Цель урока : обобщение темы “Предлог”, формирование навыка различения производных предлогов от омонимичных частей речи посредством тестовых заданий и комплексного анализа текста.
Форма: урок для родителей.
Ход урока
Слово учителя: Традиционно 1 раз в год мы приглашаем родителей наших учеников на открытые уроки, для того чтобы не на словах, а на деле показать, как растут знания ребят, как они умеют логически мыслить, анализировать учебный материал, решать трудные орфографические задачи.
Мы приветствуем всех, желаем успеха!
Еще недавно в садик вы ходили:
Играли, пели, хоровод водили.
Но время мигом быстро пролетело,
И вот вы в школе взялись все за дело.
Вот ваши мамы.
Мы их сразу всех узнали:
Улыбки, как у Юли, Жени, Ани…
Устали они, вырвались с работы.
Так сгоним же с их лиц труда заботы!
Покажем все, чему мы научились,
Не зря же мы 3 четверти трудились!
Решать проблемы будем мы совместно,
А ваши знания проверим силой тестов.
Грамматическая разминка
Задания:
I. способом теста выпишите номера
слов, которые пишутся с НН являются наречием
1. выраще…ый
2. выраще…а
3. конче…ый
4. законче…ый
5. конче…ый
II. Выпишите номера слов, которые
1. (В) дали моря
2. глядел (в) даль
3. шел (на) встречу
4. шел (на) встречу с товарищем
5. летел (на) встречу солнцу
Сделайте вывод о правописании Н и НН в причастиях.
Ответьте на вопрос: как отличить омонимичные части речи: наречия, производные предлоги, существительные с предлогом?
Таким образом, мы подошли к теме урока: рассмотрение сложных случаев правописания производных предлогов и отличие их от тех частей речи, от которых они образованы.
Беседа по теме “Омонимическая многофункциональность русской лексики”.
- Какова взаимосвязь правописания производных предлогов и наречий?
- Как называются слова в русском языке, которые звучат абсолютно одинаково, но подчас обозначают разное?
- Какова опасность правописания слов-омонимов? Приведите примеры.
- Какие существуют практические способы различения разных частей речи?
Самостоятельная работа
“Правописание производных предлогов” (тест)
I. Слитное написание.
1. (С) начала сеанса.
2. (С) начала встаньте.
3. (В) глубь леса.
4. Нырнул (в) глубь.
5. (Во) время вернулся.
6. (Во) время урока.
II. Предлоги.
1. (В) течение недели.
2. (В) продолжении романа.
3. (В) следствие дождя.
4. Узнали (в) последствии.
5. (На) счет связи.
6. (Во) круг дома.
III. Существительные с предлогом.
1. (В) следствии по делу
2. В) виду плохой погоды.
3. (В) течении Волги.
4. (На) счет в банке.
5. (В) продолжении фильма.
IV. Деепричастия.
1. (Не) смотря под ноги.
2. (Не) смотря на неудачу.
3. Благодаря за заботу.
4. Благодаря коллективу.
5. (Не) взирая на трудности.
- А теперь проверим ваши знания по теме “Производные предлоги” с помощью текста. (У каждого учащегося, у всех присутствующих карточка с текстом “Реки Средней Азии”.
Задания:
1. Прочтите текст.
2. Какова тема текста.
3. Озаглавьте.
4. Какова основная мысль текста.
5. Определите стиль. (Научный с элементами художественного).
6. Каковы приметы научного стиля?
Примеры: Особенности рельефа; Низкая температура; Течение рек; Высокогорные ледники.
7. Элементы художественного стиля.
Примеры: “Поражающие первозданной красотой”; “Испепеляющий азиатский зной”; “Величественно доносят…” и д.р.
8. В каком стиле наиболее употребимы слова в продолжение, в течение, иметь ввиду…
Вывод:
Это научно – популярный жанр литературы, подстиль.
Орфографический анализ текста.
Выпишите все выделенные словосочетания, определите их принадлежность к той или иной части речи, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.
Путем рассуждения 2-3 учащихся объясняют правописание проблемных случаев орфографии. Класс, присутствующие с помощью дополнительных вопросов выясняют и уточняют сомнительные моменты.
Пунктуационный анализ текста.
Задание: найти и прочитать предложение по схемам.
- ПП с обособленным обстоятельством.
- ПП с ОЧП и обособленным определением.
- СПП.
- ССП.
- Спишите последнее предложение, расставьте знаки препинания.
Текст.
Реки Средней Азии совершенно не похожи на хорошо нам известные (средне) русские реки. Питаясь талой водой (высоко) горных ледников эти шумные потоки бывают особенно бурны летом (в) течени… трех месяцев. (В) продолжени.. этого времени их полноводность увеличивается в несколько раз.
(В) связи с особенностями рельефа (в) течени… (средне) азиатских рек встречаются пороги, даже водопады поражающие путешественника своей первозданной красотой. Но необходимо иметь (в) виду, что купание здесь невозможно.
В итоге урока учитель собирает тетради, и учащиеся получают две оценки: за тест и за работу в течение урока.
Родители называют самого активного ученика, самого грамотного.
Учитель желает учащимся успеха в предстоящем диктанте, благодарит родителей.