Урок русского языка по теме: "Комплексное повторение "Синтаксис предложения" в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Формирование умений осознавать предложение как основную единицу языка ; умений определять способ связи слов в словосочетании ; выделить грамматическую основу предложении ; различать сложные и простые предложения ; закрепить умения и навыки учащихся выполнять фонетический, морфологический, синтаксический разбор; закрепить правописание приставок пре -, при -.

2. Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, зрительную память, внимание, логическое мышление .

3. Воспитывать любознательность, интерес к предмету, к родному языку;, внимательное отношение к ответам других детей;

положительное отношение к учебной деятельности .

План

I. Слово учителя. Сообщения предстоящих задач и целей.

II. Проверка снаряжения

Слова учителя: Ребята, мы с вами будем покорять вершину горы “ Знания ”. Но прежде чем отправиться на восхождение, нам необходимо проверить свое снаряжение.

(Разрезанные слова: орфограмма, словари, словосочетания, предложения, грамматическая основа и т.д.) ребята должны из разрезанных букв составить слова, которые будут использованы на протяжении всего урока.

Слова учителя: Как вы считаете, теперь нам можно отправляться в путь?

Нам следует выполнить задание, чтобы получить билет – разрешение, чтобы подняться на высоту горы “ Знания ”.

а) У доски проверка домашнего задания упр. 87 – словарные слова.

б) Класс вместе с учителем смотрит в орфографических словарях правописание слов: легенда, традиция, преданность, легендарный. И записывают данные слова в свои орфографические словари, устно составляют с ними предложения.

Если все задания верны – следующий шаг.

III. Метеосводка

Слова учителя: Ребята, при каких погодных условиях разрешается восхождение на гору?

– Посмотрим метеосводку ( задание прикрепить к таблице ).

Задание учебник упр. 84 ( 1 пред )

1 ученик – выполняет синтаксический разбор предложения из упр № 84. На широкой улице стоял грузовик.

2 ученик из этого же предложения выполняет фонетический разбор слова стоял.

3 ученик – на широкой (улице) – морфологический разбор (все задания выполняются одновременно на классной доске, а класс в это время разбирает предложение № 5 из упр. № 84, после чего выполняется коллективная проверка каждого выполненного задания).

Слова учителя: Погода хорошая – идем на вершину горы “Знаний”.

IV. Первая высота. “ Снежная лавина ”

1 ряд выполняет тест.

1. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

а) развевающегося флага;

б) ничем не интересоваться;

в) шел медленно;

г) присутствовать на митинге.

2. Какие пары слов не являются словосочетанием?

а) появляться в отдалении;

б) внезапно остановиться;

в) пошел и остановился;

г) мальчик пошел.

2 ряд работает по вопросам учебника “Русский язык” 8 класс стр № 43.

3 ряд работает по тесту:

1. Правописание приставок пре- – при-:

а) присоединение;

б) приближение;

в) неполное действие;

2. Правописание приставок пре-:

а) по значению близкая к приставке пере-;

б) близкая по значению к слову очень (учащиеся должны подобрать слова синонимы с правописанием данных приставок) Затем коллективно проверяем выполнение работ.

V. Привал – физкультминутка. Отдых альпинистов т.к. дорога трудная и тяжелая.

VI. Вторая высота. “Ледяная трещина”

1 ряд – разбирает первое предложение, 2 ряд – второе, 3 ряд – третье.

– Проверка и вычерчивание схем.

1 ряд: Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.

2 ряд: Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет.

3 ряд: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

VII. Третья высота. “Камнепад”

Раздается текст (Спорт и Пушкин). Учащиеся должны выделить в тексте простые предложения, ССП и СПП.

А.С Пушкин и шахматы.

Сам Пушкин достаточно много играл в шахматы. В январе 1827 года, когда поэт гостил у Вульфов в городе Торжке, он научил этой игре Павла Ивановича – дядю своего друга Алексея. Дядя очень быстро постиг тайну шахмат и стал регулярно обыгрывать Пушкина. Александр Сергеевич сильно горячился при этом.

Очевидно, что сильным игроком в шахматах поэт не был, он очень любил и надеялся изучить теорию. Иначе зачем ему было заказывать первый в истории шахматный журнал “Паламед”, который начал выходить в Париже в 1836 году.

VIII. На высоте.

Сочинение–миниатюра “Почему быть здоровым модно?”

Слово учителя:

Многие наши молодые современники, которым не хватает 24-х часов в сутки, экономя время, вычеркивают из своей жизни спорт. Но при этом забывают основное: чтобы созидать, творить, надо быть сильным. И не только разумом, но и физически. Примеров, доказывающих справедливость этих слов, предостаточно: Пушкин, Лермонтов, Л.Толстой, Куприн, Байрон, Хемингуэй…

IX. Обобщение

Подведение итогов урока.

X. Домашнее задание. Собрать материал к сочинению о знакомом человеке.