Цели:
- обучающая – расширение темы “Словообразование”, знакомство со словообразованием прилагательных с помощью суффиксов;
- развивающая – совершенствовать умение находить в тексте прилагательные, а в прилагательных суффиксы; формировать умение описывать предмет, качества людей, пользуясь прилагательными с разными суффиксами; совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия стиль, тема, тип, основная мысль; работать над расширением словарного запаса.
- воспитательная – воспитывать внимательное отношение к слову, вызывать интерес к русскому языку, воспитывать бережное отношение к окружающему.
Оборудование: таблица, тексты.
Ход урока
I. “Вход” в урок.
Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.
Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.
Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.
Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
II. Сообщение темы и цели.
- Посмотрите на этот лист, что на нем написано? (Морфемы)
- Как называются эти морфемы? (Приставки, суффиксы)
- В русском языке существуют только эти морфемы, или есть другие? (Есть другие)
- Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и суффиксы? (Только приставки и суффиксы участвуют в словообразовании)
- А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное)
- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над образованием прилагательных)
Итак, тема нашего урока “Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов”.
Сегодня на уроке мы будем рассматривать образование прилагательных с помощью суффиксов, работать над использованием прилагательных с разными суффиксами.
Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему.
III. Работа с текстом. (I абзац)
Перед вами лежит текст, работаем с ним, будьте внимательны.
Чтение текста учителем.
- Какова его тема? (Зима в лесу, зимний лес)
- К какому типу речи он относится? (Описание)
- Определите его стиль, докажите правильность своего ответа. (Это художественный стиль, т.к. есть эпитеты и олицетворения)
- Давайте выпишем словосочетания, где прилагательные выступают в роли эпитетов и олицетворений.
Бархатная кайма, серебряный ковер, сказочные существа; задумчивый лес, молчаливые сугробы.
- Наличие какой части речи подсказало вам, что это текст – описание, написанный в художественном стиле? (Прилагательные)
- Какова роль прилагательных в нашей речи? (Украшают, делают нашу речь образной, выразительной, яркой)
- Существуют слова, которые обогащают русский язык, делают нашу речь более точной, яркой и разнообразной, помогают избегать повторов. Что это за слова? (Синонимы)
- Подберите синонимы к следующим словам из текста (Устно).
Сказочный – волшебный, удивительный, поразительный, восхитительный, загадочный, чудесный, прекрасный.
Задумчивый – печальный, грустный.
Счастливый – веселый, радостный.
Итог. Русский язык богат и щедр, и мы должны научиться пользоваться его богатством: употреблять в своей речи прилагательные, синонимы и другие слова и обороты, для того чтобы наша речь стала грамотной и красивой.
Учитель прикрепляет лист
IV. Новая тема.
- На доске написаны 3 прилагательных из текста, покажите, как образуются прилагательные.
- А сейчас выпишите из текста 3 прилагательных с разными суффиксами (не повторяя те, что на доске), покажите их образование.
- Итак , сделайте вывод об образовании прилагательных
(Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов)
Учитель прикрепляет лист
- Слова с какими суффиксами нам не встретились в тексте (работа по таблице “Суффиксы имен прилагательных”)
- ев -, -чат-, -ан-, -ин-, -оват-, -еват-, -оньк-, -енн-, -онн-, -ов-.
V. Здоровьесберегающая пауза.Учитель прикрепляет лист
Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Теперь Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно.
Шея не напряжена, а расслаблена.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно.
А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.
VI. Работа с текстом ( II - III абзац)
Продолжаем работать с текстом.
- Обратимся ко II – III абзацам нашего текста. Что вас заинтересовало в нем. Что в нем необычного? (Существа)
- Что за существа живут в этом лесу? (Человечек, медвежонок, зайчонок)
- Объясните правописание суффиксов в этих словах ( -ек-, -онок-).
- Давайте представим их себе. Что поможет нам увидеть необычность этих существ? (Прилагательные)
- Выберите одно из существ и подберите к нему прилагательные с разными суффиксами.
Три девочки работают индивидуально.
Проверка. Фронтальный опрос с выделением суффиксов.
- А теперь давайте послушаем девочек. Им нужно было описать одно из существ, составив текст из 3-4 предложений.
- -У девочек получились яркие, красочные, загадочные описания. Что помогло им в этом? (Прилагательные с разными суффиксами )
Молодцы! Оценки.
