Русский язык
-
Урок-кроссворд "Чудный остров" (урок на основе личностно ориентированного подхода) 2007
Уверена, что именно личностно ориентированный подход является одним из условий гуманизации преподавания. Важным на уроках становится формирование духовного мира, реализация творческих способностей учащихся, выработка стремления к самосовершенствованию. Сделать уроки русского языка интересными, развивающими и воспитывающими на основе личностного подхода - вот моя цель. На мой взгляд, одной из форм личностно ориентированного обучения является нестандартный урок. Именно такие уроки дают возможность развивать и поддерживать у детей чувство радости, связанное с процессом познания.
-
Слагаемые излагаемого (как подготовить выпускника 9-го класса к новой форме государственной (итоговой) аттестации по русскому языку) 2007
В процессе подготовки к письменному экзамену по русскому языку в новой форме ученик должен, во-первых, уяснить "слагаемые" подробного изложения; во-вторых, освоить элементы тестирования; в-третьих, научиться писать сочинение-рассуждение; в-четвертых, выработать психологический настрой и, наконец, попробовать свои силы на репетиционном экзамене. Статья о том, как формировать общую культуру мышления ученика, какие избрать оптимальные формы деятельности при подготовке к данному виду аттестационной работы.
-
Конспект урока в 6-м классе по программе М.М. Разумовской на тему: "Употребление прилагательного в речи" 2007
Предлагается семинар-практикум "Употребление прилагательных в речи" в 6-м классе по программе М.М. Разумовской. Содержание урока позволяет работать над формированием у учащихся ключевых компетенций: информационной, предметной, коммуникативной, рефлексивной.
-
Опыт лингвопоэтического анализа стихотворения Н.М. Рубцова "Ласточка" в 8-м классе 2007
Отказываясь от традиционных уроков при изучении русского языка, я ввела в восьмом классе лингвопоэтический анализ стихотворения Н.М. Рубцова "Ласточка". Поскольку класс многонациональный, слова, требующие толкования, давались на родном языке каждого ученика (русский, башкирский, татарский, армянский). Это, конечно, вызвало интерес. Выполнение домашнего задания подтвердило правильность моего выбора метода лингвистического анализа текста: стихотворение "Воробей" проанализировали великолепно.
-
Пишите вместе с детьми 2007
При написании сочинения наиболее трудными являются первые шаги ребенка, когда еще довольно беден его словарный запас, когда силен страх перед новым видом работы. Пошаговое совместное написание сочинения учителем и учеником - новый способ в методике написания сочинения. Суть способа в пошаговом (по одному предложению) написании сочинения. Первое предложение - учителя, второе - ученика. Данный прием создает атмосферу совместного творчества с учителем, внутренне раскрепощает, учит ученика связывать предложения в единый текст.
-
Проведение лабораторных работ на уроках русского языка в 11-м классе 2007
При обучении русскому языку в старших классах целесообразным является применение лабораторных работ, которые направлены на формирование не только предметных, но и общеучебных умений и навыков. В статье даны особенности проведения лабораторных работ на уроках русского языка в 11-м классе, их примерная тематика и конспект лабораторной работы "Синтаксис и пунктуация сложного предложения".
-
Обособленные члены предложения 2007
Урок повторения и обобщения знаний по УМК В.Бабайцевой с использованием мультимедийной презентации имеет практическую направленность, построен на едином языковом материале. Используемый дидактический материал составлен не только по изучаемой теме, но и включает слова для повторения наиболее сложных орфограмм. В ходе урока учащиеся развивают умение употреблять данные синтаксические единицы в собственной речи, проверяют уровень сформированности пунктуационных навыков.
-
Открытый урок в 10-м классе по теме: "Основные принципы русской орфографии" 2007
В ходе урока решается целый ряд образовательных и воспитательных задач: целенаправленная работа по развитию культуры речи учащихся; словарная работа имеет военную направленность; есть выход на практическую работу по анализу текста и выполнению типовых тестовых заданий в формате ЕГЭ.
-
Интегрированный урок по химии и русскому языку на тему: "Кислород. Оксиды. Горение. Правописание безударных в корне. Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения" 2007
Прививать учащимся культуру речи нужно усилиями всех учителей. Добиться большей эффективности при достижении главной цели – развития речи учащихся можно, привлекая учителя русского языка к проведению совместных уроков.
