Принципы деления слов на группы.
Для более успешного и удобного изучения все слова делятся на группы ( не более 5 слов в группе). Изучение слов группами позволяет ведение дополнительных слов, что позволяет расширить словарный запас ученика без напряжения и дополнительного времени, а так же осуществления национально-регионального компонента в рамках изучения русского языка. (Слова взяты из программы 2 класса (1-4) Т.Г. Рамзаевой)
Слова могут делиться по 2 принципам:
1 принцип: Общая для группы слов тема.
Например:
медведь
петух
собака
заяц
лисица (Тема: “Животные”)
2 принцип: Общая для группы слов орфограмма.
Например:
арбуз
сахар
капуста (Безударная гласная “а”)
Проанализировав перечень слов, которые требуются изучать по программе, можно объединить слова в группы следующим образом:
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
берёза | воробей | тетрадь | деревня |
осина | корова | карандаш | молоко |
можжевельник | сорока | пенал | работа |
рябина | хорошо | резинка | машина |
5 группа | 6 группа | 7 группа | 8 группа |
стакан | город | валенки | девочка |
тарелка | Россия | сапоги | дежурный |
посуда | Москва | одежда | класс |
лопата | завод | пальто | мальчик |
платок | ребята |
9 группа | 10 группа | 11 группа | 12 группа |
медведь | учитель | морковь | арбуз |
петух | ученик | горох | сахар |
обака | язык | коньки | капуста |
заяц | экран | ||
лисица | мебель |
Таким образом, изучение словарных слов группами позволяет во 2 классе ввести такие слова, как “резинка” (ластик), “осина”, “можжевельник”, “рябина”.
Виды упражнений.
Рассмотрим изучение группы слов в течение недели на примере 9 группы.
1 день “Знакомство с группой”
1 слово: (На каждой фишке нарисованы точки М – 1 точка, Е – 2 точки, Д – 3 точки, В – 4 точки, Е – 5 точек., Д – 6 точек, Ь – 7 точек)
2 слово:
Глядишь – ласкается,
Дразнишь – кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит.
3 слово:
Прочитай буквы между согласными. У тебя должно получится новое слово.
(Заяц)
4 и 5 слово:
Составь из слогов 2 слова, начиная с выделенных
Каждое угаданное слово необходимо продемонстрировать иллюстрацией. После введения всех слов вывешивается таблица, по которой будет вестись работа в течение всей недели:
Дальнейшая устная работа с группой:
- Прочитайте слова так, как пишем.
- Какой темой можно объединить все эти слова? (Животные.)
- На какие 2 группы можно разбить слова? (Домашние и дикие животные. Слова, состоящие из 2 слогов и из 3 слогов.)
- Какое слово “лишнее” и по какому признаку? (“Заяц”. т.к. ударный 2-ой слог, а в остальных словах – 2 слог.)
- Прочитайте ещё раз слова так, как они пишутся.
2 день “Запись слов, используя таблицу”
1) - С какой группой слов познакомились на прошлом уроке?
- Запиши слово из этой группы, в котором все согласные твёрдые (собака).
(Запись после орфографического проговаривания. После записи необходимо подчеркнуть запоминаемую букву).
- Запиши слово, в котором звуков больше, чем букв. (зяац).
- Сколько в этом слове букв и звуков? Почему расхождение?
Запиши слово, в котором букв больше, чем звуков? (медведь).
- Почему в этом слове букв больше?
Запиши слово, состоящее из 2 слогов.
- Придумайте своё задание к слову “лисица”.
2) Придумайте и запишите словосочетание с данными словами. Постарайтесь их запомнить.
Это задание можно провести по другому варианту:
- О ком так говорят:
“Бурый, косолапый”.
“Косой, трусливый”.
“Голосистый”
“Хитрая, рыжая”.
“Друг человека. пустолайка”.
3 день “Запоминание слов, используя таблицу”
1) Списывание с таблицы слов с комментированием. Буква для запоминания должна быть закрыта. (Обязательное орфографическое проговаривание). После записи самопроверка. Учитель открывает закрытые буквы. Проговаривание тех слов, в которых сделаны ошибки.
