Русский язык
-
Интегрированный урок по русскому языку и математике на тему "Число. Имя числительное" 2007
В уроке объединены два предмета (русский язык и математика), ведут его два учителя. Целесообразность проведения видится в том, что темы "Имя числительное" (русский язык) и "Число" (математика) дают представление о цельности окружающего нас мира.
-
Английские слова в русском студенческом сленге 2007
В современном русском студенческом сленге содержится очень много английских слов. Не секрет, что многим студентам иногда легче выразить свои мысли и чувства с помощью слов иностранного языка, они затрудняются в выборе подходящих для этого русских слов. Поэтому мы предлагаем проводить интегрированные уроки русского и английского языка, которые способствуют углубленному изучению этих языков.
-
Контрольно-тренировочные задания к разделам "Фонетика", "Орфоэпия" 2007
Представлены тестовые задания, отобранные из числа тех, которые вошли в экзаменационные тесты 2006/2007 года. Они могут быть использованы старшеклассниками средней школы как учебно-тренировочный материал для проверки знания фонетики и орфоэпии, умения различать звуки и буквы, отличать гласные буквы от согласных, твердые от мягких, глухие от звонких. Данный сборник особенно уместен и полезен при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам. Задания сопровождаются комментариями, цель которых – помочь ученику систематизировать материал, выделить в нем главное, предупредить возможные ошибки.
-
Урок русского языка с компьютерной поддержкой в 8-м классе по тему: "Односоставные предложения (обобщение и систематизация полученных знаний)" 2007
Данный урок представляет собой комплексное повторение практически всех разделов русского языка, изучаемых ранее: фонетики, орфоэпии, орфографии, словообразования, морфологии. Но основное внимание уделяется разделу "Синтаксис", а именно – систематизируются и обобщаются знания по теме "Односоставные предложения". Урок-путешествие выбран не случайно, так как именно такая форма проведения урока позволяет оптимально менять темп и ритм работы, использовать разнообразные методы и приемы, в том числе и проблемно-поисковый, что позволило успешно реализовать развивающий потенциал урока.
-
Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы" 2007
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
-
Урок русского языка в 7-м классе 2007
Данный урок предполагает первичное усвоение навыка правильного написания н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Операционный состав формируемого действия помогает ученику избежать как орфографических, так и пунктуационных ошибок. Более целесообразной формой представления способа действия является алгоритм. Алгоритм представляет собой ряд последовательно выполняемых операций, составляющих полную ориентировочную основу действия. Выполняя операции одну за другой, ученик делает вывод о правописании конкретных слов или постановке пунктуационного знака. При этом выполнение каждой последующей операции возможно только в случае выполнения предыдущей. На уроке ученики составили альтернативный алгоритм. Пользуясь подобным алгоритмом, ученик вынужден выбирать между двумя ответами, не позволяющими "выйти" за рамки вопросов, что значительно уменьшает опасность ошибочного рассуждения, а значит, и написания. Использование алгоритмов позволяет сделать процесс изучения материала практически направленным, способствующим не столько механическому запоминанию, сколько овладению способом действия.
-
Урок русского языка в начальной школе. 4-й класс 2007
Урок русского языка по темам "Роль глаголов в предложении". "Роль глагола в речи" развивает умение употреблять глаголы в речи, воспитывает чувство гордости за родной язык.
-
Урок русского языка в 10-м классе с целью подготовки к ЕГЭ по теме "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке" 2007
Единый государственный экзамен вот уже несколько лет является реальной, всё более распространённой практикой выпускной аттестации школьников. Экзаменационная работа полностью соотносится с конечными целями обучения русскому языку. В работе предусматривается наличие заданий разного уровня сложности, включены задания, проверяющие лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции.
-
Урок-игра на тему "Имя существительное" 2007
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить мысль. Поэтому очень важно сделать урок русского языка радостным и интересным, способным активизировать творческие силы ученика, поставить его перед ситуацией выбора, принятия им самостоятельного решения. Органической частью урока может стать игра, вбирающая в себя его основные учебные задачи.