-
Конспект урока русского языка в 9-м классе по теме: "Придаточные предложения сравнения" 2007
Данный урок русского языка в 9-м классе является очередным занятием по изучению видов придаточных в сложноподчиненных предложениях (СПП). Учащиеся рассматривают СПП со значением сравнения, при этом делают самостоятельные выводы о сходстве и различии СПП сравнения и СПП образа действия. На уроке систематизируются знания о способах выражения сравнения как художественном изобразительном средстве, приводятся примеры из текстов. В ходе занятия ребята должны научиться отличать сравнительные придаточные, правильно ставить знаки препинания внутри СПП (в том числе при союзе как в ином значении).
-
Тема урока: "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" 2007
Урок проходит в виде путешествия. Учащиеся учатся определять местоимения среди других частей речи, усвоить значения личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; стараются овладеть нормами употребления местоимений в речи.
-
Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н. Бунеева 2007
Программой начальных классов определён минимум слов, написание которых учащиеся должны усвоить. Такие слова необходимо изучать группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству, контрасту, или по грамматическим темам. Изучение одной группы « словарных слов» проводится в течение 4–5 уроков подряд и включает в себя такие этапы работы: знакомство с группой слов, упражнения на запоминание, контроль усвоения.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: "Я деловой человек" 2007
Данная игра по русскому языку «Я деловой человек» способствует закреплению и обобщению знаний об официально-деловом стиле речи, а также повторению необходимых для грамотного и делового общения сведений по лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и орфоэпии.
-
Сочинение-описание "Моя любимая игрушка" в 5-м классе 2007
Цели урока: подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения); отработать элементы композиции сочинения; составить словари опорных слов; познакомить с историей русской игрушки; вызвать у учащихся интерес к нашей истории, к нашим национальным истокам.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Правописание приставок -пре- и -при-" 2007
Предлагаемый урок является первым в изучении данной темы. В работе используются разнообразные методы и приемы. Создается положительная мотивация на изучение темы. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся, а также развитию орфографической зоркости учащихся. Учащимся предлагаются упражнения на развитие внимания, на запоминание орфографического правила, на первичное закрепление, дается дифференцированное домашнее задание для различных групп учащихся.
-
Урок по русскому языку в 11-м классе по теме: "Стили речи" 2007
Приёмы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами занятия и его содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких как самостоятельный анализ текстов, рецензирование. Усиливаются внутрипредметные связи. Задания для учащихся носят комплексный характер, то есть наряду с освоением материала по теме “Стили речи” они учатся анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нём изобразительно-выразительные средства, стилистическую роль данного текста. Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно-языковой и поэтической формы произведения.
-
Урок русского языка по теме: "Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот" 2007
Урок русского языка в 6-м классе - урок развития речи - подготовка к описанию иконы Владимирской Богоматери, на котором учащиеся знакомятся с описательным оборотом, с иконой для развития навыков пользования выразительными средствами, развития творческих и познавательных способностей; формирования умения видеть прекрасное и понимать произведение искусства, мысли и чувства автора.
-
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка 2007
В развитии творческих способностей учащихся важную роль играют речевые умения. Научные исследования показывают, что бедный словарный запас, неумение выразить свою мысль, негибкость в использовании синонимов и антонимов и т.д. могут существенно затормозить процесс творчества школьника. Данная статья содержит ряд упражнений, направленных на развитие речевых способностей детей 8–11 лет.
-
Урок русского языка по теме: "Виды сложноподчиненных предложений" 2007
Наряду с совершенствованием знаний учащихся о типах сложноподчиненных предложений, выработкой умений определять виды придаточных предложений и строить синтаксические схемы СПП на уроке развиваются умения оценивать языковые факты с точки зрения их нормативности: соблюдения лексических и грамматических норм литературного языка и норм синтаксической стилистики. В плане подготовки к ЕГЭ проведен анализ смысловой и композиционной целостности текста. Предложено творческое задание по созданию сочинения-размышления (миниатюры) по основной проблеме текста.