VII. Домашнее задание.
Дома вам нужно будет написать небольшое сочинение-миниатюру (из 5-6 предложений) на одну из тем: “Зимнее дерево”, “Зимняя ветка”, “Снежный сугроб”, “Зимнее утро”, “Узор на стекле”.
Чтобы ваше сочинение получилось красивым и ярким, вам нужно использовать прилагательные с разными суффиксами.
VIII. Работа с текстом.
Внимание! Вслушайтесь в текст.
Хозяйка зимнего леса, госпожа Вьюга, приглашает нас на вальс, и перед глазами проносятся люди, дома, машины, деревья. На белом фоне отчетливо вырисовываются унылые, хмурые лица взрослых и счастливые, улыбающиеся мордашки мальчишек и девчонок.
- Скажите, какова основная мысль этого текста? (Красота, величие, радость, а мы видим разных людей)
- Какой художественный прием использовал автор для того, чтобы раскрыть эту мысль? (Противопоставление, антитеза)
- Вспомните, как в русском языке называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
- Назовите их. (хмурые, унылые – счастливые, улыбающиеся)
- Да, люди бывают разными: хмурыми и счастливыми, а еще добрыми и злыми.
- Давайте представим себе добрых и злых людей, какие они, по-вашему. В одну колонку напишите прилагательные, которые характеризуют доброго человека, а в другую – злого. Выделите суффиксы в этих словах.
Добрый | Злой |
внимательный | бессердечный |
отзывчивый | безжалостный |
заботливый | сердитый |
душевный | мрачный |
дружелюбный | безразличный |
сердечный | равнодушный |
сострадательный | беззаботный |
доброжелательный | |
ласковый | |
нежный |
При проверке учитель открывает доску, на которой уже записаны эти слова, Дети читают свои слова, проговаривая суффиксы, а учитель фиксирует все на доске.
IX. Валеологическая минутка.
Много было названо добрых чувств: доброжелательность, сострадание, душевность, испытывая которые мы чувствуем радость.
Ведь “нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра”.
Но есть чувства, разрушающие наше здоровье.
Ученик-валеолог:
Помните – ты злой, у тебя будет всегда болеть кишечник; много плачешь, будут болеть почки; беспокойный, позволяешь себе неразумные выходки, будет болеть желудок, разрушится защитное поле, которое оберегает тебя от простуды.
- А какому человеку не страшны никакие болезни?
Да, веселому, улыбающемуся. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. И на душе стало радостно и светло.
X. Творческая работа.
- Но рядом с радостью идет печаль, и она заглянула к нам. Пропал ваш друг (щенок или котенок). Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся.
Фронтальный опрос ( 2-3 человека).
Примерное объявление. Пропал щенок рыжеватого окраса. У него умные черненькие глазки-бусинки, длинные пушистые ушки, коротенький хвост. Щенок очень ласковый, дружелюбный, веселый и забавный. Откликается на кличку Пушок. Мы очень скучаем по нему.
- Наш друг обязательно найдется. Но лучше, если наши друзья будут всегда рядом с нами.
XI. Рефлексия. Оценки.
- Работая на уроке, получая новые знания, мы поднялись еще на одну вершину. По каким ступеням мы поднимались вверх. (Ответы учащихся с опорой на вывешенные в течение урока таблички.)
1. Роль прилагательных
Прилагательные нам нужны для того, чтобы наша речь стала яркой, выразительной красивой;
- дать характеристику людям и животным;
- отличать один предмет от другого;
- точнее выразить свою мысль.
2. Образование прилагательных
- Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов.
3. Суффиксы прилагательных
- ев -, -чат-, -ан-, -ин-, -оват-, -еват-, -оньк-, -енн-, -онн-, -ов-, -н-, -тель-, -ив-, -к- и т.д.
XII. Поэтическая минутка.
- Ребята, вы любите стихи?
- Иногда поэзия помогает нам выразить свои чувства, настроение. Вслушайтесь в строки из стихотворений русских поэтов.
Две девочки читают стихотворения.
Вика:
Все в мире сейчас загадочно,
Все будто летит куда-то,
Метельно, красиво, сказочно…
А сказкам я верю свято.
Даша:
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
- Какое настроение вызывают строки, прочитанные Дашей? (Грусть). У кого сейчас такое настроение?
- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали Вику? (Радость, загадочность). А у кого такое настроение?
Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.