Повторение изученного о глаголе в 5-м классе

Разделы: Русский язык


 Цели урока:

  • определить роль глагола в системе самостоятельных частей речи;
  • повторить морфологические признаки глагола (не все);
  • закрепить навыки правописания в различных формах глагола (неопределенной форме: ть, чь, ться, в глаголах 2 лица ед. ч.), навыки правописания гласных Е и И в личных окончаниях глаголов;
  • развивать творческие способности учащихся; с помощью используемого материала воспитывать интерес к родному языку;
  • через общение учителя с учениками совершенствовать навыки культурного поведения.

Тип урока: Урок повторения.

Оборудование: на каждой парте лежит схема для повторения правила “Правописание безударных личных окончаний глаголов” (рисунок №2), схема для закрепления навыков правописания глаголов неопределенной формы (рисунок №1).

Ход урока:

Учитель начинает урок словами:

Каникулы прошли – какая жалость!
От них воспоминанье лишь осталось.
Но я прошу вас всех, ребята,
Настроиться сегодня на урок.
Открыть быстрее классные тетради
И записать число, классная работа
И тему нашего урока.

Учитель показывает запись на доске: “Повторение изученного о глаголе в 5 классе”

Учитель: Над повторением изученного о глаголе в 5 классе мы будем работать два урока. Сегодня попытаемся достичь таких целей (учитель их озвучивает).

Ребята, на доске записано предложение. Спишите его, укажите, из каких частей речи построено данное предложение:

гл. сущ. прил. с сущ. гл. пр. сущ.
Сияет купол голубой, и снег сползает с крыш. (Дети называют части речи).

Учитель: Ребята, назовите еще раз слова, которые относятся к глаголам.

Ученики: Сияет, сползает.

Учитель: Представьте себе, что мы убрали глаголы, что получилось?

Ученик: Купол голубой, и снег с крыш.

Учитель: Поймем ли мы смысл предложения?

Учитель: В стихотворении “Глагол” Людмила Татьяничева вот что написала об этой части речи:

Он энергичен, многолик.
Глагол,
Он действовать привык.
Необходим он –
Вот в чем соль
Я говорю, ему
Глаголь!

Учитель: Какую роль играют глаголы в нашей речи? Так что же такое глагол?

Ученик: Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, в прошедшем – по родам (в ед.ч.) и числам. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

Учитель: Ребята, давайте выполним задание, называется оно “Четвертое лишнее”. Из каждого ряда слов запишите “четвертое лишнее” в тетрадь.

роза спеть ты сорок
дача зеленый этот завести
мяч теплый беречь пятьдесят
играться синий себя восемьсот

 Что помогло определить “четвертое лишнее”?

Ученик: играться, спеть, беречь, завести.

Они отвечают на вопрос что делать? что сделать?

Эти слова обозначают действие предмета.

Один ученик идет к доске и выполняет морфемный разбор “лишних” слов, все остальные работают в тетрадях: играться, спеть, беречь, завести.

Учитель: В какой форме употреблены эти глаголы?

Ученик: Эти глаголы употреблены в неопределенной форме.

Учитель: Ребята, представьте себе, что вы приехали в страну Глаголию в республику Инфинитивия, построили новый город. На каких улицах расселились жильцы? (рисунок №1 “Окончания в неопределенной форме”).

Ученики называют улицы.

Учитель говорит о разных точках зрения ть, чь, ти и ть, ти.

Учитель: Какая еще форма глагола пишется с ь?

Ученики: Глаголы 2 лица ед.ч.

Учитель: Читает текст, один ученик на доске, остальные в тетради на слух записывают глаголы 2 лица ед. ч.:

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
“Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняешь стаи туч…,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого
Кроме бога одного”.

(А. С. Пушкин)

Учитель: Выделите окончания у записанных глаголов, сделайте вывод, как пишутся эти глаголы (гл. 2 лица ед.ч.).

Ученик: Глаголы 2 лица ед. ч. пишутся с мягким знаком на конце: гоняешь, волнуешь, веешь, боишься.

Учитель: Определите у записанных глаголов вид. Как вы определили вид?

Ученик: Вид определяется по вопросам. На вопрос что сделать? – совершенный вид, что делать? – несовершенный вид.

Учитель: Спишите с доски текст, вставьте пропущенные буквы, назовите устно орфограммы. Определите вид у подчеркнутых двумя чертами глаголов.

Вечерняя заря дог…рала. Начал ра(сс, с)тила(?)ся туман. Я решил вернут(?)ся д…мой, чтобы помоч(?) своим. Для этого нужно было пройти через рощ…, так как могли заметить.

Учитель: Глаголы совершенного вида показывают на законченное, однократное действие предмета; несовершенного вида – незаконченное действие. Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с близким лексическим значением (сверкать – сверкнуть).

Учитель: Что значит определить спряжение глагола? Определите его у слова “догорала”.

Ученики: Спряжение глагола - изменение его по лицам и числам.

Рисунок №2

Учитель: Что мы можем сказать по этому рисунку? Как определить спряжение?

Ученик: Нужно поставить глагол в неопределенной форме. Определить, какая гласная стоит перед ть.

Ко 2 спряжению относятся:

все глаголы на - ить (кроме брить, стелить)

7 глаголов на – еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.

4 глагола на – ать: держать, слышать, дышать, гнать.

Все остальные глаголы на -еть, -ать, -оть, уть, -ыть и др. относятся к 1 спряжению.

Учитель: Выполняем упр.460 стр.186.

Прочитайте стихотворение. Выпишите глаголы с пропущенными буквами в окончаниях, поставьте их в неопределенной форме, затем в третьем лице ед. ч., определите спряжение, выделите окончания.

Один ученик комментирует.

Уметь – умеет (1 спр)

Ценить – ценит (2 спр)

(не) стать – не станет (1 спр)

успеть – успеет (1 спр)

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, стихотворение, какие еще орфограммы, о которых не пришлось поговорить на этом уроке, нам встретились. Эти орфограммы вы изучали, когда говорили о глаголе в 5 классе.

Ученик: “Не с глаголами”, “Буквы е – и в корнях с чередованием”

Учитель: На уроке мы много говорили о глаголе, поэтому я предлагаю вам написать мини – сочинение на лингвистическую тему.

А называться оно будет так: “Я хочу вам рассказать о глаголе”

Итог урока:

Два, три ученика зачитывают свои сочинения (ребята исправляют ошибки).

Учитель:

Глагол – это серьезная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
Нам с вами в жизни только лишь успех.

Учитель говорит оценки, комментирует домашнее задание §80 упр 461.

Благодарит ребят за урок.