Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рецензии

Разделы: Русский язык


Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением.

Задачи: создать условия для

  • систематизации теоретического материала, необходимого для создания рецензии;
  • формирования умения использовать этот материал на практике;
  • формирования умения планировать свою работу;
  • развития коммуникативных навыков;
  • развития речи учащихся, активизации лексики по теме;
  • воспитания любви к природе.

Тип урока: урок систематизации знаний учащихся.

Уч./наглядный комплекс: тексты (по количеству учащихся), таблички, карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. запись даты, темы, оформление таблицы

План работы Рабочие материалы
   

2. формулирование учащимися учебных задач на урок.

II. Повторение и обобщение теоретического материала.

1. Опрос:

- Что такое отзыв?

- Что такое рецензия?

2. Словарная работа по табличке.

Рецензия на …
Отзыв о …

Задание: устно составьте предложение с данными словами.

3. Составление универсального плана работы над рецензией.

- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (на доску вывешиваются магнитные полоски с пунктами плана)

Определи тему

- Что такое тема?

- Что еще определяем в тексте?

Определи идею

- Что такое идея произведения?

- Что еще должны рассмотреть, создавая рецензию?

Рассмотри композицию

- Что мы называем композицией?

- Что еще нужно осветить в работе?

Определи проблемы

- Что такое проблема?

- Какие бывают проблемы?

- Что еще должны выявить в тексте?

Выяви средства выразительности

- Какие вы знаете средства выразительности?

- Средства выразительности выбираются согласно выбранному стилю. Какие стили вы знаете?

Определи стиль

 

Вырази свое отношение к поднятой проблеме

- Вот сколько пунктов должно быть отражено в рецензии. Их последовательность зависит от текста, от вашей задумки. А сейчас давайте поработаем над средствами выразительности.

4. Работа над средствами выразительности.

Задание №1 (коллективно): дайте определение эпитета, сравнения, гиперболы, метафоры.

Задание №2 (коллективно): по лексическому значению определите понятие:

  • перенос названия одного предмета на другой на основе смежности (метонимия);
  • наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками (олицетворение);
  • образное выражение, преуменьшаемое размеры, силу, значение описываемого (лилота);
  • описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова (перифраза);
  • повторение одних и тех же элементов в начале каждого ряда (анафора).

Задание №3 (в группах): в предложениях найдите художественные средства, назовите их

  • Я помню чудное мгновенье. Змейкой мчится по земле белая поземка.
  • Горит восток зарею новой. На родину тянется туча, чтоб только поплакать над ней.
  • Весь пароход сбежался. Ветер буйный, солнце красное.
  • Море дышит полной грудью. Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел.
  • Добытчики черного золота. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.

- Ребята, мы с вами повторили весь необходимый теоретический материал для написания рецензии, а теперь попытаемся применить его на практике.

III. Работа с текстом

1. Чтение текста.

Голубая ель.

Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя, как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом …

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку.”

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном. (По Т. Тэсс)

2. Работа с текстом по составленному плану (по ходу анализа текста учащиеся записывают необходимый материал в обе графы таблицы. Он выделен жирным шрифтом).

План работы Рабочие материалы
Определи тему.

- Какова тема данного текста?

Тема рассказа …

Этот рассказ о варварском, потребительском отношении к природе.

Определи композицию.

- Сколько частей можно выделить в тексте?

Рассказ состоит из … частей.

Композиционно текст распадается на … части.

Текст имеет простую и ясную композицию:

вступление, основную часть, заключение.

Вступление.

- О чем сообщает автор во вступлении?

- Чтобы подчеркнуть ее необычность, какой художественный прием использует автор?

Основная часть.

- О каком конфликте автор рассказывает в основной части?

- Что можно сказать о жильцах дома?

… что речь пойдет о ели.

Чтобы подчеркнуть … , автор использует …

- Какие художественные средства помогают понять, что ель стала частью их жизни, очень дорога им? Олицетворения (“чтобы она чувствовала себя, как дома”, “стала гордостью”), эпитеты (“задумчивый и щемящий запах”), метафоры (“запах детства, запах чистоты”) помогают понять, как дорого это дерево людям.
- Но однажды утром люди увидели страшную картину. Прочитайте, как автор описывает ель. Какие художественные средства использует?

- С какой целью автор использует эти художественные средства?

… чтобы нарисовать страшную картину содеянного и на этом фоне показать боль утраты и гнев жильцов.
- Как отреагировали жильцы на это страшное деяние?

Определи идею.

- В какой строке звучит основная мысль автора?

Заключение.

- Автор подводит нравственный итог. Каков он?

Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку. (оксюморон)
Определи стиль.

- Определите стиль текста.

Художественно-публицистический.

Стиль данного текста …

Этот рассказ написан в … стиле.

- Почему автор использует элементы публицистического стиля?

Определи проблемы.

- Какие проблемы поднимает автор?

Проблемы нравственности, этики поведения человека в обществе, экологии,

уважения к общественному труду и общественному мнению.

Вырази свое отношение к поднятой проблеме  

IV. Работа по предупреждению речевых ошибок.

Т. Тэсс, писательница, автор рассказа. Описала, рассказала, показала, изобразила, нарисовала. Глубоко взволновал, произвел неизгладимое впечатление, запомнился, запечатлелся в памяти.

V. Итог урока (рефлексия)

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Над чем еще надо поработать?

VI. Домашнее задание: написать рецензию на черновик.