Цель урока: определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме “Односоставные предложения”.
Задачи:
- повторить материал по теме, помочь учащимся увидеть своеобразие односоставных предложений;
- формировать умение строить устное высказывание в форме выступления;
- развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращения к образцовым текстам художников слова.
Методы:
- постановка проблемного вопроса;
- организация обсуждения материала;
- эвристическая беседа.
Подготовительная работа: творческое домашнее задание (выписать из повести “ Бедная Лиза” односоставные предложения разных видов).
Оформление:
- толковые словари;
- написание словарных слов: дискуссия, дебаты, прения;
- таблица “Односоставные предложения”;
- карточки для индивидуальной работы;
- индивидуальная доска для работы по упражнению 208;
- схема “ Односоставные предложения”.
План урока:
- Организационный момент.
- Приветствие и сообщение цели урока.
- Словарная работа.
- Введение в учебную ситуацию.
- Обобщающее повторение и анализ предложений.
ХОД УРОКА
1. - Добрый день!
Сегодня на уроке мы постараемся повторить типы односоставных предложений, оценить, какова же роль каждого вида односоставного предложения и рассмотреть сферу его употребления.
- Откройте тетради, запишите число (15 декабря), классная работа, и тему урока:
Односоставные предложения.
2. Словарная работа.
- Я предлагаю вам познакомиться с новыми словарными словами: (показ на доске)
ДИСКУССИЯ (лат.) - свободное обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе.
ДЕБАТЫ (франц.)- обмен мнениями по каким - либо вопросам.
ПРЕНИЯ - это слово исконно- русское, образовалось от слова “ПЬРЕТЬ” и обозначало “ ссориться”. Данное слово в русском языке развивал Карамзин.
- Каково же современное значение слова ПРЕНИЯ?
- Запишите слова в тетрадь. (Один ученик в это время работает с Толковым словарём).- Что говорит нам Толковый словарь по данному слову?
ПРЕНИЯ – обсуждение, спор по каким-нибудь вопросам.
- Ребята, данные слова являются синонимами.
- Я предлагаю провести обсуждение по односоставным предложениям.
(Один человек будет работать у доски по упражнению 208.
Задача ученика: правильно заполнить таблицу).
3. Введение в учебную ситуацию.
- Желаю удачи!
- Кстати, каким односоставным предложением является моё предложение?
(Определённо-личное.)
4. Обобщение, повторение и анализ предложений.
- Давайте вспомним признаки определённо- личных предложений. ???
(На доске появляется:1и 2-е лицо; ед.-мн. числа; наст.-буд. время; изъявит.- повелит. наклонение).
(В это время ученик проговаривает признаки определённо- личных предложений.) ТЕОРЕТИК:(Определённо - личные предложения- односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 1 и 2 лица, ед. - мн. числа; наст. - буд. время; изъявит. - повелит.наклонение. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определённо указывают на лицо и число. Определённо- личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредотачивается на действии. Предложения используются в различных стилях речи, дают возможность избежать повторения личных местоимений.)
- Так где же могут использоваться определённо- личные предложения?
(В различных стилях речи.)
- Послушайте отрывок из рассказа “ Мама” известного детского писателя Ю.Яковлева:
Закрой глаза, прислушайся. И услышишь мамин голос. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
- Что можно выразить при помощи определённо-личных предложений?
(Чувства, пожелания, совет, а также сообщить о личном, поделиться сокровенным, когда говорим: люблю, жду, надеюсь).
- Запишем для примера предложение, строчку из стихотворения Прокофьева, всем известную, как:
Люблю берёзку русскую. (Односост. пр; опр-личн; гл.1 л., ед.ч., наст. вр.,изъяв. накл.)
Мойте руки перед едой. (Гл.2.л., мн.ч., повелит. накл.)
Будьте здоровы! (Гл.2 л., мн. ч.,повелит.накл.).
- Ребята, а каков характер предложений, которые я вам приведу для примера?
Как потопаешь, так и полопаешь.
Из пруда не вынешь и рыбку из пруда.
(Обобщённо- личные предложения).
- Как выполняется действие? (Действие производится всеми, любым лицом).
- Поэтому обобщённо- личные предложения используются в пословицах, которые поучительны для всех.
А+В Проверка работы у доски. (Обратимся к доске. Проверим работу по упражнению.)
