Цели урока:
- моделировать понятие;
- находить и различать формы наклонения глагола (изъявительное, условное, повелительное);
- самостоятельно составлять предложения, используя различные формы наклонения;
- проводить классификацию, делать выводы;
- принимать коллективное решение.
Материалы к уроку:
- С. И. Ожегов Словарь русского языка под редакцией Н. Ю. Шведовой, М: 2002 г.
- Карточки с заданием для этапа “Применение”.
1. ОБЗОР. МОТИВАЦИЯ
В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить, какую часть речи они начали изучать на прошлом уроке, и рассказать о том, что они знают о глаголе.
После выступления учащихся учитель говорит о том, что путешествие по стране Грамматике, в город Глагол, продолжается и сегодня им предстоит узнать еще об одном законе, без которого не могут обойтись жители этого города.
(Учащиеся формулируют проблемный вопрос урока.)
II. ИССЛЕДОВАНИЕ
Для успешной работы учитель объединяет учащихся в группы, а в качестве помощников предлагает написанные на доске предложения:
Таблица 1
ЗАДАНИЕ
- Записать предложения в тетрадь, найти и подчеркнуть в них глаголы.
- Сравнить глаголы, т.е. найти в них общее и различное.
- Рассмотреть смысл этих предложений. В каких действие происходит на самом деле, а в каких нет.
- Смоделировать понятие "наклонение глагола", опираясь на словарь Ожегова.
- Смоделировать понятия изъявительного, условного и повелительного наклонения, используя словарь Ожегова, подбирая однокоренные слова.
- Оформить результаты исследования в форме таблицы или схемы и подготовить отчет (в результате исследования в тетради учащихся появляется запись см. Таблицу 1.)
III.ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
С результатами исследования выступает одна группа, остальные внимательно слушают, дополняют или исправляют по мере необходимости.
IV. СВЯЗЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Для того чтобы учащиеся могли выделить главное в процессе исследования и сделать выводы, учитель предлагает школьникам в качестве помощи использовать ответы на следующие вопросы:
- Без какого закона не обойтись жителям города Глагола?
- Сколько форм наклонения есть у глагола в русском языке?
- Как они называются?
- Какова же тема нашего урока?
V. ПРИМЕНЕНИЕ
1. Прочитать текст. Найти глаголы и выписать их, сгруппировав по общим признакам нового закона. Дать каждой группе глаголов обобщающее слово (изъявительное, условное, повелительное).
В пути много бед ждет перелетных птиц.
Вот стаю ласточек застал ураган над морем - далеко от берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо . Если бы показался какой-нибудь пароход! Птицы опустились бы прямо на палубу, прижались бы к ней, спрятались бы под брезентом. Держитесь, ласточки! Летите к людям, они вам помогут. (По В.Бианки)
2. Даны глаголы в неопределенной форме. Поставить их в разные формы наклонения, записать и ответить на вопрос: наклонение - постоянный или непостоянный морфологический признак глагола?
- прочитать
- посидеть
- сходить
- делать
- петь
- рисовать
3. Найти четвертое лишнее, подчеркнуть его и доказать.
а) Полетел бы ты на Марс, на Венеру, на Луну?
С Луны звездные корабли отправились бы в иные миры.
На Марсе ты ходил бы в скафандре.
В составе атмосферы Марса кислород не содержится.
б) Возьми на себя уход за домашними растениями.
Участвуй в озеленении школы.
Овладевай знаниями в гимназии для будущей работы.
От бессонницы трудом лечатся.
4.
Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
"Вот если б получить мне 5"
А Пете даны пословицы с глаголами, он указал над ними наклонение, но не уверен. Проверьте работу Пети и помогите получить "5".
5. Цифровой диктант (учащиеся определяют наклонение глаголов данных предложений и ставят цифры против названия форм наклонения)
Учитель может спросить учащихся о том, какая форма наклонения не встретилась в данной работе.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дано предложение:
Ребята посадили деревья в школьном саду.
- В каком наклонении стоит глагол? Переделайте
это предложение так, чтобы глагол
стоял в разных формах наклонения, и запишите их.