-
Урок развития речи по картине С.Григорьева "Вратарь" 2007
Предлагается конспект урока по развитию речи, на котором учащиеся будут писать сочинение по картине С.Григорьева "Вратарь".
-
Дневниковые записи: многообразие стилей, типов и жанров речи 2007
Урок развития речи в 8-м классе.
-
Уроки развития речи. 10-й класс 2007
Уроки развития речи в 10-м классе, а именно, функционально-стилистическая характеристика текста. При данном виде разбора определённый текст анализируется как образец функционального стиля на всех языковых уровнях, что способствует развитию творческих, исследовательских способностей учащихся, обобщению и систематизации знаний по фонетике, лексике, грамматике, стилистике, совершенствует чувство языка. Одним словом, решается комплекс задач по подготовке к экзаменам – независимо от формы их проведения.
-
Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения 2007
Цель статьи – выявить, насколько работа с производной лексикой может способствовать активизации умственной деятельности учащихся начальных классов.
-
Заседание ученого совета. Русский язык. 9-й класс 2007
Урок по русскому языку в 9-м классе представлен в форме деловой игры и посвящен комплексному повторению в конце года. Согласные русского языка рассматриваются как орфограммы разных морфем слова.
-
Подробное изложение в 5-м классе 2007
Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение содержания исходного текста. Задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как смысловое, структурное и стилистическое целое и воспроизвести его.
-
Условное наклонение глагола. 6-й класс 2007
Урок русского языка, на котором учащиеся продолжают знакомство с особенностями глаголов; учатся находить глаголы в тексте, различать формы изъявительного наклонения и условного наклонения; отрабатывают навыки правильного написания глаголов в условном наклонении; составлять мотивированные связные высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос; систематизировать и обобщать теоретический материал.
-
Урок в 10-м классе с углублённым изучением русского языка по теме "Синонимическое богатство русского языка" 2007
Урок с углубленным изучением русского языка имеет целью углубить знания учащихся о синонимах, выявить роль синонимов в тексте, их выразительно-изобразительную функцию.
-
Урок-исследование по русскому языку по теме "Синтаксис сложного предложения" 2007
На уроке-исследовании рассматривается, как с помощью разных синтаксических конструкций создается крылатое выражение, как содержание влияет на синтаксическую структуру высказывания.
-
Типичные затруднения младших школьников при усвоении основ правописания и пути их профилактики и преодоления 2007
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Значимость этой проблемы и определила выбор темы для исследования. В ходе исследования были изучены и оценены разработанность данной проблемы в психолого-педагогической, лингвистической и методической литературе, отношение младших школьников к овладению основами правописания. В результате были выявлены типичные затруднения младших школьников при усвоении основ правописания, причины, их порождающие, и пути их преодоления.
-
Урок русского языка в 3-м классе (система Л.В. Занкова по теме: "Правописание предлогов и приставок") 2007
Урок в 3-м классе по системе Л.В. Занкова является обобщением изученной темы "Правописание предлогов и приставок". Все упражнения нацелены на формирование и закрепление умений и навыков отличать предлоги от приставок. Внимание учащихся направлено на повторение данной темы. Использовались различные виды работы, разнообразные упражнения. При отборе материала учитывались принципы обучения: научности, связи обучения с практикой, систематичности и последовательности, доступности и наглядности.
-
Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности 2007
Попав в современный мир, знаменитые братья Кирилл и Мефодий, создатели азбуки, проводят увлекательный экскурс в историю славянской письменности в игровой форме. Ребята могут узнать об эволюции письма, о создании первых книг и т.д., выполняя интересные задания.
-
Урок-путешествие "Страна Орфография" 2007
Этот урок может быть обобщающим уроком по орфографии в 5-м классе по системе В.В. Бабайцевой после изучения орфограмм в корне слова. Форма этого урока воспитывает интерес к предмету, помогает учить детей родному языку легко и с пользой, помогает лучше усвоить трудные случаи написания гласных в корне слова, помогает систематизировать и повторить правила правописания данных орфограмм.
