Открытый урок (народоведение + русский язык) по теме: "Екатерина-Санница + Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных в корне слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • используя русский календарь, познакомить детей с традициями, связанными с народным праздником Екатерины-Санницы; прививать интерес детей к прошлому нашего народа;
  • на материале урока обобщить знания и закрепить умения проверки безударных гласных в корне слова, расширять кругозор учащихся, развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас;
  • воспитывать у учащихся стремление к поисковой работе, умение отбирать необходимый материал.

Оборудование:

  • народный календарь “Страницы декабря”;
  • уголок “Снежная горка” с детскими игрушечными саночками и куклой в зимней одежде;
  • раздаточный материал к уроку (набор слов “Составь пословицу”, стихотворение “На горке”, распечатка с репродукции картины “Катание с гор”);
  • буклет о разновидностях саней “Когда прадедушки были маленькими”;
  • опорные памятки по теме “Безударные гласные”, алгоритм действий;
  • музыкальное сопровождение для физминутки (П.И.Чайковский).

Оформление: уголок в виде горки с санками и куклой, одетой по-зимнему и сидящей в них.

Предварительная поисковая работа: найти и выучить в детских журналах, книгах стихотворения о катании с горок на санках.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Вот и снова дан звонок –
Начинается урок.
Интересные заданья – всё для вас!
Пожелаю вам удачи – в добрый час!

II. Подготовка к работе

Седьмое декабря (в старину месяц этот назывался гру'днем, от слова гру'да, т.е. замёрзшая земля со снегом). Среда.

(Позднее вписать: Екатерина-Санница – росчерком по слогам в овале).

Запись:

Декабрь по народному календарю – годопроводец.

– Почему? Выделите и назовите все знакомые орфограммы.

III. Сообщение цели урока

– Сегодня на уроке обобщим знания о способах проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Давайте вспомним то, что знаем о безударных гласных.

IV. Повторение теории

Блиц-опрос.

– О чём говорит эта схема? (Эти гласные чаще всего бывают “ошибкоопасными” в безударном положении)

– Что означает словосочетание “безударный гласный”? (Безударный гласный находится в слабой позиции)

– Сколько в корне может быть безударных гласных? (1 – 2)

– Перед вами алгоритм работы с орфограммами, прочитайте его хором: слушаю ––> проверяю ––> пишу.

– Какое важное слово? Почему? (Hаписание расходится с произношением, поэтому надо проверять)

– Как можно проверить безударный гласный? (Ударением)

– Что значит проверить слово ударением? (Чтобы гласная находилась в сильной позиции)

– Сколько способов проверки б/гл. вы знаете? (2 способа: изменение формы слова и подбор однокоренных слов)

– Что значит изменение формы слова? (Изменяется только окончание)

– Что значит подбор однокоренных слов? (Подбор родственных слов разных частей, изменяется основа слова)

– Да, однокоренные слова к нам приходят из разных частей речи. Чтобы грамотно писать слова с безударной гласной, помните о том, что сейчас повторили.

V. Введение в тему урока

– Сегодня на уроке продолжим знакомиться с декабрьскими страничками народного календаря. Чем же они знамениты?

Учитель находится у стенда “К уроку”,   перелистывает оформленные листы календаря с 1 по  7 декабря.

– 7 декабря – Екатерина-Санница. В этот день на Руси открывался санный путь и устраивались на гладких дорогах гонки на санках. Из маленьких деревень на лошадях везли сельские жители в город свой товар на продажу. В больших городах торги собирали огромное количество народу: здесь были продавцы и покупатели, балаганщики и зеваки. На ярмарки приходили не только за тем, чтобы купить-продать, но и повеселиться. Зимние торги – ярмарки, базары – начинались в декабре, как только открывался санный путь.

VI. Работа по теме урока

1. Работа с пословицами

– Допишите, пожалуйста, на пропущенной строке словосочетание “Екатерина-Санница”. Какое слово требует проверки?

