Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме: "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"

Разделы: Русский язык


Тема: “Имена существительные, имеющие форму только множественного числа”

Мотивация: знакомство с немногочисленной группой слов в русском языке.

Цели:

  • знать: имена существительные, имеющие форму только множественного числа;
  • уметь: правильно образовывать трудные формы множественного числа;
  • учиться: точно, уместно употреблять эти существительные в речи.

Задачи:

1. расширить словарный запас;

2. использовать межпредметные связи;

3. развивать речь учащихся.

Обеспечение урока: тетради, ручки, плакат- схема, видеомагнитофон, магнитофон, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), экспонаты из школьного этнографического музея, фотографии с видами поселка.

Ход урока.

I. Оргмомент. Психологический настрой на работу.

-Ребята! Уже несколько дней на уроках мы ведем разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. О чем идет речь? (О имени существительном).

Сообщение ученика.

I этап. Поверка домашнего задания. (Разгадывание кроссворда).

Цели:

  • проверка усвоения предыдущей темы “Имена существительные, имеющие формы только единственного числа”;
  • лексико-орфографическая работа;
  • подготовка к усвоению новой темы.

Ключевое слово: ПРОГУЛКА.

  1. самый распространенный злак.
  2. место, где ты родился или живешь.
  3. красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
  4. проявление мужества, отваги.
  5. …- от семи недуг.
  6. белый камушек растаял, на доске следы оставил.
  7. ее собирают на болоте.

- Чем интересно слово “морковь” и “лук”?

- Что можно сказать о слове “баскетбол” с точки зрения этимологии?

II этап. Объяснение нового материала.

Цель:

  • знакомство с группой существительных, имеющих только форму множественного числа.

- Чем объединены слова в домашнем кроссворде? (все они имеют форму единственного числа).

- Итак, если есть существительные, имеющие форму только единственного числа, следовательно… (ученики делают предположение) должны быть слова, имеющие форму только множественного числа.

Постановка цели урока.

- Что мы должны узнать, уметь и чему научиться?

Дидактический материал урока объединен темой “Прогулка по родному поселку”.

- В русском языке имеются слова, которые

1) употребляются как в единств. числе, так и во множественном: колодец- колодцы.

2) употребляются только в единственном числе: малахит.

3) но есть немногочисленная группа слов, которая пополняется крайне редко. Это закрытый список слов, которые в основном заканчиваются на –ы-(и).

Объяснения по таблице.

ТАБЛИЦА.

Существительные, имеющие только множественное число, обозначают:

  1. названия составных и парных предметов:
  2. (брюки, весы, счеты, очки, перила, часы).

  3. названия материалов или их отходов; вещества:
  4. (консервы, духи, опилки, сливки, обои, хлопья, щи)

  5. названия промежутков времени:
  6. (сутки, будни, каникулы)

  7. названия игр:
  8. (горелки, жмурки, прятки)

  9. названия действий и состояния природы:
  10. (выборы, хлопоты, всходы, сумерки, заморозки).

  11. некоторые географические названия:

(Карпаты, Сочи, Горки).

- Какие морфологические признаки отсутствуют у этих слов? (не определяются род и тип склонения).

III этап. Закрепление изученного материала.

Цель:

  • уметь находить слова изучаемой группы и употреблять их в речи.

- Ребята, вы любите путешествовать? Почему?

- Вспомните, что ключевое слово в кроссворде - “прогулка”. Сейчас мы совершим заочную прогулку по родному поселку и откроем для себя что-то новое.

Схема- рисунок “Распутье”:

- налево пойдешь - в музей попадешь.

- направо пойдешь - в детский досуговый центр попадешь.

- прямо пойдешь- в старинный крестьянский дом придешь.

-Итак, отправляемся прямо. Перед нами старинный крестьянский дом Макуриных. Дому 125 лет. (просмотр видеозаписи). Ворота – лицо дома, на них элементы деревянной резьбы. Через двор, где стоят сани, проходим в сени, а затем в избу. Хозяйка Нина Сергеевна радостно нас встречает. Самый главный угол- красный. Противоположный угол - бабий кут, или середа. Между печкой и потолком находятся полати. Конечно же, хозяйка- женщина веселая и общительная - приглашает нас к столу обедать. Что есть в печи - на стол мечи! Щи да каша- пища наша. А желающим накладывает макароны с тефтелями. К чаю со сливками пироги подаст. Тесто на дрожжах замесила, пироги испекла. Не красна изба углями, а красна пирогами! Быстро время пролетело - расстались мы с Ниной Сергеевной друзьями. Спасибо этому дому - пойдем к другому!

Разбор предложения:

“Щи да каша – пища наша”.

  1. дать характеристику предложения.
  2. подчеркнуть основу.
  3. обосновать постановку тире.

