
6. Срастись (прош. вр.)
7. Спрятать (прош.вр.)
8. Нестись (прош.вр.)
9. Делать (страд., наст. вр.)
2 вариант – впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.
Слайд 15
1. Оглядываться (несов. в.)
2. Сверкать(несов. в.)
3. Уметь(несов. в.)
4. Купить (сов. в.)
5. Прочитать (сов. в.)
6. Увидеть (сов. в.)
7. Назначать (несов. в.)
8. Оторваться (сов. в.)
9. Освободить (сов. в.)
10. Стучать (несов. в.)
11. Играть (несов. в.)
12. Ехать (несов. в.)
– Проверяем выполнение задания – поставьте “+”, если у вас всё верно.
Слайд 16
– Следующее задание графический диктант – вам надо определить слитно или раздельно пишется НЕ с причастиями и деепричастиями. Вспомните алгоритм, которым мы пользовались на уроке (1. Определить часть речи. 2.Определить слитно или раздельно НЕ пишем).
– У кого возникли вопросы? Приступаем к выполнению задания.
1. (не)брежный 2. (не)покорённый 3. (не)застроен 4. (не)вспаханный 5. (не)виданный 6. (не)навидя 7. (не)спеша 8. (не)просмотренный мною 9. (не)сверкая 10. (не)стуча |
1. слитно + 2. слитно + 3. раздельно – 4. слитно + 5. слитно + 6. слитно + 7. раздельно – 8. раздельно – 9. раздельно – 10.раздельно – |
– Выполнили, проверим (на экране), не забудьте поставить количество “+” в оценочные листы.
Выборочный диктант – выписать причастия.
Диктант читается учителем, учащиеся выписывают причастия, слушая внимательно диктант.
Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять.
Слайд 17
– Проверяем, сверяем свои выписанные причастия, поставьте “+”.
Слайд 18
– Итак, ребята, мы пришли во Дворец Навыков, интересно, какое задание подготовлено нам.
Слайд 19
Задание: правильно или нет расставлены знаки препинания.
1. Некоторое время постоял он на крыльце,
наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё
вокруг.
2. Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и, не
раздеваясь, лёг.
3. Вера пела по утрам , умываясь в ручье , днём,
работая в поле, вечером, возвращаясь к домику
лесника.
Слайд 20
4. Женька сидел, подняв колени к подбородку и
обхватив их, узкие штаны его вздёрнулись,
открывая тонкие ноги.
5. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к
берёзе и заложив назад руки.
– Проверьте правильность своих ответов, поставьте “+” в оценочные листы.Вот и закончилось наше путешествие, пора подводить итоги.
III. Подведение итогов
Слайд 21
– Посчитайте итоговое количество плюсов.
Максимально их может быть – 42.
Составьте пропорцию, решите её, определите, какой
процент правильных ответов вы заработали и в
соответствии с критериями выставьте себе оценки
за сегодняшний урок в оценочные листы. Подпишите
листы и передайте на первую парту.
IV. Рефлексия
– Проведём рефлексию, передаём талисман успешности, у кого он в руках, тот говорит о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.
Слайд 22
– Спасибо за урок!
Литература:
1. Русский язык. 6 класс. Учебник. Под редакцией
М.М.Разумовской. Дрофа. Москва – 2002.
2. С.И.Львова. За страницами школьного
учебника. Русский язык. Пособие для учащихся.
Дрофа. Москва – 2002.
3. А.Т.Арсирий и др. Материалы по
занимательной грамматике. Русский язык. ч.1. М.,
Учпедгиз, 1963.
4. А.С.Хазанова, Л.В.Цвейг. Русский язык. ч.1.
Владос. М.1995.
5. В.А.Иванова и др. Занимательно о русском
языке. Просвещение.М.1990.