Цели:
1. Формирование умений осознавать предложение как основную единицу языка ; умений определять способ связи слов в словосочетании ; выделить грамматическую основу предложении ; различать сложные и простые предложения ; закрепить умения и навыки учащихся выполнять фонетический, морфологический, синтаксический разбор; закрепить правописание приставок пре -, при -.
2. Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, зрительную память, внимание, логическое мышление .
3. Воспитывать любознательность, интерес к предмету, к родному языку;, внимательное отношение к ответам других детей;
положительное отношение к учебной деятельности .
План
I. Слово учителя. Сообщения предстоящих задач и целей.
II. Проверка снаряжения
Слова учителя: Ребята, мы с вами будем покорять вершину горы “ Знания ”. Но прежде чем отправиться на восхождение, нам необходимо проверить свое снаряжение.
(Разрезанные слова: орфограмма, словари, словосочетания, предложения, грамматическая основа и т.д.) ребята должны из разрезанных букв составить слова, которые будут использованы на протяжении всего урока.
Слова учителя: Как вы считаете, теперь нам можно отправляться в путь?
Нам следует выполнить задание, чтобы получить билет – разрешение, чтобы подняться на высоту горы “ Знания ”.
а) У доски проверка домашнего задания упр. 87 – словарные слова.
б) Класс вместе с учителем смотрит в орфографических словарях правописание слов: легенда, традиция, преданность, легендарный. И записывают данные слова в свои орфографические словари, устно составляют с ними предложения.
Если все задания верны – следующий шаг.
III. Метеосводка
Слова учителя: Ребята, при каких погодных условиях разрешается восхождение на гору?
– Посмотрим метеосводку ( задание прикрепить к таблице ).
Задание учебник упр. 84 ( 1 пред )
1 ученик – выполняет синтаксический разбор предложения из упр № 84. На широкой улице стоял грузовик.
2 ученик из этого же предложения выполняет фонетический разбор слова стоял.
3 ученик – на широкой (улице) – морфологический разбор (все задания выполняются одновременно на классной доске, а класс в это время разбирает предложение № 5 из упр. № 84, после чего выполняется коллективная проверка каждого выполненного задания).
Слова учителя: Погода хорошая – идем на вершину горы “Знаний”.
IV. Первая высота. “ Снежная лавина ”
1 ряд выполняет тест.
1. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?
а) развевающегося флага;
б) ничем не интересоваться;
в) шел медленно;
г) присутствовать на митинге.
2. Какие пары слов не являются словосочетанием?
а) появляться в отдалении;
б) внезапно остановиться;
в) пошел и остановился;
г) мальчик пошел.
2 ряд работает по вопросам учебника “Русский язык” 8 класс стр № 43.
3 ряд работает по тесту:
1. Правописание приставок пре- – при-:
а) присоединение;
б) приближение;
в) неполное действие;
2. Правописание приставок пре-:
а) по значению близкая к приставке пере-;
б) близкая по значению к слову очень (учащиеся должны подобрать слова синонимы с правописанием данных приставок) Затем коллективно проверяем выполнение работ.
V. Привал – физкультминутка. Отдых альпинистов т.к. дорога трудная и тяжелая.
VI. Вторая высота. “Ледяная трещина”
1 ряд – разбирает первое предложение, 2 ряд – второе, 3 ряд – третье.
– Проверка и вычерчивание схем.
1 ряд: Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.
2 ряд: Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет.
3 ряд: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.
VII. Третья высота. “Камнепад”
Раздается текст (Спорт и Пушкин). Учащиеся должны выделить в тексте простые предложения, ССП и СПП.
А.С Пушкин и шахматы.
Сам Пушкин достаточно много играл в шахматы. В январе 1827 года, когда поэт гостил у Вульфов в городе Торжке, он научил этой игре Павла Ивановича – дядю своего друга Алексея. Дядя очень быстро постиг тайну шахмат и стал регулярно обыгрывать Пушкина. Александр Сергеевич сильно горячился при этом.
Очевидно, что сильным игроком в шахматах поэт не был, он очень любил и надеялся изучить теорию. Иначе зачем ему было заказывать первый в истории шахматный журнал “Паламед”, который начал выходить в Париже в 1836 году.
VIII. На высоте.
Сочинение–миниатюра “Почему быть здоровым модно?”
Слово учителя:
Многие наши молодые современники, которым не хватает 24-х часов в сутки, экономя время, вычеркивают из своей жизни спорт. Но при этом забывают основное: чтобы созидать, творить, надо быть сильным. И не только разумом, но и физически. Примеров, доказывающих справедливость этих слов, предостаточно: Пушкин, Лермонтов, Л.Толстой, Куприн, Байрон, Хемингуэй…
IX. Обобщение
Подведение итогов урока.
X. Домашнее задание. Собрать материал к сочинению о знакомом человеке.