-
Урок-мастерская "Эссе (опыты)" для учащихся 10–11-х классов 2007
Прекрасные возможности для раскрытия и развития творческих способностей учащихся открываются на уроках русского языка и литературы, спецкурсах, факультативах при подготовке учащихся старших классов к итоговой аттестации. Именно такие занятия позволяют широко использовать инновационные технологии, в том числе уроки-мастерские, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое "я".
-
Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней 2007
Интегрированный урок по мировой художественной культуре. Межпредметные связи: история, литература, русский язык, иностранные языки, этика, эстетика. Эпиграфом к уроку взяты слова Солера: "Лети же, мысль, на крыльях золотых..." Этим автором написано либретто оперы, принесшей славу Джузеппе Верди. Итальянский вариант названия оперы – "Набукко" – закрепился, возможно, потому, что полное имя героя, давшего ей название, неудобопроизносимо – Навуходоносор. В ней речь идёт о страданиях израильского народа в вавилонском плену. История эта пронизана тайной – это библейская история.
-
Мотивационные особенности обучения французскому языку как второму иностранному на базе интеграции с русским языком и литературой 2007
В работе рассматриваются задачи переводчика художественной литературы, специфика перевода стихотворных произведений, особенности языка и стиля поэзии А.С. Пушкина. Представлен перевод стихотворений А.С. Пушкина учащимися старших классов.
-
Технологии интегрированного урока в начальной школе (русский и английский язык) 2007
Интегрированные уроки русского и английского языков дают детям комплексное представление о лексико-грамматических явлениях в разных языках, позволяют глубже усваивать материал, снимают напряжение, вызывают интерес, развивают творческие способности, логическое мышление, память, внимание. В нашей работе предлагается система интегрированных уроков в начальной школе.
-
Использование дифференцированного подхода на уроках русского языка 2007
Ценность использования дифференцированного подхода на уроках русского языка для общества, с одной стороны, – в подготовке интеллектуальной элиты, без которой невозможно успешное воспроизводство и развитие культуры, а с другой – в создании условий усвоения учащимися социального опыта, зафиксированного в содержании образования. Дифференцированный подход имеет развивающее и воспитывающее направления. Использование дифференцированного подхода на уроках русского языка позволяет удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности, формировать и совершенствовать умения и навыки владения языком в различных сферах деятельности, развивать речь, мышление, воображение младших школьников, то есть развивать способности учащихся к овладению его богатством и многообразием. Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от дифференцированного подхода подачи этого материала, чтобы каждый ребёнок мог работать в зоне ближайшего своего развития.
-
Новые подходы к изучению словосочетания как синтаксической единицы на уроках русского языка 2007
Приступая к изучению словосочетаний в 5-м классе, я начинаю разговор о словосочетании как о единице, входящей в систему словосочетание–предложение–текст. Пытаюсь убедить учащихся, что словосочетание – это не простое сочетание слов, а целая синтаксическая единица, которая состоит из главных и зависимых частей (компонентов), выраженных словами. Учащиеся должны усвоить, что слово и словосочетание выполняют в языке номинативную функцию, но выполняют ее по-разному (слово выполняет функцию названия, а словосочетание – называния), в речевом же общении осуществляется единый процесс названия, называния и коммуникации, которую выполняет предложение. Поэтому важно обратить внимание учащихся как на связь слов в словосочетании, так и на то, какая часть какой определяется и какой компонент к какому относится.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Антонимы" 2007
На уроке русского языка в 5-м классе, используя игровые моменты, работу с иллюстрацией, прослушивание грамзаписей, раскрывается понятие терминов "антонимы" и "синонимы" и вырабатывается умение правильно употреблять антонимы в речи.
-
План-конспект "Бессоюзное сложное предложение" 2007
В 11-м классе урок русского языка проводится один раз в неделю, поэтому каждый урок хочется сделать занимательным и запоминающимся, включающем в себя наибольшее количество тренировочного материала. Я хочу предоставить вашему вниманию урок по теме: "Бессоюзное сложное предложение". На мой взгляд, наибольший интерес данного урока в том, что здесь нет механической работы с предложением, а весь урок подчинен ДОБРОТЕ, ведь её так не хватает в наше время.