Цели:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”;
- закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты;
- закрепление умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему;
- развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом;
- воспитание чувства взаимовыручки, развитие интереса к чтению через аналитическую работу с текстом повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.
Тип урока: комбинированный урок применения ЗУН.
Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный.
Оборудование:
- Таблица “Н.В.Гоголь. “Тарас Бульба”.
- Карточка-информатор (4 варианта).
- Карточки для индивидуальной работы.
- Тблица “Отличительные признаки причастия и деепричастия” (заполняется в процессе урока).
- Индивидуальные счетчики для подсчета заработанных баллов.
Эпиграфы:
Они [причастия] служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов
[Деепричастные обороты] являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность
Д.Э.Розенталь
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
Ребята! Мы закончили изучение тем “Причастие” и “Деепричастие”. Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания путем составления таблицы “Отличительные признаки причастия и деепричастия”. Для чего нужна такая таблица? Во-первых, как уже было сказано, чтобы систематизировать ваши знания, ведь знания, приведенные в систему, остаются в памяти прочно и надолго. Во-вторых, возможно, кому-то из вас предстоит сдавать устный экзамен по русскому языку на итоговой аттестации по окончании 9 класса. В этом случае составленная нами таблица поможет быстро вспомнить все сведения о причастии и деепричастии. В-третьих, что особенно важно, вы сможете составлять подобные сравнительные таблицы по другим темам.
Дома вы подготовили примеры предложений с причастными и деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, которые будете использовать при составлении таблицы. У каждого из вас есть также карточка-информатор, откуда вы можете брать примеры для иллюстрирования того или иного положения таблицы.
В течение урока вы самостоятельно будете подсчитывать заработанные баллы. Класс делится на две команды. В конце урока, когда будет определена команда-победитель, тот из вас, кто принесет победившей команде наибольшее количество баллов, получит дополнительную оценку.
II. Эпиграф.
- К нашему уроку подобраны эпиграфы, но прежде чем они появятся на доске, определите, о чем в них идет речь.
(Учитель зачитывает эпиграфы, ребята добавляют недостающие слова: причастия, деепричастный оборот.)
III. Составление таблицы.
- Какие грамматические признаки имеются у причастия и деепричастия? По каким признакам мы будем их сравнивать?
(Учащиеся называют грамматический признак, затем рассказывают, как он проявляется в причастии и деепричастии. Учитель в это время заполняет таблицу на доске. Лучше заранее подготовить карточки и прикреплять их на доску с помощью магнитов.
На каждое положение таблицы дети приводят примеры из домашнего задания или из информационной карточки).
Отличительные признаки причастия и деепричастия | ||
Грамматические признаки | Причастие | Деепричастие |
1. На какой вопрос отвечает? | Какой? Какая? Какое? Думающий, сплетенный, рассказавшая |
Что делая? Что сделав? Играя, восхищаясь |
2. Что обозначает? | Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек | Добавочное действие: смотрел, восхищаясь |
3. К какому слову в предложении относится? | К имени существительному: падающие листья; сыновей, учившихся в бурсе | К глаголу: пошли, беспрестанно оглядываясь |
4. Как изменяется? | По падежам, числам и родам: глядевший – глядевшая; глядевший – глядевшие; глядевший, глядевшего, глядевшему и т.д. | Не изменяется |
5. Какие признаки глагола имеет? | Вид, время, возвратность: глядевший – поглядевший; смеющийся | Вид, возвратность: смотря, посмотрев, рассмеявшись |
6. Как образуется (суффиксы)? | ащ-ящ (смотрящий); ущ-ющ (тающий); вш, ш (строивший, несший) ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый); енн, нн, т (увиденный, прочитанный, сжатый) |
а, я (глядя, слыша) в, вши, ши (поужинав, остановившись, прилегши) |
7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)? | Определением: И вывели на вал скрученных веревками запорожцев. | Обстоятельством: Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. |
8. Как выделяется на письме знаками препинания? | Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. | Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Рыдая, глядела она им в очи. |
VI. Связный рассказ на лингвистическую тему.
По одному представителю от каждой команды тянут билет и отвечают на вопросы: “Что я знаю о причастии?” или “Что я знаю о деепричастии?”
Во время ответа класс внимательно слушает и рецензирует ответ.
V. Индивидуальная работа по карточкам или графический диктант.
(на усмотрение учителя)
Подведение итогов урока.
Итог подводится по индивидуальным счетчикам:
Счетчик (фамилия, имя ученика) Задание Баллы Эпиграф
Таблица…
…
…
…
…
…
…
…
Связный рассказ на лингвистическую тему.
IV. Графический диктант (или карточка)2 2
2
2
2
2
2
2
2
5
5
Общий результат 28
26-28 баллов – “5”;
22-25 баллов – “4”;
17-21 балл – “3”.
Ученик из победившей команды, набравший наибольшее количество баллов, получает дополнительно оценку “5”.