- Какие предложения называются назывными? (Схема на доске.)
ТЕОРЕТИК:Назывные предложения- односоставные предложения, которые имеют один главный член - подлежащее.Они сообщают о том, что какое - нибудь явление или предмет существует в настоящем. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение.Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.
Что общего и различного между назывными и другими односоставными предложениями? (Имеют один из главных членов, но обязательно в наличие подлежащее, выраженное существительным.)
- А почему их такое синтаксическое имя- назывные? (Называют предмет.)
- Когда используются назывные предложения? (Для конкретизации предмета в описательном тексте.)
- Назывные предложения помогают нарисовать словесную картину, в литературе используются в художественном стиле.
- Вы знаете, что “ Бедная Лиза”- это повесть, но какая? (Сентиментальная)
- Как удаётся автору, с помощью каких предложений, выразительно, лаконично, точно указать на место действия, состояния души героев? (с помощью назывных предложений).
- Запишем предложения.
Вот её мысли, её чувства. Какая трогательная картина. Мечта! (Разбор предложения.)
- Какими односоставными предложениями называются произведения?
Будьте внимательны!
1 вариант: – одушевл.предмет.
2 вариант: – неодуш. предмет.
- Ребята, а может это просто слова? (Нет, это предложения, потому что имеют законченную мысль).
- Этим отличаются слова от предложений.
- Ребята, а вы когда из Омска возвращаетесь домой, какие строки приходят на память? …Вот моя деревня. Вот мой дом родной. И вновь мы говорим о назывных предложениях.
- Ребята, в литературе есть поэма Н. Некрасова, которая названа “ Кому на Руси жить хорошо”.
Скажите, каким является это предложение по типу односоставных? (БЕЗЛИЧНЫМ).
- Почему? Запишем предложение, определим признаки безличных предложений.
Кому на Руси жить хорошо. Вывод ТЕОРЕТИКА: Подлежащего нет и быть не может, действие передаёт состояние человека и природы. (на доске добавляется схема).
- Запишем ещё одно предложение:
Нет плохой земли, есть плохие пахари .
- В этом предложении (в 1-ой части сложного) подсказывающее сказуемое нет, что является признаком безличного предложения.
- Помним, что односоставные предложения могут входить в состав сложных.
5. Сравнение личных и безличных предложений.
1.
Чуть тянет морозный утренний ветерок.
Морозно по утру в степи.
2.
Эту вещь стоит купить.
Эта вещь стоит недорого.
3.
Днём таяло на солнце.
Печенье так и таяло во рту.
4.
В темноте что-то серело.
За окном уже чуть- чуть серело.
5.
Пахнет прибитой дождём пылью.
Мох пахнет грибной сыростью.
- Ребята, а о каких предложениях мы ещё не сказали? (Неопределённо-личные.)
- И вновь Карамзин.Он был почитателем русского языка, приветствовал использование односоставных предложений. В чём мы сможем не раз убедиться, заглядывая в повесть “ Бедная Лиза”.
- Я прочитаю предложение, которое мы запишем:
(Развитие речи.)
Её погребли близ пруда под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на её могиле.
- Что передаёт неопределённо- личное предложение?
ТЕОРЕТИК:Неопределённо- личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица, множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. (на доске добавляется схема).
6. Наши прения подходят к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны. (Вновь возвращаемся к словарным словам.)
- Давайте попробуем подвести итоги.
- Что общего и различного в односоставных предложениях? (НА ДОСКЕ.)
7. Синтаксическая зарядка.
Открываем календарь. (опр.-личное)
Начинается январь. (двусост.)
Январь. Начало года. (назывн.)
Январь - начало года. (двусост.)
Зима. Мороз и солнце. (назывн.)
- А домашнее задание будет такое: опишите любую ситуацию, используя односоставные предложения.
Тест для одарённых детей.(Резерв урока).
- Раннее утро.
- Не было дождя.
- Зажгли свет.
- Город прекрасен.
- Цыплят по осени считают.
- Хорошо нам?
- Нет никого кругом.
- Принесли почту.
- Не надо спорить.
Наш урок подошёл к концу. Необходимо подвести итоги.
- Что нового мы узнали на уроке? Что повторили в течение урока? (Ответы ребят).
Учитель выставляет оценки за урок.