Цель урока:
Проверить целесообразность проведения интегративных занятий по предметам различных циклов, в частности, гуманитарного и физико-математического.
Задачи:
- Рассмотреть на примерах технику дифференцирования. Закрепить навык нахождения производной, решая задачи в смежных дисциплинах. (математика).
- Практическое использование научного стиля речи на уроках математики. Формирование коммуникативных навыков: понимание прослушанного и увиденного учебного материала; умение скомпоновать свои суждения по поводу прослушанного и прочитанного; умение предъявить их в устном и письменном виде (русский язык)
Подготовительная работа:
- За две недели до урока ученики получили список задач по математике (20 штук) по теме «Производная и её применение». Каждую задачу они должны были решить, консультируясь по необходимости с учителем математики. Решения должны были сопровождаться объяснениями, формулировками необходимых теорем, математических понятий.
- Учитель русского языка предоставил ребятам памятку по использованию научного стиля речи.
Урок длился 3 часа.
Первая его половина посвящена практическому решению задания по математике (из домашнего списка) и оформлению данного задания на доске.
Затем – сообщение учащихся по теме урока.
В третьей части урока учащиеся работают парами. Они анализируют выступление друг друга на уроке математики, указывают на ошибки, если таковые имеются, проясняют для себя необходимые моменты, создают новые тексты по объяснению услышанного, используя памятку.
Характеризуют стиль нового текста и его отличия от первоначального.
Пример варианта задания и его решение с объяснением, памятка по научному стилю речи и новый текст-объяснение, составленный напарником учащегося, смотрите ниже.
Моё задание звучит такНаучный стиль речи.
Цель текста научного стиля речи - сообщение научных сведений, научное объяснение фактов; используются они в официальной обстановке. Речевые жанры этого стиля: научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертации, энциклопедии, справочники.
Общие специфические черты этого стиля - это логичность изложения, точность, отвлечённость и обобщённость. А также объективность высказываний. Для обеспечения этих требований используются определённые языковые средства выражения, а именно: лексические, морфологические и синтаксические.
Лексические особенности научного стиля речи:
а) употребление слов в их прямом назначении;
б) частая повторяемость ключевых слов;
в) отсутствие образных средств;
г) широкое использование абстрактной лексики и
терминов, причём с
интернациональными морфемами.
В научной речи выделяются три пласта слов: общеупотребительные (нейтральные), общенаучные, узкоспециальная лексика, то есть термины какой-либо науки.
Морфологические особенности научного стиля:
а) не используются глаголы в первом и втором
лице единственного числа и местоимения
первого и второго лица единственно числа;
б) используются глаголы в настоящем времени с
«вневременным» значением, которые
близки по смыслу к отглагольным существительным;
в) имена прилагательные употребляются, как правило, в составе научных терминов;
г) преобладают имена существительные;
д) не употребляются междометия и восклицательные частицы.
Синтаксические особенности научного стиля речи - это использование
а) особых оборотов типа «по Менделееву», «по опыту»;
б) слова «далее» в функции вводного слова;
в) слов «данный», «известный»,
«соответствующий» в качестве средств связи
предложений или абзацев;
г) цепочки родительных падежей («установление
зависимости длины волны
рентгеновских лучей»).
В научной речи используются сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, причины, следствия. Часто употребляются причастные и деепричастные обороты. Простые предложения, как правило, безличные и определённо-личные.
Основной тип речи в текстах научного стиля - рассуждение с элементами описания.
Подстили: собственно научный (самый строгий), научно-популярный (более «лёгкий», понятный широкому кругу читателей), научно-учебный, предназначенный для учащихся и студентов, учитывающий их уровень знаний, соответствующий их возрасту.
Передо мной работа Пети, который выступал на уроке математики. Им был создан текст научного стиля речи. Текст отвечает всем требованиям к этому стилю. Во-первых, этот текст полностью отвечает теме «Геометрический смысл производной». Во-вторых, это высказывание отличается логичностью и точностью изложения. Из синтаксических особенностей я хочу отметить, что в этом выступлении также встречаются повторяющиеся ключевые слова «график функции», «уравнение», «касательная», «производная», «функция». Также в этой работе присутствуют термины и абстрактная лексика, например, слова: функция, угол, производная. Из морфологических особенностей стоит отметить использование глаголов настоящего времени в неопределённом значении, например: получаем, построим, выведем, найдём и т.д.
Также в этом выступлении преобладают существительные и прилагательные, используемые только в значении терминов, например: третья четверть, угловой коэффициент.
Из синтаксических особенностей работы следует отметить следующие слова: следовательно, далее. Также в этом выступлении встречаются вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т.д., цепочки родительных падежей: «абсцисса точки касания» и сложноподчинённые предложения. Такие, как … по условию известно, что абсцисса точки касания…
Что касается подстиля, то это выступление написано в научно - учебном подстиле. Главным доказательством этого является постепенное решение каждого примера, т.е. приводится промежуточные результаты решения, также к решению прилагается рисунок и формула. Все шаги объясняются и доказываются логически.
Любой учащийся 11-го класса, который прошёл тему «Производная» на уроке математики, может понять это выступление.
Вывод: это выступление написано в научном подстиле научного стиля речи.