2) - Какие словосочетания придумали на прошлом уроке?
- Составьте распространённое предложения, добавляя по 1 слову, проговаривая то, что составили до тебя.
Дано: “косолапый медведь”
(Косолапый медведь брёл.
Косолапый медведь брёл по лесу.
Косолапый медведь брёл по лесу и ревел. И Т.Д.
- Запишите получившееся предложение.
(На основе записанного предложения может быть проведена работа по закреплению пройденного материала и введению нового).
4 день “Запись слов без помощи таблицы”.
Неуклюж, да дюж.
И во сне кур считает.
Помнит, кто её кормит..
Мчится, что есть духу, хвост короче уха.
песни распевает, время считает.
- О каких животных говорится в каждом случае?
- Запишите в том же порядке.
- Взаимопроверка, используя таблицу.
- Проговаривание тех слов, где сделаны ошибки, глядя на таблицу.
5 день “Проверка усвоенности слов”.
1 вариант: Письмо слов под диктовку учителя.
2 вариант: Письмо слов, используя иллюстрации с 1 дня изучения (картинный диктант).
3 вариант: Выделение словарных слов из читаемого предложения или текста. В этом случае есть возможность проверить правописание других словарных слов.
Например: Зимой шубка у зайца белая, а летом серая. Рыщет среди сосен и ёлок хитрая лисица в поисках добычи. Радостно встречает тебя у крыльца собака Шарик. Медведь – всеядное животное. С первыми лучами солнца можно услышать и пение петуха.
4 вариант: В начале урока детям выдаётся листок, который разделён на клетки. Количество клеток соответствует количеству предъявляемых слов. Ученикам необходимо закодировать слово, которое произносит учитель, но так, чтобы можно было самому понять, что это за слово.
Например: ПЕТУХ
СОБАКА
В конце урока, используя листок с закодированными словами, необходимо все слова по порядку вспомнить и записать правильно.
Дополнительные упражнения, применяемые при работе со словарными словами.
1) При знакомстве с группой.
а) - Вы сможете назвать новое слово, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв слова.
б) Посмотрите на запись. Здесь зашифрованы 2 слова из словаря. Какие это слова? Для этого найди закономерность в записи букв.
Я Э К З Р Ы А К Н (экран, язык)
в) – Расшифруй слова.
1 вариант:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 М Г О Р Х К Н В И Ь
ШИФР: 1 слово: 1,3,4,6,3,8,10 (морковь)
2 слово: 2,3,4,3,5 (горох)
3 слово: 6,3,7,10,6,9 (коньки)
2 вариант.
3 4 5 6 7 1 б е а з И 2 р о ё с н
1 слово: 1-3, 1-4. 2-3, 2-5, 1-6, 1-5.
2 слово: 2-4, 2-6, 1-7, 2-7, 1-5.
г) – Исключи по цепочке все буквы, обозначающие глухие согласные.
Ответ: деревня.
д) – В искомом слове 6 букв.
1 буква такая же, как 3 буква в слове “копна”.
2 буква такая же, как последняя буква в слове “зеркало”.
3 буква такая же, как первая в слове “собака”.
4 буква такая же, как вторая в слове “луна”.
5 буква такая же, как первая в слове “день”.
6 буква такая же, как вторая в слове “вагон”.
Ответ: посуда.
е) – Отыщи слово среди набора букв.
Ответ: лопата.
ж) Задание с геометрическими фигурами.
1 вариант:
- Расставь фигуры по порядку. (На обратной стороне буквы.) После того, как ученики расставят буквы, учитель переворачивает карточки. Если всё верно должно получиться слово.
2 вариант:
Учитель даёт установку:- Внимательно посмотрите на фигуры, изображённые на доске, и на буквы в каждой из них. Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся там буквы (Время предъявления 50-60 сек.) После фигуры убрать.