- Идем обратно, поворачиваем. Вот и наша любимая школа. (показ экспонатов музея). Заходим в этнографический музей. Что же видим? Интерьер крестьянской избы 19-20 вв. все предметы и вещи старинные. Многие из них видели в семье Макуриных. При входе - огромные сани с коробом для вывоза снега. В комнате- коллекция самоваров, одежда. Вот хозяин. На нем холщовая рубаха- косоворотка, штаны из домотканого материала, на ногах лапти. В экспозиции “Ремесла и промыслы” представлены изделия из металла: кованые ножницы, клещи. Могли быть и кандалы - ведь декабристы отбывали ссылку на Урале. Но особое место занимает парфюмерный столик для девушек. Здесь находились многие предметы: шкатулка из малахита, чернильница с пером, очки, духи, бусы. Старинные часы на стене замерли, словно показывая время прошлых столетий.

Задание: составить предложение c однородными членами, употребив существительное во множественном числе.

- Конечный пункт нашей прогулки - Дом школьника, где можно провести свой досуг. Здесь всегда весело и шумно. Что нам так поднимает настроение? (Музыка).

-Сейчас мы с вами поиграем в “Угадай-ку”. Нужно найти существительные во множественном числе в предложенном отрывке из песни, а также угадать саму песню.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

  1. Ах вы сени, мои сени, сени новые мои
  2. Cени новые, кленовые, узорчатые.

  3. Если я чешу в затылке - не беда!
    В голове моей опилки - да! да! Да!
  4. музыка Чайковского, цикл “Времена года” “Январь. Святки”

- А кто сможет сказать, что такое Святки? (Время от Рождества до Крещения)

Накануне Рождества мы с вами и родителями колядовали. Давайте вспомним, как это было.

Учащиеся показывают театрализированный фрагмент колядования.

- Какое время наиболее интересное и веселое для вас? (Каникулы)

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Если перевести его с латыни на русский язык, то получится “собачка, щенок”. Каникулой древние римляне называли Сириус - самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Бывают осенние, зимние, весенние, летние каникулы.

- Какие картины, кинофильмы, художественные произведения в названии имеют это слово? (Ф. Решетников “прибыл на каникулы”; м\ф. “Каникулы в Простоквашино”; А. Барто стихотворение “Каникулы”)

IVэтап. Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?

(Ориентируясь на таблицу и другие материалы урока, ученики отвечают на вопрос)

Д\з: §94; сочинение- миниатюра “Прогулка по поселку - это…”; индивидуальные задания на карточках.

ЗАДАНИЕ №1

Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

  1. Употребляющиеся только в единственном числе;
  2. Употребляющиеся только во множественном числе;
  3. Употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.

ЗАДАНИЕ №2

Откуда взяты отрывки с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе:

  1. И вмиг ворота на запор.
  2. Пустился мой хитрец в переговоры.
  3. Очки не действуют никак.
  4. Он спросил себе щей с мясом.

ЗАДАНИЕ №3

Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Занятия – (каникулы)

Праздник – (будни)

Рассвет – (сумерки).

ЗАДАНИЕ №4

Запишите как можно больше существительных, употребляющихся только во множественном числе и обозначающих: а) парные или состоящие из нескольких частей предметы; б) множественную совокупность, собирательность; в) вещества, материалы; г) действия, игры, обряды; д) отрезок времени; е) географические и астрономические названия.

ЗАДАНИЕ №5

Из книги “Екатеринбургский уезд” выписать названия населенных пунктов, имеющих форму множественного числа.

ЗАДАНИЕ №6

Зайдите в магазин и найдите предметы- существительные, имеющие форму только множественного числа. Составьте и запишите с этими словами простое и сложное предложение. Сделайте морфологический разбор одного из этих слов.

ЗАДАНИЕ №7

Перечислите народные (уральские) игры, названия которых имеют форму множественного числа. Опишите правила одной из игр.

ЗАДАНИЕ №8

Посмотрите, какие продукты питания имеются в вашем доме. Названия каких из них имеют форму только множественного числа? Что можно приготовить из этих продуктов. Запишите рецепт.

ЗАДАНИЕ №9

Найдите антонимы (в том числе и диалектные слова) к слову САНИ. Составьте два словосочетания с ними и сделайте разбор.

ЗАДАНИЕ №10

Определите лексико-грамматический разряд существительного ПРЕРИИ. Используйте толковый словарь русского языка.

ЗАДАНИЕ №11

Отгадайте загадки:

  1. Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)
  2. Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы)
  3. Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы)
  4. Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги/монеты)
  5. Зубасты, а не кусаются. (Грабли)
  6. С вечера заложу, всю ночь спокойно пролежу. (Ворота на запоре)