Русский язык
-
Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней 2007
Интегрированный урок по мировой художественной культуре. Межпредметные связи: история, литература, русский язык, иностранные языки, этика, эстетика. Эпиграфом к уроку взяты слова Солера: "Лети же, мысль, на крыльях золотых..." Этим автором написано либретто оперы, принесшей славу Джузеппе Верди. Итальянский вариант названия оперы – "Набукко" – закрепился, возможно, потому, что полное имя героя, давшего ей название, неудобопроизносимо – Навуходоносор. В ней речь идёт о страданиях израильского народа в вавилонском плену. История эта пронизана тайной – это библейская история.
-
Мотивационные особенности обучения французскому языку как второму иностранному на базе интеграции с русским языком и литературой 2007
В работе рассматриваются задачи переводчика художественной литературы, специфика перевода стихотворных произведений, особенности языка и стиля поэзии А.С. Пушкина. Представлен перевод стихотворений А.С. Пушкина учащимися старших классов.
-
Технологии интегрированного урока в начальной школе (русский и английский язык) 2007
Интегрированные уроки русского и английского языков дают детям комплексное представление о лексико-грамматических явлениях в разных языках, позволяют глубже усваивать материал, снимают напряжение, вызывают интерес, развивают творческие способности, логическое мышление, память, внимание. В нашей работе предлагается система интегрированных уроков в начальной школе.
-
Использование дифференцированного подхода на уроках русского языка 2007
Ценность использования дифференцированного подхода на уроках русского языка для общества, с одной стороны, – в подготовке интеллектуальной элиты, без которой невозможно успешное воспроизводство и развитие культуры, а с другой – в создании условий усвоения учащимися социального опыта, зафиксированного в содержании образования. Дифференцированный подход имеет развивающее и воспитывающее направления. Использование дифференцированного подхода на уроках русского языка позволяет удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности, формировать и совершенствовать умения и навыки владения языком в различных сферах деятельности, развивать речь, мышление, воображение младших школьников, то есть развивать способности учащихся к овладению его богатством и многообразием. Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от дифференцированного подхода подачи этого материала, чтобы каждый ребёнок мог работать в зоне ближайшего своего развития.
-
Новые подходы к изучению словосочетания как синтаксической единицы на уроках русского языка 2007
Приступая к изучению словосочетаний в 5-м классе, я начинаю разговор о словосочетании как о единице, входящей в систему словосочетание–предложение–текст. Пытаюсь убедить учащихся, что словосочетание – это не простое сочетание слов, а целая синтаксическая единица, которая состоит из главных и зависимых частей (компонентов), выраженных словами. Учащиеся должны усвоить, что слово и словосочетание выполняют в языке номинативную функцию, но выполняют ее по-разному (слово выполняет функцию названия, а словосочетание – называния), в речевом же общении осуществляется единый процесс названия, называния и коммуникации, которую выполняет предложение. Поэтому важно обратить внимание учащихся как на связь слов в словосочетании, так и на то, какая часть какой определяется и какой компонент к какому относится.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Антонимы" 2007
На уроке русского языка в 5-м классе, используя игровые моменты, работу с иллюстрацией, прослушивание грамзаписей, раскрывается понятие терминов "антонимы" и "синонимы" и вырабатывается умение правильно употреблять антонимы в речи.
-
План-конспект "Бессоюзное сложное предложение" 2007
В 11-м классе урок русского языка проводится один раз в неделю, поэтому каждый урок хочется сделать занимательным и запоминающимся, включающем в себя наибольшее количество тренировочного материала. Я хочу предоставить вашему вниманию урок по теме: "Бессоюзное сложное предложение". На мой взгляд, наибольший интерес данного урока в том, что здесь нет механической работы с предложением, а весь урок подчинен ДОБРОТЕ, ведь её так не хватает в наше время.
-
Урок-повторение по теме: "Методическое пособие по русскому языку: правописание чередующихся гласных в корне слова". Обобщение изученного материала по текстовому редактору 2007
Использование творческих задач различных школьных предметов на уроке информатики помогают формировать у детей целостную картину мира, служат средством познания и общения. Они помогают разностороннему развитию детей; расширяют содержательный план обучения информатики и ведут к формированию и развитию интересов детей, их склонностей и способностей к различным видам деятельности; создают условия для мотивированного практического применения ЗУН по информатике и другим дисциплинам; дают возможность детям увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовлетворение.
-
Тема урока: "Письмо строчной буквы "о". УМК "Планета знаний" 2007
Очень люблю свою профессию. Люблю творчески подходить к подготовке каждого урока. Данный урок построен по УМК "Планета знаний".