– Как проверили? (Изменили основу слова – Екатерина – Катя)

– Предлагаю пословицы для записи с выборочным комментированием:

Катеринин день пришёл – катанье привёл. Молодая зима с гор на санках катается.

– Назовите метафоры в этих пословицах? (День пришёл, зима катается)

2. Разбор последнего предложения по членам

– Какие слова отнесёте к данной орфограмме? Как проверите?

Письменно:

молодая – молод, молодость, молоденький;
зима – зимы, зимушка;
катается – катится.

– Какой способ проверки данных слов?

По ходу ответов учащихся на магнитной доске появляются опорные схемы: прил.––> кр.прил, прилаг.; сущ. ––> сущ.; гл. ––> гл….

3. Собери пословицу

У каждого – набор разрозненной пословицы:

  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Каковы сами, таковы и сани.

– Объясните смысл пословиц.

VII. Немного истории

– Сани были у наших предков универсальным средством транспорта. Одни – для дальних путешествий и перевозок грузов отличались простотой и прочностью, другие: для торжественных выездов и праздничных катаний – изысканностью форм и нарядностью.

(Буклет “Когда прадедушки были маленькими…” с разными видами саней: волокуши, возки, древнерусские сани... по материалам журнальной статьи “Были бы сани – поедем сами”.)

– А знаете ли вы, что в старину были игры на санях и санках? Вот сейчас и мы с вами поучаствуем в зимних забавах наших прадедушек и прабабушек.
Съезжая с горки, дети старались на ходу попасть снежком в снежную бабу.
Спускаясь на санках с горки, нужно, не останавливаясь, подобрать все воткнутые в снег слева и справа от санной дорожки веточки.

VIII. Физминутка

Под музыкальное сопровождение изобразить: кидают снежок правой рукой, затем левой, наклоняясь, поднимают веточку справа, слева.

4. Работа в парах

– Подобрать группу родственных слов к слову сани. (Зимняя повозка на двух полозьях)

– Вспомните, какие морфемы помогают образовать новые слова.

Тб-опора

1) окончание
2) основа
3) корень
4) приставка
5) суффикс

Учитель записывает на доске ответы учащихся, добавляет свои:

Сани (мн. ч.) – санки, саночки, санный, санница…

– Дайте объяснение этим словам.

  • Санки – небольшие ручные сани.
  • Саночки – уменьшительно-ласкательное значение (суффикс -очк-).
  • Санный (путь) – путь, проторённый саня'ми.
  • Санница – прозвище, кличка.

– А я предлагаю вам ещё несколько: сани'шки, сани'щи, салазки.

  • Сани'щи – большие сани (суффикс -ищ-).
  • Сани'шки – пренебрежительное название саней.

– Есть ещё одно очень интересное слово са'нник – как вы думаете: что это такое?

Учитель выслушивает предположения ребят, а затем объясняет толкование по “Толковому словарю великорусского языка” В.И. Даля, т. 4.

  • Са'нник –
    • 1) мастер, изготовляющий сани;
    • 2) конь, запряжённый в сани.
  • Са'нничать – изготовлять сани, полозья.

5. Разбор слов по составу  (выборочно).

– Можно ли назвать все эти слова родственными? Почему?

– Какое слово лишнее?  (Слова-синонимы: санки – салазки)

IX. Лирическая пауза

Чтение стихотворений, заданных на дом. 2 – 3 человека читают стихотворения наизусть.

– Я тоже нашла для вас стихотворение, которое называется “На горке”. Положите лист с текстом стихотворения перед собой. Давайте поработаем коллективно. Ваша задача – найти слова с безударной гласной в корне слова, подобрать к ним проверочные, называя способ проверки и части речи.

Х. Работа с текстом стихотворения

Дети устно объясняют способы проверки безударных гласных.

дворы – двор, дворник
гора – горы, горка
осторожно – оро
берегись – беречь
детвора – дети
несётся – пронёсся
не зевайте – зев/ пасть/
смотрите – смотр
впятером – пять
с ветерком – ветер
по прямой – прямо
позади – сзади
налетели – полёт, лётчик

XI. И снова немного истории

Выделенные предложения записать под диктовку.

– 7 декабря для малых ребятишек мастерили дедушки и бабушки козырёчные саночки с куклами. Козырки'  – это маленькие санки-салазки с загнутым пе'редом поло'зьев для одиночной езды. Их ла'дили, т.е. мастерили, де'ды, а бабушки тем временем шили кукол для своих внучат. В этот день кукол усаживали в сани и отправлялись одаривать самое младшее поколение.
Перед вами – образец маленьких санок-салазок (уголок в виде горки с санками и куклой, одетой по-зимнему и сидящей в них). Вот такие подарки получали внучата в день Екатерины-Санницы.

Загадка: Две Палашки бегут в лески, загнувши носки. (Полозья)

– У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жёстко скреплённые между собой. А знаете, откуда пошло слово “полозья”? Ну конечно, от названия одной из неядовитых змеиных пород – “по'лоз”. Полозья саней и в самом деле оставляют на земле след, похожий на змеиный.

Змея – змеи, змей, змейка; полозья – полоз.

– Выполните звукобуквенный анализ подчёркнутых слов.

  • змея – 4 б., 5 зв.;
  • полозья - 7 б., 7 зв.

XII. Домашнее задание (на выбор)

  • Из найденных вами стихотворений выписать слова с безударной гласной в корне, приписать проверочное, оформить как в классе.
  • Найти 5 пословиц из сборника В.И.Даля, оформить орфограммы.
  • Используя записанные в тетради слова по материалам народоведения, составьте словосочетания, т.к. в пятницу, на уроке развития речи, мы с вами будем работать над сочинением на тему “Катание с гор” по репродукции Ф.Сычкова.

XIII. Итог урока

– Что общего у способов проверки безударных гласных?

– Что бы вы посоветовали, чтобы другие ребята не допускали ошибок при написании слов с “опасными” гласными?

Тут несложная наука, нужно только не бояться.
С безударным гласным звуком очень просто обращаться!
Чтоб исчезли все сомненья, изменяй слова, дружок,
Не забыв про ударенье, стать ударным должен слог.
Всё получится прекрасно, ты мне на слово поверь,
Сразу чётко ты и ясно будешь слышать звук теперь.
Ну а то, что ясно слышим, без ошибок мы напишем!

На память об уроке детям и гостям раздаются листочки с напечатанной репродукции с картины Ф.Сычкова “Катание с гор”.

Стихотворения о катании с горы на санках, найденные детьми.

Татьяна Шургина

Зима

К нам зима стучится в дверь:
– Открывайте-ка скорей!
Я пришла издалека
Вся из снега и ледка.

Распущу здесь белых мух,
Расстелю снежок, как пух,
Посажу детей на санки,
А деревьям дам ушанки.

Ольга Пашканес

Зимушка

Саночки да лыжи, шайбы да коньки –
Любим мы такие зимние деньки.
Снегири на ветках – яркая кайма.
Вот она какая, зимушка–зима!

Г. Ладонщиков

У оврага

За деревней, у оврага собралась ребят ватага:
Кто с ледянкой, кто с козлом, кто на лыжах, кто пешком.
На откосе снег сыпучий налепился и повис…
Вдруг Артёмка с белой кручи полетел на лыжах вниз.
По Артёмкиному следу на санях, усевшись в ряд,
Затаив дыханье, едут сразу четверо ребят.
Поотстав от них немножко, на ледянке из лукошка
Лёня задом наперёд мчится с кручи и поёт:
“Ох ты, зимушка-краса! Побелила все леса,
Горы снега намела, нас кататься позвала!”

Владимир Лифшиц

Горка

Горка снежная поката, с горки катятся ребята:
Эти в саночках, а те мчатся с горки в решете!