ХОД УРОКА
I. Организационная часть
II. Проверка домашнего задания
Проверка выполненного задания: стишки-потешки, загадки, сказки (на выбор) о чередующихся гласных о/а (лож–лаг, рост–ращ–рос).
– Начнем проверку с веселого домашнего задания (читают 2–3 ученика). Почему веселое? На какую орфограмму? (Чередующиеся корни лож–лаг, рост–ращ–рос).
Ребятам предлагаются послушать потешки на данную орфограмму и выписать слова с чередующимися корнями лож–лаг, рост–ращ–рос:
У осы выросли не усы, а усики
А у кота вырастают усища.
На опушке в избушке
Расположились старушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке расположилась кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Обратите внимание, что сегодня у нас будут помощниками глаголы. Они предлагают вам загадку (записана на доске):
Блестит и блистает,
На солнце сверкает,
А придет весна – умирает. (Снег)
– А как вы узнали, что это снег? Помогли слова-глаголы (ученики хором читают слова). Понаблюдайте, что происходит в корнях с чередующимися гласными е/и. Исходя из этого, определим тему урока:
Чередование гласных е/и в корнях слов
Цели:
- Научиться правильно писать чередующуюся гласную.
- Формировать умения:
- в тексте находить слова с чередующейся е/и;
- определять условия, чтобы правильно написать орфограмму;
- различать безударные и чередующиеся гласные.
- Дать оценку полученным знаниям.
– Приступаем к главному вопросу нашей темы: “Когда в чередующихся корнях пишу и, когда е”.
III. Новая тема.
– Вам предлагается загадка. Как зовут девочку? Посмотрите внимательно и послушайте о ней рассказ:
Девочка очень аккуратная: Хорошо все убирает, Всю грязь отдирает, Пыль везде стирает, Шкафы запирает, Так устает, что умирает от усталости. |
Но когда сердится, то говорит: "Когда все уберу, Грязь отдеру Надо пыль стереть, Шкафы запереть, Не хочу! Я так устала, что могу умереть!" |
Вывод о правописании е/и в корнях:
Орфограмма с девчачьим именем
– Какова роль суффикса? Приготовьте ответ.
IV. Актуализация знаний
– Давайте потренируемся, чтобы привыкнуть к этой орфограмме с девчачьим именем.
Задание 1. Образуй слова с сочетанием “ира” от следующих слов, выдели графически орфограмму в корне.
Что сделал? Вымер – |
Что делать? |
Проверка выполненного задания
– Следующее задание посложнее:
Задание 2. Угадай!
Кто-то терем пр…бирал
И хозяев поджидал.А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приб…рет и приготовит.Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрехонек, лапой ут…раясь.
– Прочтите вполголоса, приготовьтесь читать
выразительно.
– Угадайте, из каких сказок Пушкина взяты строки?
(“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”,
“Сказка о попе и его работнике Балде”)
– Выписшие слова с изучаемой на уроке
орфограммой.
Проверка с объяснением (сначала условие, а потом – чередующиеся гласные)
– И опять глаголы помогают в выполнении задания. Записываем только слова-глаголы.
V. Работа с текстом
1. Чтение текста.
ТАВИ
Тави убирала комнату, стирала пыль, вытирала
посуду. От возни у нее разгорелись нежные щеки.
Чувствуя, что они горят, Тави подошла к зеркалу,
фыркая и отплевываясь.
– Тьфу! Тьфу! Как ведьма, как трубочист.
Действительно, ее нос был в пыли, полоса сажи была
на щеке, шея посерела от пыли.
Тави схватила полотенце, чтобы вытереться, но со
вздохом опустила руку, качая головой:
– Не для кого мне прибираться и умываться: хороша
и так.
Действительно, она была хороша и так.
Александр Грин. “Блистающий мир”
2. Работа по содержанию текста.
3. Комментированное письмо предложений из текста:
VI. Закрепление изученного
Задание 3. Распределить следующие слова в таблице в зависимости от правописания гласной в корне:
- соберу
- удирать
- стереть
- заперла
- умирает
- отдеру
- убирает
- примерять (платье)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
е |
|
|
||||||
и |
Проверка:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
е |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
и |
+ |
+ |
+ |
Вопрос: Кто нашел лишнее слово?
Ответ: Примерять (платье).
Помни!
Безударные гласные |
Чередующиеся гласные |
Примерять платье |
Умереть |
Примирять друзей |
Умирать |
Разные слова по лексическому значению! |
VII. Домашнее задание: №543, 544 (составить связный текст с глаголами-помощниками, имеющими в корне чередующиеся е–и)
VIII. Итог урока
Вывод: Какой же суффикс командует корнями с чередующимися е–и?
IХ. Рефлексия
– Оцени свою работу на уроке, как хорошо ты понял материал: Да (понял), Частично, Нет (не понял).
- Я усвоил(а) орфограмму “Чередование е–и в корнях слов”.
- Я умею находить слово с данной орфограммой.
- Я отличаю безударные корни от корней с чередующейся гласной.
Баллы:
- Да – 5 баллов
- Частично – 3 балла
- Нет – 0 баллов
Сумма баллов |
Оценка |
15 баллов |
5 |
12–14 баллов |
4 |
9–11 баллов |
3 |
3 балла |
2 |
Х. На следующем уроке
– Суффикс а продолжает командовать:
Е |
И |
-блест- |
-блиста- |
-стел- |
-стила- |
-жег/ч- |
-жига- |
-чет- |
-чита- |
– В одном из выполненных сегодня заданий уже встречалась данная орфограмм, найдите её:
Блестит и блистает
На солнце сверкает,
А придет весна – умирает.