Тема: “Имена существительные, имеющие форму только множественного числа”
Мотивация: знакомство с немногочисленной группой слов в русском языке.
Цели:
- знать: имена существительные, имеющие форму только множественного числа;
- уметь: правильно образовывать трудные формы множественного числа;
- учиться: точно, уместно употреблять эти существительные в речи.
Задачи:
1. расширить словарный запас;
2. использовать межпредметные связи;
3. развивать речь учащихся.
Обеспечение урока: тетради, ручки, плакат- схема, видеомагнитофон, магнитофон, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), экспонаты из школьного этнографического музея, фотографии с видами поселка.
Ход урока.
I. Оргмомент. Психологический настрой на работу.
-Ребята! Уже несколько дней на уроках мы ведем разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. О чем идет речь? (О имени существительном).
Сообщение ученика.
I этап. Поверка домашнего задания. (Разгадывание кроссворда).
Цели:
- проверка усвоения предыдущей темы “Имена существительные, имеющие формы только единственного числа”;
- лексико-орфографическая работа;
- подготовка к усвоению новой темы.
Ключевое слово: ПРОГУЛКА.
- самый распространенный злак.
- место, где ты родился или живешь.
- красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
- проявление мужества, отваги.
- …- от семи недуг.
- белый камушек растаял, на доске следы оставил.
- ее собирают на болоте.
- Чем интересно слово “морковь” и “лук”?
- Что можно сказать о слове “баскетбол” с точки зрения этимологии?
II этап. Объяснение нового материала.
Цель:
- знакомство с группой существительных, имеющих только форму множественного числа.
- Чем объединены слова в домашнем кроссворде? (все они имеют форму единственного числа).
- Итак, если есть существительные, имеющие форму только единственного числа, следовательно… (ученики делают предположение) должны быть слова, имеющие форму только множественного числа.
Постановка цели урока.
- Что мы должны узнать, уметь и чему научиться?
Дидактический материал урока объединен темой “Прогулка по родному поселку”.
- В русском языке имеются слова, которые
1) употребляются как в единств. числе, так и во множественном: колодец- колодцы.
2) употребляются только в единственном числе: малахит.
3) но есть немногочисленная группа слов, которая пополняется крайне редко. Это закрытый список слов, которые в основном заканчиваются на –ы-(и).
Объяснения по таблице.
ТАБЛИЦА.
Существительные, имеющие только множественное число, обозначают:
- названия составных и парных предметов:
- названия материалов или их отходов; вещества:
- названия промежутков времени:
- названия игр:
- названия действий и состояния природы:
- некоторые географические названия:
(брюки, весы, счеты, очки, перила, часы).
(консервы, духи, опилки, сливки, обои, хлопья, щи)
(сутки, будни, каникулы)
(горелки, жмурки, прятки)
(выборы, хлопоты, всходы, сумерки, заморозки).
(Карпаты, Сочи, Горки).
- Какие морфологические признаки отсутствуют у этих слов? (не определяются род и тип склонения).
III этап. Закрепление изученного материала.
Цель:
- уметь находить слова изучаемой группы и употреблять их в речи.
- Ребята, вы любите путешествовать? Почему?
- Вспомните, что ключевое слово в кроссворде - “прогулка”. Сейчас мы совершим заочную прогулку по родному поселку и откроем для себя что-то новое.
Схема- рисунок “Распутье”:
- налево пойдешь - в музей попадешь.
- направо пойдешь - в детский досуговый центр попадешь.
- прямо пойдешь- в старинный крестьянский дом придешь.
-Итак, отправляемся прямо. Перед нами старинный крестьянский дом Макуриных. Дому 125 лет. (просмотр видеозаписи). Ворота – лицо дома, на них элементы деревянной резьбы. Через двор, где стоят сани, проходим в сени, а затем в избу. Хозяйка Нина Сергеевна радостно нас встречает. Самый главный угол- красный. Противоположный угол - бабий кут, или середа. Между печкой и потолком находятся полати. Конечно же, хозяйка- женщина веселая и общительная - приглашает нас к столу обедать. Что есть в печи - на стол мечи! Щи да каша- пища наша. А желающим накладывает макароны с тефтелями. К чаю со сливками пироги подаст. Тесто на дрожжах замесила, пироги испекла. Не красна изба углями, а красна пирогами! Быстро время пролетело - расстались мы с Ниной Сергеевной друзьями. Спасибо этому дому - пойдем к другому!
Разбор предложения:
“Щи да каша – пища наша”.
- дать характеристику предложения.
- подчеркнуть основу.
- обосновать постановку тире.