Затем учитель показывает фигуры в той последовательности, в какой расположены буквы в слове. Ученики должны вспомнить, какие буквы находились в геометрической фигуре, и составить слово.
з) Учитель загадывает загадки. Ученики записывают слова – отгадки на черновиках. Затем ищут правописание этих слов в орфографических словарях.
и) На доске написаны слова:
ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАЙ, ИЮЛЬ, МАРТ, ДЕКАБРЬ.
- Из каких слов можно составить новую группу словарных слов?
Ответ: январь, февраль, декабрь.
к) Грамматическая математика.
Ответ: осина
л) ПШЕНО КОННИЦА Составьте слово, взяв из данных по 1 слогу. ВЕРЕНИЦА
м) Разгадай логическую цепочку.
Ответ: кастрюля.
н) На доске записано предложение с пропущенными буквами. Часть орфограмм ученикам уже известна, часть –нет. Это и есть слова из словаря, которые необходимо рассмотреть и объяснить.
Например: Гру__а р__бят шла по ш__рокой а__ее.
- Объясните правописание слов.
2) На этапе работы со словарными словами (2,3,4 день).
а) Составить и записать мини – сочинение, используя группу слов. (это должны быть слова, объединённые единой темой).
б) Игра “Собери слова”.
Необходимо из букв составить изучаемые слова или те, что изучались ранее:
в) Ребусы (Приложение № 1).
г) Игра “Буквы рассыпались”.
КЫЯЗ (язык) РОШОХО (хорошо) ЛЕПАН (пенал) АТСУПАК (капуста) РЕБЕЗА (берёза) ЯЗАЦ (заяц) КИНЬКО ( коньки) ВАДОЗ (завод) СИЛИЦА (лисица) РОВАКО (корова) КОМОЛО (молоко) ШИМАНА (машина) ЛАПТОК (платок) ТОПАЛЬ (пальто) БОРАТА (работа) СУПОДА (посуда) КОРОСА (сорока) АКАБОС (собака) ВЕДМЕДЬ (медведь) БЯРЕТА (ребята) КАДАШРАН (карандаш)
г) - Прочитай среди букв иностранного алфавита словарное слово:
Ответ: сапоги.
д) – Продолжи:
Молоко – стакан
суп – тарелка
земля - … Ответ: лопата.
Упражнения для повторения.
Предлагаемые упражнения предъявляются после изучения всех групп или нескольких с целью повторения.. При этом слова каждый раз прочитываются орфографически.
1) Выписать слова, которые нельзя перенести.
2) Выписать слова, в которых 1 (2,3 ) слога.
3) На доске написаны слова с допущенными ошибками. Найдите эти ошибки и записать слова правильно. (Приём какографии).
4) Догадайся, что это за слово:
БРЗ (берёза) КПСТ (капуста)
Дополнительная работа:
- Выписать самое длинное.
- Запиши слова, используя код.
- Отработка каллиграфического навыка на основе данных слов.
5) Скажи одним словом:
- стул, стол, шкаф, (мебель).
- Чашка. ложка, кастрюля (посуда).
6) Отгадывание загадок.
7) подбор родственных слов.
8) Выписать слова с ударением на 1 (2,3) слоге.
9) Выписать слова, к которым можно подписать имена девочек или мальчиков.
10) Составить цепочку из слов, где последняя буква одного – первая буква следующего.
11) Диктант – игра “Кто больше запомнит?” Чтение по 2-3 слова “Цепочкой”. Во время паузы ученики записывают то, что запомнили.
12) Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог слова. Ученикам необходимо восстановить всё слово.
(девочка, дежурный, деревня) (завод, заяц)
Например:
или конец слова
Например:
(лисица) (работа, суббота)
13) Филфорды (Приложение № 2)
14) По звуковой схеме вспомнить и записать слово. [ з э м л а н и к а ]
Литература:
- Бакулина Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка/Начальная школа №3, 2000.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение / М, “Просвещение”,1991.
- Хованская В. Занимательный словарь / Начальная школа №4,2000 (газета)