Интегрированный урок по теме: "Знакомство с буквой "Т". Передвижение точки в соответствии с заданным алгоритмом. Числа от 11 до 20"

Разделы: Математика, Русский язык, Начальная школа


Цель. Создать условия для ознакомления с буквой “Т”, повторения изученного материала.

Задачи:

  • Научиться выделять звуки [т], [т] в словах;
  • Определять особенности их произношения;
  • Упражняться в определении места звука в слове;
  • Уметь с помощью печатных букв обозначать этот звук;
  • Уметь писать букву “Т”;
  • Выявить умения:
    • Выполнять операции сложения и вычитания с помощью линейки и по месту числа в натуральном ряде чисел;
    • Называть числа от 11 до 20;
    • Сравнивать натуральные числа, выражать результаты сравнения словами “на…больше”, “на…меньше”;
    • Ориентироваться на плоскости;
    • Работать с предложением;
  • Развивать:
    • Фонематический слух;
    • Зрительное восприятие;
    • Коммуникабельность.

Оборудование:

  • Наборное полотно с карточками примеров на сложение и вычитание;
  • Фишки разного цвета для звукового анализа слов;
  • Схемы предложений;
  • Таблица с изображением буквы “Т”;
  • Картинки с изображением тигренка Тима, мальчика Тома, канатоходцев-тюленей, мишкой-клоуном;
  • Учебник;
  • Рабочая тетрадь;
  • Таблички со словами “цирк”, “тигр”.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Числа от 11 до 20.

У. Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие. Для того чтобы узнать куда, нужно очень хорошо поработать. Выполним числовую разминку.

- Посчитайте от 1 до 20 в прямом порядке.

- Посчитайте от 20 до 11.

- Назовите число, предыдущее числу 15.

Д. Это число 14.

У. Дайте характеристику числу 14.

Д. Число 14 в натуральном ряде чисел стоит на 14 месте. Предыдущее число 13, последующее 15. Чтобы получить число 14 надо к 13 прибавить 1, или от 15 отнять 1.

У. Какое число стоит между 17 и 19?

Д. Число 18.

У. Какое число состоит из 1 десятка и 2 единиц?

Д. Это число 12.

У. Дайте характеристику этому числу.

(На доске появляется слово “цирк”.)

У.

Расклеены в городе нашем афиши.
На этих афишах – созвездие зверюшек.
В потешных костюмах, в причудливых шляпах
Застыла семья циркачей-акробатов.
И значит, сумеем увидеть мы скоро
И сильных, и ловких, а все же послушных
Тюленей-танцоров, медведей-жонглеров,
Лихих прыгунов и гимнастов воздушных.
Куда же мы сегодня отправляемся?

Д. Читают слово “цирк”.

У. А пойдем мы в цирк не одни. С нами пойдут наши друзья, которые работают в этом цирке.

Знакомство с буквой “Т”. Решение примеров на сложение и вычитание. Звуковой анализ слов.

У. А кто они, вы догадаетесь, если правильно решите примеры на сложение и вычитание. Ответ каждого примера соответствует фишке определенного цвета. Заменив ответы фишками, вы получите звуковую схему.

На доске:

2 + 7 =   8 – 5 =
6 + 2 =   10 – 4 =
7 + 3 =   9 – 2 =

Д. Составляют на доске и на партах звуковую схему.

У.

Замечательное дело –
В цирк собраться классом целым,
Или целым детским садом, -
В общем, быть с друзьями рядом.
Не спрятались ли наши друзья за этими схемами?

(На доску выставляются картинки с изображением тигренка и мальчика.)

Вот они, наши друзья: тигренок Тим и мальчик Том.

Какому из этих слов соответствует первая звуковая схема?

Д. Слову Тим.

У. Замените известные звуки буквами.

Замените известные звуки буквами во втором слове.

Чем похожи эти слова?

Д. В этих словах один слог, потому что один гласный звук. В них одинаковое количество звуков и букв.

У. Сколько букв в первом слове?

Д. В первом слове 3 буквы.

У. Сколько букв во втором слове?

Д. 3 буквы.

У. Что вы можете сказать о количестве букв в словах?

Д. В первом слове столько же букв, сколько во втором.

У. Сколько слов взяли? По сколько букв в слове?

Д. По 3 буквы взяли 2 раза.

У. Как можно записать при помощи действия сложения?

Д. К 3 прибавить 3.

У. Замените действие сложение действием умножением.

Д. 3 умножить на 2.

У. На что показывает число 3?

Д. На то, сколько букв взяли.

У. На что показывает число 2?

Д. Сколько раз взяли по 3 буквы.

У. Сравните ответы.

Д. Ответы одинаковые.

У. Посмотрите на схемы. Выделите первые звуки в словах Тим и Том. Что вы можете сказать об этих звуках?

Д. Один звук мягкий, другой – твердый.

У. Эти два звука обозначаются одной буквой, буквой “Т”. Посмотрите, как она пишется. Найдите такую же букву в кассе, замените в схемах звуки буквами.

Как вы думаете, почему я написала большую букву?

Д. Это имя мальчика и кличка животного.

Физминутка.

У. Итак, сегодня мы познакомились с новой буквой, буквой “Т”. Дайте характеристику этой букве.

Д. Буква “Т” обозначает два звука: твердый согласный звук и мягкий согласный звук.

У.

Но артисты наши где же?
Мы их очень ждем, и вот
Грянул марш, и на манеже –
Знаменитый цирк идет.

(На доску вывешивается картинка с изображением тигренка и слово “тигр”.)

Акробат из акробатов –
Чемпион лесов усатый!
Был он раньше зверем зверь,
В чаще жил когда-то,
А теперь стал лауреатом.
И медаль с дипломом в Чили
Неспроста ему вручили!
Он артист недюжинный
Это – тигр заслуженный!

Работа в тетрадях “Грамота”, с. 29. Письмо буквы “Т”.

У. Чтобы узнать, кто следующий появится на манеже цирка, нам необходимо выполнить задания в тетрадях на с. 29.

Какие буквы написаны в верхней части этой страницы?

Д. Печатные заглавная и строчная буквы “Т, т”.

У. На что похожи эти буквы?

Из скольких элементов состоят? Назовите эти элементы.

Д. Прямая вертикальная линия и прямая горизонтальная линия.

(Учитель показывает написание буквы на доске.)

У. Напишите заглавных печатных букв столько, сколько можно обозначить числом 3.

Сколько всего букв получилось?

Чем отличается строчная буква от заглавной?

Д. Тем, что пишется в половину строки.

У. Напишите строчных букв столько, сколько можно обозначить числом четыре. Сколько таких букв получилось?

Что вы можете сказать о количестве строчных и заглавных букв?

Д. Оно разное.

У. Каких букв больше и почему?

Д. Больше строчных букв, потому что каждой заглавной букве соответствует одна строчная и еще одна строчная остается без пары.

Физминутка.

У. Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. И вот на арене появляются артисты-канатоходцы (на доску вывешивается картинка с изображением тюленей-канатоходцев).

Замер зал, не шелохнется.
По наклонному канату
Поднимаются упрямо
Два тюленя – папа с мамой.
А за ними – тюленята.
Шаг за шагом, шаг за шагом
Продолжает свой маршрут
С беззаветною отвагой
Эта дружная ватага.

Игра. Ориентирование на плоскости. Тетрадь “Грамота”, с. 30.

У. Папа с мамой – тюлени предлагают вам поиграть в игру, которая называется “Путешествие точка”. От черной точки вы будете двигаться в том направлении, которое вам зададут наши артисты: 4 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 6 клеток влево, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо.

Что у вас получилось?

Д. Буква “Т”.

У. Сосчитайте количество клеток, которые занимает буква.

Д. Их 20.

Физминутка.

У. Молодцы, ребята! А вот еще один артист. Какой же цирк без этого юмориста (на доску вывешивается картинка с изображением мишки-клоуна)?

В наглаженных штанишках
И в кепке размалеванной,
В манеж выходит мишка, -
Какой же цирк без клоуна!
На задних лапах шасть, да шасть,
Уже прошел манежа часть,
Разинул он в улыбке пасть,
Рад встрече, безусловно.

Игра “Узнай меня”. Упражнение в определении места звука в слове.

У. Мишка-клоун предлагает вам сыграть в игру, которая называется “Узнай меня”. Сейчас я буду читать стихотворение. Услышав в словах твердый согласный звук [т], вы хлопаете в ладоши, если услышите мягкий согласный звук, топаете ногой.

Трубач-тигренок протрубил,
Затем тарелки взял,
В лесу зверушек оглушил
И птичек распугал.

Работа с предложением.

У. Перечислите всех артистов, которые выступали в нашем цирке. Составьте предложение с одним из этих слов, дайте характеристику своему предложению.

Д. Составляют предложение и схему, дают характеристику предложению.

Итог урока.

У. Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке.

  • Что узнали нового? Чему научились?
  • Что из урока запомнилось больше всего?