- Идем обратно, поворачиваем. Вот и наша любимая школа. (показ экспонатов музея). Заходим в этнографический музей. Что же видим? Интерьер крестьянской избы 19-20 вв. все предметы и вещи старинные. Многие из них видели в семье Макуриных. При входе - огромные сани с коробом для вывоза снега. В комнате- коллекция самоваров, одежда. Вот хозяин. На нем холщовая рубаха- косоворотка, штаны из домотканого материала, на ногах лапти. В экспозиции “Ремесла и промыслы” представлены изделия из металла: кованые ножницы, клещи. Могли быть и кандалы - ведь декабристы отбывали ссылку на Урале. Но особое место занимает парфюмерный столик для девушек. Здесь находились многие предметы: шкатулка из малахита, чернильница с пером, очки, духи, бусы. Старинные часы на стене замерли, словно показывая время прошлых столетий.
Задание: составить предложение c однородными членами, употребив существительное во множественном числе.
- Конечный пункт нашей прогулки - Дом школьника, где можно провести свой досуг. Здесь всегда весело и шумно. Что нам так поднимает настроение? (Музыка).
-Сейчас мы с вами поиграем в “Угадай-ку”. Нужно найти существительные во множественном числе в предложенном отрывке из песни, а также угадать саму песню.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.
- Ах вы сени, мои сени, сени новые мои
- Если я чешу в затылке - не беда!
В голове моей опилки - да! да! Да! - музыка Чайковского, цикл “Времена года” “Январь. Святки”
Cени новые, кленовые, узорчатые.
- А кто сможет сказать, что такое Святки? (Время от Рождества до Крещения)
Накануне Рождества мы с вами и родителями колядовали. Давайте вспомним, как это было.
Учащиеся показывают театрализированный фрагмент колядования.
- Какое время наиболее интересное и веселое для вас? (Каникулы)
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:
Если перевести его с латыни на русский язык, то получится “собачка, щенок”. Каникулой древние римляне называли Сириус - самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Бывают осенние, зимние, весенние, летние каникулы.
- Какие картины, кинофильмы, художественные произведения в названии имеют это слово? (Ф. Решетников “прибыл на каникулы”; м\ф. “Каникулы в Простоквашино”; А. Барто стихотворение “Каникулы”)
IVэтап. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
(Ориентируясь на таблицу и другие материалы урока, ученики отвечают на вопрос)
Д\з: §94; сочинение- миниатюра “Прогулка по поселку - это…”; индивидуальные задания на карточках.
ЗАДАНИЕ №1
Выпишите имена существительные в следующей последовательности:
- Употребляющиеся только в единственном числе;
- Употребляющиеся только во множественном числе;
- Употребляющиеся в единственном и множественном числе.
Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.
ЗАДАНИЕ №2
Откуда взяты отрывки с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе:
- И вмиг ворота на запор.
- Пустился мой хитрец в переговоры.
- Очки не действуют никак.
- Он спросил себе щей с мясом.
ЗАДАНИЕ №3
Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.
Занятия – (каникулы)
Праздник – (будни)
Рассвет – (сумерки).
ЗАДАНИЕ №4
Запишите как можно больше существительных, употребляющихся только во множественном числе и обозначающих: а) парные или состоящие из нескольких частей предметы; б) множественную совокупность, собирательность; в) вещества, материалы; г) действия, игры, обряды; д) отрезок времени; е) географические и астрономические названия.
ЗАДАНИЕ №5
Из книги “Екатеринбургский уезд” выписать названия населенных пунктов, имеющих форму множественного числа.
ЗАДАНИЕ №6
Зайдите в магазин и найдите предметы- существительные, имеющие форму только множественного числа. Составьте и запишите с этими словами простое и сложное предложение. Сделайте морфологический разбор одного из этих слов.
ЗАДАНИЕ №7
Перечислите народные (уральские) игры, названия которых имеют форму множественного числа. Опишите правила одной из игр.
ЗАДАНИЕ №8
Посмотрите, какие продукты питания имеются в вашем доме. Названия каких из них имеют форму только множественного числа? Что можно приготовить из этих продуктов. Запишите рецепт.
ЗАДАНИЕ №9
Найдите антонимы (в том числе и диалектные слова) к слову САНИ. Составьте два словосочетания с ними и сделайте разбор.
ЗАДАНИЕ №10
Определите лексико-грамматический разряд существительного ПРЕРИИ. Используйте толковый словарь русского языка.
ЗАДАНИЕ №11
Отгадайте загадки:
- Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)
- Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы)
- Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы)
- Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги/монеты)
- Зубасты, а не кусаются. (Грабли)
- С вечера заложу, всю ночь спокойно пролежу. (Ворота на запоре)