Тема урока: "Наклонение глагола"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • моделировать понятие;
  • находить и различать формы наклонения глагола (изъявительное, условное, повелительное);
  • самостоятельно составлять предложения, используя различные формы наклонения;
  • проводить классификацию, делать выводы;
  • принимать коллективное решение.

Материалы к уроку:

  • С. И. Ожегов Словарь русского языка под редакцией Н. Ю. Шведовой, М: 2002 г.
  • Карточки с заданием для этапа “Применение”.

1. ОБЗОР. МОТИВАЦИЯ

В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить, какую часть речи они начали изучать на прошлом уроке, и рассказать о том, что они знают о глаголе.

После выступления учащихся учитель говорит о том, что путешествие по стране Грамматике, в город Глагол, продолжается и сегодня им предстоит узнать еще об одном законе, без которого не могут обойтись жители этого города.

(Учащиеся формулируют проблемный вопрос урока.)

II. ИССЛЕДОВАНИЕ

Для успешной работы учитель объединяет учащихся в группы, а в качестве помощников предлагает написанные на доске предложения:

Таблица 1

ЗАДАНИЕ

  1. Записать предложения в тетрадь, найти и подчеркнуть в них глаголы.
  2. Сравнить глаголы, т.е. найти в них общее и различное.
  3. Рассмотреть смысл этих предложений. В каких действие происходит на самом деле, а в каких нет.
  4. Смоделировать понятие "наклонение глагола", опираясь на словарь Ожегова.
  5. Смоделировать понятия изъявительного, условного и повелительного наклонения, используя словарь Ожегова, подбирая однокоренные слова.
  6. Оформить результаты исследования в форме таблицы или схемы и подготовить отчет (в результате исследования в тетради учащихся появляется запись см. Таблицу 1.)

 III.ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

С результатами исследования выступает одна группа, остальные внимательно слушают, дополняют или исправляют по мере необходимости.

IV. СВЯЗЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Для того чтобы учащиеся могли выделить главное в процессе исследования и сделать выводы, учитель предлагает школьникам в качестве помощи использовать ответы на следующие вопросы:

  1. Без какого закона не обойтись жителям города Глагола?
  2. Сколько форм наклонения есть у глагола в русском языке?
  3. Как они называются?
  4. Какова же тема нашего урока?

V. ПРИМЕНЕНИЕ

1. Прочитать текст. Найти глаголы и выписать их, сгруппировав по общим признакам нового закона. Дать каждой группе глаголов обобщающее слово (изъявительное, условное, повелительное).

В пути много бед ждет перелетных птиц.

Вот стаю ласточек застал ураган над морем - далеко от берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо . Если бы показался какой-нибудь пароход! Птицы опустились бы прямо на палубу, прижались бы к ней, спрятались бы под брезентом. Держитесь, ласточки! Летите к людям, они вам помогут. (По В.Бианки)

2. Даны глаголы в неопределенной форме. Поставить их в разные формы наклонения, записать и ответить на вопрос: наклонение - постоянный или непостоянный морфологический признак глагола?

  • прочитать
  • посидеть
  • сходить
  • делать
  • петь
  • рисовать

3. Найти четвертое лишнее, подчеркнуть его и доказать.

а) Полетел бы ты на Марс, на Венеру, на Луну?

С Луны звездные корабли отправились бы в иные миры.

На Марсе ты ходил бы в скафандре.

В составе атмосферы Марса кислород не содержится.

б) Возьми на себя уход за домашними растениями.

Участвуй в озеленении школы.

Овладевай знаниями в гимназии для будущей работы.

От бессонницы трудом лечатся.

4.

Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
"Вот если б получить мне 5"

А Пете даны пословицы с глаголами, он указал над ними наклонение, но не уверен. Проверьте работу Пети и помогите получить "5".

5. Цифровой диктант (учащиеся определяют наклонение глаголов данных предложений и ставят цифры против названия форм наклонения)

Учитель может спросить учащихся о том, какая форма наклонения не встретилась в данной работе.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дано предложение:

Ребята посадили деревья в школьном саду.

- В каком наклонении стоит глагол? Переделайте это предложение так, чтобы глагол
стоял в разных формах наклонения, и запишите их.