Ход урока
1. Вводная часть (5 минут): объяснение заданий урока, деление на команды. Команды (3 по 4-6 чел.) рассаживаются за отдельные столы и получают карточки с заданиями.
2. Задание первое “Мозаика”: собрать пословицы из фрагментов.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда, а мясо нарастёт.
- Не плюй в колодец: вылетит – не поймаешь.
- Были бы кости, а молчание – золото.
- Баба с возу – и волки сыты.
- Слово-серебро, тем больше дров.
- Ум – хорошо, а два сапога – пара.
- Чем дальше в лес, тем толще партизаны.
- Лес рубят – кобыле легче.
- У семи нянек вилами по воде писано.
- Слово не воробей, пригодится воды напиться.
- Щепки летят, и овцы целы.
- Дитя без глаза, а две головы лучше.
Ответы.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Были бы кости, а мясо нарастёт.
- Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
- Слово – серебро, а молчание – золото.
- Баба с возу – кобыле легче.
- И волки сыты, и овцы целы.
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Ум – хорошо, а две головы – лучше.
- Лес рубят – щепки летят.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
- Два сапога – пара.
- Вилами по воде писано.
На это задание отводится 10 минут. За каждую пословицу и поговорку – 1 балл.
Задание второе “Перевёртыши”: опознать поговорки и пословицы, “вывернутые наизнанку”.
- В свою телегу ложись.
- Охотник охотника не различает вблизи.
- Коляски чистоты пугаются.
- Кошка мяучит – безветрие бросает.
- Осень век объедает.
- Что поздно ложиться, у того чёрт отбирает.
- Из хорошей лошади – даже лысины масса.
- Уши храбрятся – ноги лентяйничают.
- Множество против одного, один против многих.
- Двое из леса – пацифисты.
Ответы.
- Не в свои сани не садись.
- Рыбак рыбака видит издалека.
- Танки грязи не боятся.
- Собака лает – ветер носит.
- Весна год кормит.
- Кто рано встаёт, тому Бог даёт.
- С плохой овцы – хоть шерсти клок.
- Глаза боятся – руки делают.
- Один за всех, все за одного.
- Один в поле не воин.
На это задание отводится 10 минут. За каждую пословицу и поговорку – 1 балл.
Задание третье “Объяснительная”: опознать поговорку по её шуточному объяснению.
- В какой поговорке сказано об опасности такого сочетания учёбы с религией, которое приводит к черепно-мозговой травме?
- В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства?
- В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём?
- Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений?
- Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук?
- В какой пословице говорится о необходимости танцевальных движений от обогревательного сооружения?
- Какая пословица говорит о том, что нельзя выкидывать за дверь отходы, скопившиеся в доме?
Ответы.
- Научи дурака богу молиться – он лоб расшибёт.
- Не ставь телегу перед лошадью.
- Не лезь вперёд батьки в пекло.
- После дождичка в четверг.
- Когда рак на горе свистнет.
- Танцевать от печки.
- Не выноси сор из избы
На это задание отводится 15 минут. За каждый верный ответ – 1 балл.
Таким образом,при правильной работе команды получают 30 баллов.
Задание четвёртое: составление текстов с использованием как можно большего количества пословиц и поговорок из материала урока. Оценивается объём текста и уместность использованных выражений. От 1 до 3 баллов. На задание – 20 минут. Итоговый текст зачитывается представителем команды.
Задание пятое: сделать вывод о значении пословиц и поговорок в языке. От 1 до 3 баллов. На задание – 5 минут.
3. Подведение итогов(5 минут). Игроки команды-лидера “5”; вторые – “4”; третьи – “3”.
4. Домашнее задание(5 минут): подобрать 5-6 пословиц и поговорок, не использованных в уроке, и придумать им шуточное толкование.
Итого на всю работу – 75 минут (1 урок + 30 минут). Оставшееся время используется на приведение кабинета в рабочий вид.
Для работы на уроке командам выдаются листы-черновики. Записи можно использовать при подведении итогов.
Учитель может взять в помощь арбитров из числа учащихся (по 1 от команды) или присутствующих на уроке коллег.
Цели урока:
- Развитие речи.
- Развитие интеллекта.
- Знакомство с богатством русского языка.
- Обучение использованию в речи пословиц и поговорок.
- Снятие негатива по отношению к урокам русского языка.
