(Лингвистическая лаборатория)
Цели урока:
- Обобщить знания по теме “ Глагол”, рассматривая некоторые вопросы углубленно;
- Задействовать на уроке весь ученический коллектив, воспитывать бережное и уважительное отношение к русскому языку,
- Дать учащимся прикоснуться к настоящей науке, учить их свободно мыслить, развивать их творческие способности.
Оборудование: стенд готовься к уроку, плакаты (записи стихов для эксперимента), словарные слова для самопроверки.
Ход урока.
I. Постановка проблемы.
Учитель. - Запишите тему урока и подумайте, какую деятельность предполагает заявленная тема?
Каков смысл (лексическое значение) слова лаборатория? (Ответы учащихся)
Лаборатория - помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами. (Ожегов. Словарь)
- А что значит прилагательное лингвистический?
(Лингвистический - относящийся к лингвистике, науке о языке)
Сегодняшний урок - один из обобщающих уроков по теме “Глагол”. Очень знакомая часть речи. Но давайте сегодня посмотрим на глагол свежим взглядом, и он откроет нам свои секреты. Представим себе, что мы научные сотрудники, а класс наш - лаборатория.
Но чтобы проводить исследования, нам надо вспомнить о могущественном глаголе.
Одна из исследовательских групп создала портрет глагола. (Рассказывают о глаголе)
II. Экспериментальный этап.
Учитель назначает ассистентов: один ученик проводит словарную работу, другой проверяет работу над ошибками.
Лексический диктант.
Заменить фразеологические сочетания одним глаголом. Определить вид глагола. Придержать язык - помолчать;
Поднять голову - приободриться; Питать надежду - надеяться;
Вбить в голову - внушить;
Намылить голову - разбранить;
Вывести на чистую воду - разоблачить
(Ассистент проверяет.)
Ребята, давайте попробуем провести эксперимент. В ходе этого эксперимента мы должны быть очень внимательными. Лингвистический парадокс! С какой целью мы определяем вид глагола? О чем говорит нам данная грамматическая категория?
Ученица читает текст.
Мы дики, нет у нас законов.
Мы не терзаем, не казним.
Не нужно крови нам и стонов.
Но жить с убийцей не хотим. (А. С. Пушкин)
И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною,
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася. (М.Ю. Лермонтов).
Вопросы к классу.
- Определите какого вида глагол не казним в первом примере? (Н. в.)
А во втором примере? (Сов. в.) Почему?
(Речь идет об уже свершившейся казни, поэтому глагол сов. вида)
Придумайте название таким глаголам.
(Могут быть разные названия, но учащихся надо подвести к понятию двувидовые)
-Какие же глаголы принято называть двувидовыми? Как еще такие глаголы могут называться? Как мы их распознаем? (Глаголы, которые могут иметь значение несовершенного вида и совершенного вида. Грамматические омонимы)
Предложение записано на доске.
Все свое имущество я завещаю тебе. Дядя.
-Можно ли считать племянника наследником?
-Да, если дядя употребил двувидовый глагол. Завещать несовершенного вида, потому что в этом случае завещаю означает настоящее время. Но, возможно, дядя имел в виду будущее время. В этом случае ещё не известно успеет ли дядя составить завещание. Грамматические омонимы создают неудобства.
Учитель: стремясь избавиться от этого, язык образует новые видовые пары.
Арестуют – арестовывают; стенографировать – застенографировать (вывод по первому эксперименту: двувидовые глаголы употребляются для выразительности языка).
Второй эксперимент. Цель – доказать, что глаголы могут иметь краткую форму.
Задание: определить части речи.
Хлоп – хлопнуть, бух – бухнуть, прыг – прыгнуть.
Ученица читает текст, который написан на доске или на плакате.
Вдруг слышу крик и конский топ,
Подъехали к крылечку,
Я поскорее дверью хлоп
И спряталась за печку. (А.С. Пушкин)
- На какую часть речи похоже слово хлоп? (На наречие)
- Но наречие не управляет существительным. А какая часть речи управляет существительным? (Глагол)
Хлоп (чем?) дверью. Значит, хлоп особая форма глагола хлопнуть.
- Что сохраняет эта форма? (Значение времени – прошедшее, значение вида – совершенный вид)
- Но чем отличается от глагола прошедшего времени? (Она, форма, не изменяется ни по родам, ни по числам. Это краткая форма.)
- Как вы думаете, от всех ли глаголов можно образовать краткую форму?
(Нет, краткая форма образуется только от глаголов совершенного вида, которые обозначают резкие мгновенные действия.) Например, Мартышка, в зеркале увидя образ свой ,тихонько медведя толк ногой. “Левей, левей! И с возом бух в канаву”. “Тут рыцарь прыг в седло и бросил провода”.
- В каких произведениях мы встречаем чаще всего краткие глаголы?
- С какой целью писатели употребляют краткие формы глаголов?
(Вывод по эксперименту делает ученик)
III. Закрепление.
Самодиктант. Подчеркнуть глаголы. Обозначить переходный или непереходный глагол.
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех,
Кто когда-то хоть чем-то
Согрели меня. (Взаимопроверка, можно некоторые
слова разобрать по составу)
Самостоятельная работа учащихся по группам.
1 группа. Составить рассказ-историю, используя следующие слова и глаголы несовершенного вида.
Нина, Маша, кошка, волшебник, зонтик, ваза, чемодан, коробка, кубики ,кукла , неваляшка, кактус, девочка, тетя, телевизор, лампа, шкаф, диван.
Оставить, прыгать, смотреть, видеть, говорить,прилететь,слышать, вылезать, приходить, приносить, ставить, мыть, вертеть, обещать, собираться, играть, фантазировать, думать, мечтать, выдумывать, встретить, спать, размахивать, думать, мечтать, выдумывать, встретить, ,размахивать, ждать, вызвать, позвонить, выходить, заглянуть, рассматривать, вытирать, показывать, превратить,.
2 группа. Продолжить сказку.
Жили-были в стране Морфология глаголы толстые-претолстые. Им трудно было ходить, дышать, говорить. И вот однажды они пошли в лес погулять. Была прекрасная погода. Один из друзей от радости. Хлопнул в ладоши, и у него отвалился один суффикс, затем - другой.
-Ой, кажется, я похудел!- закричал радостно,- и хлоп себя по лбу.
-Не хочу, не хочу,- заплакал другой - и прыг в сторону.
-А мне тяжело ходить даже по лесу - и бух в зеленую траву.
Время пролетело быстро, и друзья собрались идти домой.
-Как стало нам легко, друзья, кажется, мы похудели. Все надо делать мгновенно, быстро, тогда и не будешь толстым. Так и появились стройные глаголы хлоп, бух, прыг и другие.
Но …
3 группа. Выпиши из текста переходные глаголы вместе с существительным в винительном падеже.
Театр я склею из старых коробок,
Занавес бархатный, куклы из пробок.
Вырасту я и пойду в инженеры.
Куклам я рты нарисую помадою.
Этим ужасно я маму обрадую!
Платья сошью им из нежного тюля,
Дырку на шторе прости меня, бабуля.
Феям из шелка я сделаю шляпы,
Волку приклею картонные лапы.
(Проверка самостоятельной работы)
Вывод по уроку. Какие секреты открыл нам глагол?
Что мы повторили на уроке?