Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме.
Задачи урока:
- образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употребления;
- воспитывающие: обучение общению в разных речевых ситуациях;
- развивающие: обучать различным формам деятельности: наблюдению, сравнению, обобщению, монологическому высказыванию.
Оборудование:
- выставка книг по теме урока;
- таблицы с “вежливыми словами”;
- карточки дифференцированных заданий;
- на рабочем столе учащихся: учебник, тетрадь, ручки и карандаши.
Методы контроля учебной деятельности на уроке:
- устный и письменный;
- фронтальный, групповой, индивидуальный
ХОД УРОКА
I. Оргнизационный этап.
1 . Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Взаимное приветствие учителя и учащихся,
гостей.
3. Опрос отсутствующих.
4. Сообщение темы и цели урока.
II. Этап проверкидомашнего задания.
Учащийся на доску выписывает из домашнего упражнения №509 только глаголы, определяет их наклонение и вид (Подошёл, рассчитываешь, окажет, позовёт, следовало бы, попросить, звонишь, говоришь, позовите.)
Класс в это время выполняет следующее задание: образует от данных глаголов (посоветовать, выяснить, напомнить) форму повелительного наклонения единственного и множественного числа (посоветуй, посоветуйте, выясни, выясните, напомни, напомните). После выполнения задания – взаимопроверка.
Вопросы к учащимся (по домашнему упражнению):
1. Все ли глаголы выписаны? Правильно ли
определено наклонение и вид глаголов?
2. Чему учит текст, с которым вы работали?
3. Можно ли так общаться по телефону? Вежлива ли
эта форма общения?
4. Почему нет, как вы догадались? (Глагол
"позовите" )
5. В форме какого наклонения стоит этот глагол! (Повелительное
наклонение )
6. Что обозначают глаголы повелительного
наклонения?
7. Как образован глагол позовите!
8. Как надо было правильно пригласить к телефону
Мишу? (Использовать “вежливые” слова).
Какие?
На доску вывешиваются “вежливые” слова:
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
БУДЬТЕ ДОБРЫ!
БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ!
ПОЖАЛУЙСТА!
НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ!
9. Как бы вы пригласили Мишу к телефону,
используя “вежливые” слова?
10. В какой форме вы употребили глагол “вежливой”
формы? (Условное наклонение)
11. Что обозначают глаголы условного наклонения?
12. Как образуется форма условного наклонения? Как
пишется частица бы (б)
с глаголами?
Учащиеся записывают в тетрадь "вежливые" слова.
13. Скажите, пожалуйста, можно ли использовать глаголы, которые вы образовали в речи без “вежливых” слов? Докажите. (Учащиеся приводят свои примеры )
Вывод: глаголы повелительного наклонения не всегда можно использовать в речи без “вежливых” слов со взрослыми и незнакомыми людьми.
З. Этап применения усвоенных знаний.
Вопросы:
1. Глаголы в форме какого наклонения
встретились ещё в домашнем упражнении? (Изъявительного
наклонения)
2. Что обозначают глаголы в изъявительном
наклонении?
Учитель: В домашнем упражнении вы встретились с глаголом звонишь, в котором поставлено ударение, для того, чтобы вы правильно произносили это слово.
Вопрос: Как называются словари для справок о правильном произношении и ударении? (Орфоэпический словарь)
Учитель: Вот перед вами два глагола (на
доске): звонит, звонят,
которые вы часто используете в своей речи.
Так ли вы ставите ударение, когда произносите эти
слова?
Работа по вариантам:
Задание: образуйте всевозможные формы этих глаголов, чтобы в дальнейшем правильно использовать их в нашей речи. Выделите в глаголах морфемы определите наклонение, поставьте ударение.
1 вариант | 2 вариант | |
звонит звонил позвонит звони звонил бы |
звонить |
звонят звонили позвонят звоните звонили бы |
Взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями).
4. Эап осуществления оратной связи (дифференцированные групповые задания трех уровней сложности).
1 уровень: Карточка № 1
Составьте и запишите словосочетания “глагол в форме изъявительного наклонения + существительное в косвенном падеже”, используя следующие глаголы:
спрашивать, узнавать, справляться
(Заменить глаголы неопределённой формы формой изъявительного наклонения).
Образец: говорить – говорят о спорте.
2 уровень: Карточка № 2
Составьте и запишите простые предложения, используя данные глаголы в форме условного наклонения:
объяснить, разъяснить, растолковать.
3 уровень: Карточка № 3
Составьте и запишите предложения, используя данные глаголы в форме повелительного наклонения по схемам:
разговаривать | “ ! ” – . |
беседовать | : “ ! ” |
говорить | ! |
Анализ ответов учащихся в группах.
Вопросы:
1. Как можно назвать глаголы, с которыми вы
работали? (Синонимы)
2. Для чего необходимо использовать в речи
синонимы?
5. Подведение итогов урока.
Вопросы:
- Что повторили?
- Чему научились?
- Какие задания вызвали наибольший интерес?
- Что особенно понравилось?
Выставление оценок за работу на уроке.
6. Мотивация на выполнение дифференцированного домашнего задания.
Задание: используя “вежливые” слова выразите просьбу о том ,чтобы:
- для учащихся, работавших по карточке № 1, 2: вам вернули книгу (составить 2–3 предложения).
- для учащихся, работавших по карточке № 3: закрыли дверь (составить диалог).
Использованная литература:
Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение – 2005.