- Патриотическое воспитание(любовь к родному языку).
- Избавление от слов-паразитов(типа, блин, вот и т. д.).
- Развитие умения работы в коллективе (командная игра).
Выводы о роли поговорок и пословиц: содержат вековую народную мудрость; поучают и предостерегают в ненавязчивой форме; обогащают язык; украшают речь.
Методическое обоснование урока “Русские пословицы и поговорки”
Если принять во внимание уровень интеллекта учащихся, неприязнь к урокам русского языка, неразвитую речь, незнание богатейшего словесного наследия, засорённость речи словами-паразитами, - становится ясна необходимость игровых уроков по русскому языку, в частности, по развитию речи.
Целями разработанного урока являются следующие:
- Развитие интеллекта.
- Развитие речи.
- Знакомство с богатством русского языка.
- Обучение использованию в речи пословиц и поговорок.
- Снятие негатива по отношению к урокам русского языка.
- Избавление от слов-паразитов.
- Патриотическое воспитание (любовь к родному языку).
- Развитие умения работать в коллективе (командная игра).
Для использования на уроке предлагаются как широко известные, так и редко употребляемые выражения, а также шуточные слоганы последних 10-летий.
Идеальное оформление урока выглядело бы так: столы с вышитыми скатертями, вышитые изделия на стенах (полотенца, салфетки), деревянные игрушки и другие изделия из дерева, русские костюмы на преподавателе и учениках.
Поскольку возможности такой нет, будет оформлен в русском стиле стол учителя: скатерть, посуда, игрушки, предметы быта. Используется также прялка.
По моему убеждению, данный антураж должен способствовать погружению в атмосферу игры, русского духа, а также снятию негативного отношения к уроку. Поскольку данный урок – игра, он подразумевает некую смехотворящую, шуточную обстановку.
Конечно, цели урока остаются серьёзными. Необходимо добиться того, чтобы были разгаданы все поговорки и пословицы (пусть и с помощью учителя). Необходимо составление текста с целью обучить правильному пониманию и использованию выражений. Нужно подвести учащихся к выводу о значимости пословиц и поговорок для русского языка и русского человека:
- Содержат вековую народную мудрость.
- Поучают и предостерегают в ненавязчивой форме.
- Обогащают язык.
- Украшают речь.
Кроме того, ученики должны понять, что уроки русского языка могут быть весьма интересны, а сам язык гораздо ярче и богаче, чем привычные словечки и штампы.
Я считаю, что уроки такого типа могут и должны прививать ребятам любовь к родной речи и развивать их речевую культуру.
Пословица – краткое, устойчивое, ритмически организованное образное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. Они обобщают социально-исторический и житейски-бытовой опыт народа. К признакам пословицы можно отнести поучительность и категоричность утверждения или отрицания (“именно так и никак иначе”). В условиях отсутствия письменности именно ритмичность помогала точному запоминанию пословиц.
Темы пословиц: язычество (Кукушка кукует – горе вещует); христианство (Церкви не овины, в них образа все едины); патриархальный уклад жизни (Всякий дом на большую голову стоит); крепостные порядки (Нужда учит, а барщина мучит); патриотизм (С родной земли умри – не сходи); укрепление государственности ; классовые противоречия (В суде убогий с богатым всегда будет виноватым); сатирические (Дьяк у места, что кот у теста); надежда на доброго царя (Не ведает царь, что делает псарь); торговля (Деньга деньгу куёт, На торгу деньга проказлива); отношения в семье (Хозяйкой дом стоит); народная философия (Нет худа без добра, Всё идёт своим чередом).
Не давая развёрнутого изображения, пословицы используют иносказания, имена собственные, тавтологию, метонимию, антитезу, иронию: Сытое брюхо к ученью глухо; Много слов, а мало дел; Репа животу не укрепа; Век живи – век учись и т.д.
Поговорка – общепринятое образное выражение, существующее для эмоциональных оценок и применяющееся по принципу аналогии к ряду сходных жизненных явлений: Надоел хуже горькой редьки; Свалился как снег на голову; Чужими руками жар загребать. Поговорка отличается от пословицы конкретной темой, образом.
Поговорка – это либо лицо, либо действие, либо обстоятельство: Свинья под дубом; В карман за словом не лезет; Семь вёрст до небес и всё лесом.