Цели:
- Закрепление, систематизация и углубление знаний по теме.
- Повторение знаний по орфографии, синтаксису, морфологии и совершенствовании на их основе соответствующих умений.
- Развитие творческих способностей и навыков связной речи.
- Экологическое воспитание учащихся.
ХОД УРОКА
I. Синтаксическая пятиминутка
Записать предложение, включив в первую часть причастный, а во вторую – деепричастный обороты, употребив, где это возможно, непроизводные предлоги.
Охрана окружающей среды считается благим делом, учащиеся нашей школы активно участвуют в этом.
II. Дружеская встреча
Класс разделен на 5 групп: “Знатоки”,
“Научные сотрудники”, “Инопланетяне”,
“Друзья”, “Родные”.
Встречаются “Знатоки”, “Научные сотрудники” с
“Инопланетянами”. Они задают друг другу вопросы
по теме “Предлог”. “Друзья” и “Родные”
работают у доски по карточкам.
Друг у друга проверяют работы, ставят оценки.
Учитель потом перепроверяет.
Вопросы:
1. Уважаемые знатоки, скажите, пожалуйста, какие грамматические
значения могут иметь предлоги?
2. Вопрос научным сотрудникам.
Господа, расскажите о раздельном и слитном написании
предлогов.
3. Дорогие инопланетяне, а что обозначают и с какими падежами
употребляются предлоги в(во),
на, о?
4. Уважаемые знатоки, нас интересуют предлоги за, под. Что вы о них можете сказать?
5. Вопрос инопланетянам.
В каких случаях употребляется предлог по
с Д. п., а в каких с П. п.?
6. Мы хотели бы обратиться к научным сотрудникам. Нас интересует происхождение производных предлогов.
7. Какие производные предлоги употребляются с Д. п.?
8. Назовите предлоги, которые пишутся через дефис.
III. Орфографический хоккей
Учитель диктует словосочетания, ученики записывают под диктовку. “Научные сотрудники” при проверке комментируют “цепочкой”, а остальные группы меняются тетрадями, проверяют, ставят оценку. Их цель: "забить шайбу", т.е. найти ошибки.
Несмотря на жару, узнал впоследствии, ввиду недостатка времени, вроде сахара, иметь в виду правило, говорить насчет похода, работал в течение года, рассказать о продолжении романа, действовать вопреки рассудку, посмотрел ему вслед, шли в след за волком, доходы перевести на счет школы, в продолжении часа.
IV. Работа в отделе “Тексты и предложения”
Работа по группам (см. Приложения).
V. Посещение творческой лаборатории
1. Творческий сюрприз (руководители групп
читают творческие работы о предлоге).
2. Составить предложения, словосочетания,
опираясь на рисунок.
VI. Подведение итогов. Оценивание
VII. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на экологическую тему, употребив производные предлоги.