Цель: обобщить знания учащихся о морфемах.
Оборудование: карточки, рисунки, лингвистические сказки о приставке, корне, суффиксе, окончании.
Ведущий: Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
– Что это за части?
(Дети называют: приставка, корень, суффикс, окончание)
(На сцену выходят Приставка, Суффикс, спорят между собой)
Приставка: Я в слове самая главная.
Окончание: Это почему, ты главная, тебя иногда в слове вообще не бывает. Нет, главный я, я, я! (Бьет себя в грудь.)
(Выходит суффикс. Кричит издалека.)
Суффикс: Ни приставка, ни окончание в слове не главные, так как не всегда бываете в слове, так же как и я. Ребята, кто же имеет особое место?
(Появляется Корень)
Корень: Да, ребята, я важна
В любом слове непременно
Если корня в слове нет.
Чепуха мгновенно!
Но и другие части слова важны. Почему?
(Ответы детей)
Приставка: Точно, точно и каждый выполняет свою роль и знает свое место в слове и подтверждение тому стихотворение.
Ведущий: На конце любого слова
Окончанье ищет Вова
Изменяемая часть
С другим, словом держит связь
Окончанье он найдет,
Его в рамочку возьмет.
Корень: Перед корнем есть
приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Приставка: После корня он стоит,
Перед окончание
Его я если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю суффиксом.
Суффикс: Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Ведущий: Пришло время проверить, как наши участники знают состав слова.
Корень: Умеют составлять слова из корня.
Суффикс: Умеют составлять слова, используя суффикс.
Приставка: Умеют составлять слова, используя приставку.
Окончание: И изменять слова, применяя окончание.
Ведущий: Конкурс «Отгадай слово»
1. Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход. (Рассказчик)
2. Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание – в слове терпеливый. (Выносливый)
3. Корень в слове целый, первый суффикс - в слове дружина, другой суффикс в слове высотник. (Целинник)
4. Приставка, окончание и суффикс те же, что и в слове появление, корень в слове ручка. (Поручение)
5. Корень возьмите у слова полагать, приставку – у слова приложение, суффикс – у слова восклицательный, окончание – у слова числительное. (Прилагательное)
6.В слове такая же приставка, как в слове полёт, корень такой же, как в слове дружба, суффикс такой же, как в слове артистка. (Подружка)
Корень: Я то знаю, как может измениться слово, если неправильно выделен корень.
Приставка: Но ребята правильно составили слова, а значит….
Суффикс: А значит, умеют правильно находить приставку, корень, суффикс, окончание.
Корень: Да я не об этом!
Окончание: А о чем?
Корень: А том, что корень нужно всегда выделять правильно, а иначе…
Суффикс: А иначе?
Корень: Ребята неправильно выделят и вас.
Окончание: А как они могут выделять меня неправильно, Ведущий: я нахожусь в конце слова.
Суффикс: А я после корня.
Приставка: А я в самом начале. По-моему корень, ты зазнался.
(Приставка, Суффикс, Окончание надвигаются на Корень)
Ведущий: Стойте, стойте! Корень действительно прав, а правоту докажут участники.
(Например, слово «закатиться». Если родственное слово подбирают закат, то корень будет неправильным; а вот если подбирают однокоренное откатился, прикатился, то корень будет кат, это и есть правильно.)
Приставка: (обращаясь к Корню) Так в чем суть?
Корень: Ребята, вы знаете ответ?
(Родственные слова)
Приставка: Вот мы и подошли к следующему заданию турнира. Подобрать родственные слова.
Суффикс: Рога (рожки)
левша (левый)
чертенок (чер)
лиса (лисы)
молодой (молоденький, молод)
удивительно (диво)
лесной (лес)
летящий (полёт)
менять (замена)
ленивый (лень)
Окончание: И с этим заданием дети справились легко. Хорошо научились они подбирать проверочные слова.
Приставка: Скажите нам любители русского языка как можно большой дом превратить в маленький. А теперь превратите топор в рукоятку. (При помощи суффикса)
(После ответа Суффикс показывает рисунки).
Суффикс: При помощи чего вы образовали новые слова? (При помощи суффикса)
Корень: Пришло время проверить наших капитанов.
Ведущий: Для них специальная грамматическая арифметика.
Окончание: А что это за грамматическая арифметика?
Ведущий: Я буду показывать примеры, а вы должны отгадать, какое слово в них спрятано.
БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ
НАСЕКОМОЕ
НОТА ДО + ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ = ДОКЛАД
НОТА ДО + РОЖКИ У УЛИТКИ = ДОРОЖКИ
ВОРОННИЙ ВОЗГЛАС + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА
19 БУКВА АЛФАВИТА+ ХВОЙНЫЙ ЛЕС = СБОР
ЧУДЕСА – А + НЫЙ = ЧУДЕСНЫЙ
Окончание: Слова можно образовывать из двух слов. Как мы называем эти слова?
(Ответ детей)
Проведем блиц-опрос. Я вам вопрос, а вы мне ответ
I) Загудел глазастый жук, Обогнул зелёный луг. дороги смял ковыль И ушел, вздымая пыль (Машина) |
2) Закручу, зажурчу, В небеса улечу. (Самолет) |
3) Висит немая,
Бранит лентяя
(Стенгазета)
4) Весь день поёт,
Траву стрижёт.
А как ночь придёт,
Она спать идёт.
А иногда разойдётся
И ночью не уймётся.
(Трактор)
5) Из какого полотна не сошьешь рубаху?
(Железнодорожного)
6) Не турист, а словно птица
По горам взбирается.
(Скалолаз)
7) Всем поможет,
Всех спасет
Человек в халате
Но уколы больше любит
Ставить нам в палате.
(Медсестра)
8) Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь он молчок.
А стоит ручки повертеть,
Он будет говорить и петь.
(Радиоприемник)
9) Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я -…
(Осьминог)
10) Мойдодыру я родня,
Отверни, открой меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
(Водопровод)
Окончание: И с этим заданием вы прекрасно справились. Но у меня к вам еще вопрос, о какой части слова мы с вами еще не поговорили?
(Основа)
Приставка: А зачем нам нужна основа?
(Ответ детей)
Корень: Действительно, основа также важна, как и любая морфема в нашей стране.
Ведущий: А наша игра «В стране Морфемике» подошла к концу. Мы с морфемами увидели, что вы великолепно умеете разбирать слова по составу, подбирать родственные слова, при помощи приставки и суффикса вы умеете образовывать слова, а с окончанием –изменять слова, составлять из двух слов одно, но сложное.
Корень: А еще умеют решать примеры грамматические…
Приставка: Это ты о чем?
Корень: Конкурс капитанов. Забыла?
Ведущий: А теперь наше жюри подведет итоги дидактической игры.
Суффикс: А мы проведем еще испытание для участников. Игра называется кто больше?
Приставка: Вам нужно за 2 минуты, составить очень большое слово и не одно, чтобы в нем было много букв 10-15-25…
Окончание: Я, например, знаю одно такое слово – предпринимательство.
Корень: В этом слове 19 букв, 2 приставки, один корень, 3 суффикса и окончание. А вы сможете?
Приставка: Тогда дерзайте.
(Дети вспоминают, придумывают слова).
По истечении времени жюри оглашает итоги.