-
Тема урока: "Правописание гласных в приставках при- и пре-" 2007
Цели урока: систематизировать сведения о правописании гласных и конечных согласных в приставках; повторить звонкие и глухие согласные; повторить правописание приставок на з; показать правописание гласных в приставках пре- и при-; повторить орфограммы: проверяемые согласные в корне слова, е и и в корнях с чередованием, е и и в окончаниях глаголов I и II спряжений; повторить пунктограммы: знаки препинания в конце предложения, запятая при однородных членах.
-
Конспект урока развития речи в 5-м классе по теме: «Изложение с языковым анализом по тексту К.Г. Паустовского "Первый снег"» 2007
Главная задача уроков русского языка состоит в том, чтобы научить школьников правильному, умелому и сознательному использованию речевых средств. Изложения с языковым разбором текста позволяют совершенствовать речь учащихся, углублять их познания в области грамматики, лексики и стилистики, укреплять орфографические и пунктуационные навыки.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Междометия" 2007
Данный урок направлен на освоение учениками 7-го класса теоретического материала по теме "Междометие", закрепление навыков проектной деятельности.
-
Сценарий устного журнала "Любитель русского слова" (к 205-летию со дня рождения В.И.Даля) 2007
Владимиру Ивановичу Далю, прожившему 70 лет, удалось столько успеть! Он был врачом и морским офицером, чиновником по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное - собирателем "Толкового словаря живого великорусского языка". "Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык", - говорил В.И. Даль. Познакомьтесь с удивительной жизнью этого человека – и вы ему поверите. А поможет вам наш устный журнал.
-
Уроки русского языка в 6-м классе по теме: "Имя существительное". Мотивация 2007
Вашему вниманию я представляю серию конспектов уроков русского языка в 6-м классе по теме "Имя существительное". В основе учебник по русскому языку за 6-й класс под редакцией М.Т. Баранова, методическое пособие "Уроки русского языка в 6-м классе" Г.А. Богдановой. В предложенных конспектах я старалась подсказать коллегам возможные варианты создания мотивационной ситуации на уроке, которые способствуют дальнейшему развитию познавательной мотивации и интереса к предмету у подростков.
-
Урок развития речи в 5-м классе с применением программы Power Point 2007
Данный урок предполагает знакомство учеников с новым для них понятием - синквейн. Учащиеся в процессе урока имеют возможность не только изучить строение данного пятистишия, но и проявить свои творческие способности, сочиняя синквейн. Весь урок построен таким образом, что рабочий материал (презентация, эпиграф, текст, сама творческая работа) подчинен единой теме - теме материнства. Данный урок можно использовать как в преддверии Дня матери, так и в канун 8 Марта.
-
Занятие элективного курса по стилистике русского языка по теме: "Основная мысль текста-рассуждения" 2007
Разработка занятия элективного курса по стилистике текста поможет учителю, обучая способам логического разворачивания основной мысли текста-рассуждения, продолжить работу по развитию навыков разноаспектного анализа текста, повысить уровень языковой эрудиции выпускников школы и подготовить их к выполнению части С Единого государственного экзамена.
-
Тема урока: "Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения" 2007
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения" преследует следующие цели: повторить основные сведения о фразеологии; развивать и культивировать внимание к фразеологизму как социально значимому явлению, чтобы учащиеся научились отбирать, подбирать фразеологизмы, произносить их со смыслом так, чтобы речь была интеллектуальной деятельностью, а не рефлекторным актом; воспитывать ценностное отношение к фразеологизмам, их значению, прививать навык обращать внимание на непонятные слова в художественном произведении, в учебниках, газетах, журналах и пользоваться словарем; пробуждать стремление узнать значение таких выражений и словосочетаний, вводить их в речь и не употреблять те, значения которых не знаешь; развивать творческие способности учащихся.
-
План-конспект урока в 7-м классе по теме: "Причастие" 2007
Урок русского языка в 7-м классе знакомит учащихся с причастием.
-
Интегрированный урок по русскому языку и математике на тему: "Число. Имя числительное" 2007
Интегрированные уроки способствуют систематизации знаний: школьники лучше усваивают содержание учебного материала, могут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал. Такие уроки нравятся ребятам, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного, привносят большой эмоциональный заряд.
-
Урок развития речи по теме: "Этикетные формулы и правила обращения к собеседнику в устной и письменной речи" 2007
Урок по речевому этикету формирует понятие о правилах речевого этикета, учит использовать этикетные формулы и правила обращения в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией, воспитывает культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка.