Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен и вместителен…
А. Куприн
С русским языком можно творить чудеса.
К. Паустовский
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Урок - исследование. Обобщение изученного.
1. Слово учителя о теме урока, его форме, эпиграфе. Тема нашего урока –“Употребление наклонений в речи”. Обратите внимание на слова писателей К. Паустовского и А. Куприна, которые я взяла в качестве эпиграфа к уроку. Как вы понимаете их? (Идет обсуждение.) Наш урок пройдет в несколько необычной форме – детективного расследования. К этому меня вынудили некоторые обстоятельства. Итак, в грамматическое управление лингвистических дел со своим заявлением пришел Петя Ошибкин. Вот его заявление: “Гражданин следователь, обратите серьезное внимание на поведение ваших глаголов. Меня за незнание правил (законов) на второй год оставляют, а глаголы эти сами законов не соблюдают. Примите меры”.
К сожалению, Петя не указал, какие законы не соблюдаются глаголами. Расследование предстоит серьезное. В работе мне помогут многочисленные свидетели и научные консультанты. (Распределение ролей: Петя, Морфология, Орфография, Синтаксис, Научный консультант.)
Вам всем я предлагаю стать непосредственными участниками лингвистического “детектива”.
2. Орфография.
Я не знаю, что имел в виду гражданин Ошибкин, говоря о несоблюдении глаголом законов, но, с моей точки зрения, здесь все по правилам. Давайте проведем эксперимент.
3. Словарная работа.
Ничего не рассказывать, коснуться плечом, прибираешься к празднику, ненавидит ложь, отрежьте кусочек.
Обобщить: какие орфограммы по теме “Глагол” встретились в работе?
4. Синтаксис.
И у меня все по правилам. Глагол в предложении чаще всего бывает сказуемым.
5. Синтаксический разбор предложения.
Белый снег покрыл сырую землю ковром. (повеств., невоскл., прост., распр).
6. Петя Ошибкин.
А кто у вас распоряжается наклонениями? Как начали мы их изучать, так у меня двойки и посыпались. Ни различить не могу, где какое наклонение, ни образовать формы этих наклонений. А об употреблении их в речи вообще не говорю.
7. Учитель.
Ребята, давайте повторим для Пети все, что нам известно о категории наклонения.
8. Фронтальный опрос по теории:
- Что означает наклонение глаголов?
- Какие наклонения вам известны?
- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
- Какое действие обозначают глаголы в повелительном наклонении?
- Как образуются?
9. Научный консультант.
А теперь проведем следственный эксперимент. Нужно определить наклонение глаголов в предложениях. (Записываем.)
а)
Д. Новруз |
Повелительное |
б)
Э. Успенский |
Условное |
в)
И. Крылов |
Повелительное в значении условного |
г)
Да здравствует солнце! | Изъявительное в значении повелительного |
10. Учитель.
Ребята, давайте сделаем вывод: прав ли Петя, говоря, что в употреблении наклонений глагола не соблюдаются правила (законы) лингвистики?
11. Научный консультант.
Эта замена одной глагольной формы другой создает красоту, экспрессивность речи, поэтому имеет широкое распространение.
12. Учитель.
Давайте еще раз обратимся к словам эпиграфа. Проведя небольшую исследовательскую работу, мы с вами убедились в том, “что с русским языком”, действительно, “можно творить чудеса”.
13. Морфология.
Я думаю, что мы сумели доказать Пете, что никаких нарушений закона Глагол не совершал. Только самому Пете надо серьезнее относиться к законам русского языка, быть на уроках внимательнее. Тогда все трудности грамматики будут ему нипочем. И он широко будет использовать в своей речи глаголы всех наклонений. Вот как это делают наши ребята.
14. Зачитываются творческие работы, подготовленные к уроку.
Физкультминутка
Ученик.
Если хочешь быть здоров,
Убегай от докторов
И не бойся ты болезней,
Для здоровья нам полезней
Солнце, воздух и вода!
Будешь ты здоров всегда!
Учитель.
Я продолжу за тобой:
Покрутите головой,
Разомните кисти рук,
Поглядите все вокруг,
Разомните плечи ваши –
Все. Ушли болезни ваши.
15. Учитель.
Вся наша жизнь проходит по разным законам. В грамматике, вы знаете, тоже они есть. Сейчас мы выполним несколько тренировочных упражнений, где вы покажете свое умение использовать в речи глаголы условного и повелительного наклонений.
III. Тренировочные упражнения.
1) Ответьте письменно на вопросы:
а) Куда бы ты полетел, если бы у тебя был ковер-самолет?
б) Какой музей ты бы посетил, если бы сейчас оказался в Москве?
Обобщение:
2) Продолжая разговор о законах, хочу напомнить вам, что они есть везде. Вы, конечно, знаете законы поведения. Многие из них нашли свое отражение в пословицах и поговорках русского языка. Ваше следующее задание: “Продолжи пословицу”.
а) Не спеши языком, (торопись делом).
б) Кончил дело – (гуляй смело).
в) Не сиди сложа руки, (так не будет и скуки).
Обобщение:
3) Ребята, а теперь я вам предлагаю внимательно посмотреть на эти картинки и ответить на вопрос: “Какие законы повседневной жизни вы вспомнили, глядя на них?”
а) По газонам не ходить! (инф.)
б) Не сорить! (инф.)
в) Закрывайте двери! (повел.)
г) Мойте руки перед едой! (повел.)
д) Не забудьте выключить телевизор! (повел.)
4) Ваши учебники тоже содержат правила и законы. Поработаем с ними (выполняются упражнения из учебника).
5) Подводятся итоги урока, комментируются оценки.
6) Д/З: А дома я попрошу вас написать небольшой отчет о том, что было сегодня на уроке, используя глаголы всех трех наклонений.