Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением.
Задачи: создать условия для
- систематизации теоретического материала, необходимого для создания рецензии;
- формирования умения использовать этот материал на практике;
- формирования умения планировать свою работу;
- развития коммуникативных навыков;
- развития речи учащихся, активизации лексики по теме;
- воспитания любви к природе.
Тип урока: урок систематизации знаний учащихся.
Уч./наглядный комплекс: тексты (по количеству учащихся), таблички, карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. запись даты, темы, оформление таблицы
План работы | Рабочие материалы |
2. формулирование учащимися учебных задач на урок.
II. Повторение и обобщение теоретического материала.
1. Опрос:
- Что такое отзыв?
- Что такое рецензия?
2. Словарная работа по табличке.
Рецензия на … |
Отзыв о … |
Задание: устно составьте предложение с данными словами.
3. Составление универсального плана работы над рецензией.
- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (на доску вывешиваются магнитные полоски с пунктами плана)
Определи тему |
- Что такое тема?
- Что еще определяем в тексте?
Определи идею |
- Что такое идея произведения?
- Что еще должны рассмотреть, создавая рецензию?
Рассмотри композицию |
- Что мы называем композицией?
- Что еще нужно осветить в работе?
Определи проблемы |
- Что такое проблема?
- Какие бывают проблемы?
- Что еще должны выявить в тексте?
Выяви средства выразительности |
- Какие вы знаете средства выразительности?
- Средства выразительности выбираются согласно выбранному стилю. Какие стили вы знаете?
Определи стиль |
Вырази свое отношение к поднятой проблеме |
- Вот сколько пунктов должно быть отражено в рецензии. Их последовательность зависит от текста, от вашей задумки. А сейчас давайте поработаем над средствами выразительности.
4. Работа над средствами выразительности.
Задание №1 (коллективно): дайте определение эпитета, сравнения, гиперболы, метафоры.
Задание №2 (коллективно): по лексическому значению определите понятие:
- перенос названия одного предмета на другой на основе смежности (метонимия);
- наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками (олицетворение);
- образное выражение, преуменьшаемое размеры, силу, значение описываемого (лилота);
- описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова (перифраза);
- повторение одних и тех же элементов в начале каждого ряда (анафора).
Задание №3 (в группах): в предложениях найдите художественные средства, назовите их
- Я помню чудное мгновенье. Змейкой мчится по земле белая поземка.
- Горит восток зарею новой. На родину тянется туча, чтоб только поплакать над ней.
- Весь пароход сбежался. Ветер буйный, солнце красное.
- Море дышит полной грудью. Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел.
- Добытчики черного золота. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.
- Ребята, мы с вами повторили весь необходимый теоретический материал для написания рецензии, а теперь попытаемся применить его на практике.
III. Работа с текстом
1. Чтение текста.
Голубая ель.
Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом …
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку.”
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном. (По Т. Тэсс)
2. Работа с текстом по составленному плану (по ходу анализа текста учащиеся записывают необходимый материал в обе графы таблицы. Он выделен жирным шрифтом).
План работы | Рабочие материалы |
Определи тему. - Какова тема данного текста? |
Тема рассказа … Этот рассказ о варварском, потребительском отношении к природе. |
Определи композицию. - Сколько частей можно выделить в тексте? |
Рассказ состоит из … частей. Композиционно текст распадается на … части. Текст имеет простую и ясную композицию: вступление, основную часть, заключение. |
Вступление. - О чем сообщает автор во вступлении? - Чтобы подчеркнуть ее необычность, какой художественный прием использует автор? Основная часть. - О каком конфликте автор рассказывает в основной части? - Что можно сказать о жильцах дома? |
… что речь пойдет о ели. Чтобы подчеркнуть … , автор использует … |
- Какие художественные средства помогают понять, что ель стала частью их жизни, очень дорога им? | Олицетворения (“чтобы она чувствовала себя, как дома”, “стала гордостью”), эпитеты (“задумчивый и щемящий запах”), метафоры (“запах детства, запах чистоты”) помогают понять, как дорого это дерево людям. |
- Но однажды утром люди увидели страшную
картину. Прочитайте, как автор описывает ель.
Какие художественные средства использует? - С какой целью автор использует эти художественные средства? |
… чтобы нарисовать страшную картину содеянного и на этом фоне показать боль утраты и гнев жильцов. |
- Как отреагировали жильцы на это страшное
деяние? Определи идею. - В какой строке звучит основная мысль автора? Заключение. - Автор подводит нравственный итог. Каков он? |
Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку. (оксюморон) |
Определи стиль. - Определите стиль текста. |
Художественно-публицистический. Стиль данного текста … Этот рассказ написан в … стиле. |
- Почему автор использует элементы
публицистического стиля? Определи проблемы. - Какие проблемы поднимает автор? |
Проблемы нравственности, этики
поведения человека в обществе, экологии, уважения к общественному труду и общественному мнению. |
Вырази свое отношение к поднятой проблеме |
IV. Работа по предупреждению речевых ошибок.
Т. Тэсс, писательница, автор рассказа. Описала, рассказала, показала, изобразила, нарисовала. Глубоко взволновал, произвел неизгладимое впечатление, запомнился, запечатлелся в памяти.
V. Итог урока (рефлексия)
- Какие задачи ставили в начале урока?
- Над чем еще надо поработать?
VI. Домашнее задание: написать рецензию на черновик.