-
Урок-зачет на тему: "Имя числительное" 2007
Урок построен в форме дидактической игры – заочной экскурсии по родному городу. Дидактическая игра на уроке-зачете используется для приведения в систему полученных знаний, а также для проверки сформированности умений и навыков учащихся. Введение игрового момента позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся. На уроке предлагаются различные по уровню сложности задания, чтобы каждый ученик мог справиться с предложенной работой. Органическое соединение в дидактической игре мышления, речи, воображения повышает внимание учеников на уроке, посвященном повторению такой "сухой" части речи, какой принято считать имя числительное, обеспечивает высокую работоспособность учащихся.
-
Лабораторная работа по теме: "Волшебная сила приставки" 2007
В основе данной работы лежит приём семантизации морфем. Используя его, писатели и поэты обыгрывают значение морфем, привлекая тем самым внимание к лексическому значению слова. Работа над морфемами поможет учащимся раскрыть лексическое богатство русского языка, покажет безграничные возможности для словотворчества. Работа может быть проведена в любом классе, в зависимости от степени подготовленности учеников.
-
Обобщающе-повторяющий урок по теме: "Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями" 2007
Урок по технологии уровневой дифференциации с использованием классификации уровней познавательной активности, предложенной Е.В. Коротаевой, делает урок личностно ориентированным, позволяет включить в учебную деятельность всех учащихся на уровне их потенциальных возможностей с учётом типологических психолого-педагогических особенностей.
-
Подготовка к написанию творческого задания по предложенному тексту 2007
Урок русского языка для 11-го класса продолжает подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.
-
Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Комплексная работа с художественным текстом" 2007
Комплексная работа с текстом помогает в подготовке к ЕГЭ. Каждая работа, связанная с анализом художественного текста, должна показать, что ученик не только обладает знаниями, умеет применять их при анализе конкретного материала, но и способен проявлять творческий подход при восприятии художественного текста как явления искусства, опираясь на "чувство языка", непосредственное читательское восприятие.
-
Путешествие по стране Лингвинии 2007
Предлагаемая разработка может быть использована в качестве нестандартного урока или внеклассного мероприятия. Вместе с учащимися мы отправляемся в путешествие по необъятной стране, полной тайн и загадок, название которой - Лингвиния. Занятие позволяет развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь), повторить и обобщить изученный материал по темам "Лексика", "Словообразование", "Морфология", "Грамматика", формировать умение работать в группах; вызывает у детей интерес к более глубокому изучению предмета.
-
Тема урока: "Сценарий вечера, посвященного творчеству Ф.М. Достоевского" 2007
Сценарий вечера предназначен для учащихся 10–11-х классов и проводится на сцене актового зала. В ходе вечера используется не только классическая музыка, но и выступления хореографического коллектива школы (если он имеется). Прекрасной наглядностью является презентация к вечеру, которая не повторяет текст сценария, а дополняет. В презентации использованы рисунки учащихся к творчеству Достоевского. Эпизоды для инсценирования произведений Достоевского – по выбору учителя и учащихся.
-
Урок-кроссворд "Чудный остров" (урок на основе личностно ориентированного подхода) 2007
Уверена, что именно личностно ориентированный подход является одним из условий гуманизации преподавания. Важным на уроках становится формирование духовного мира, реализация творческих способностей учащихся, выработка стремления к самосовершенствованию. Сделать уроки русского языка интересными, развивающими и воспитывающими на основе личностного подхода - вот моя цель. На мой взгляд, одной из форм личностно ориентированного обучения является нестандартный урок. Именно такие уроки дают возможность развивать и поддерживать у детей чувство радости, связанное с процессом познания.
-
Слагаемые излагаемого (как подготовить выпускника 9-го класса к новой форме государственной (итоговой) аттестации по русскому языку) 2007
В процессе подготовки к письменному экзамену по русскому языку в новой форме ученик должен, во-первых, уяснить "слагаемые" подробного изложения; во-вторых, освоить элементы тестирования; в-третьих, научиться писать сочинение-рассуждение; в-четвертых, выработать психологический настрой и, наконец, попробовать свои силы на репетиционном экзамене. Статья о том, как формировать общую культуру мышления ученика, какие избрать оптимальные формы деятельности при подготовке к данному виду аттестационной работы.
-
Конспект урока в 6-м классе по программе М.М. Разумовской на тему: "Употребление прилагательного в речи" 2007
Предлагается семинар-практикум "Употребление прилагательных в речи" в 6-м классе по программе М.М. Разумовской. Содержание урока позволяет работать над формированием у учащихся ключевых компетенций: информационной, предметной, коммуникативной, рефлексивной.
-
Опыт лингвопоэтического анализа стихотворения Н.М. Рубцова "Ласточка" в 8-м классе 2007
Отказываясь от традиционных уроков при изучении русского языка, я ввела в восьмом классе лингвопоэтический анализ стихотворения Н.М. Рубцова "Ласточка". Поскольку класс многонациональный, слова, требующие толкования, давались на родном языке каждого ученика (русский, башкирский, татарский, армянский). Это, конечно, вызвало интерес. Выполнение домашнего задания подтвердило правильность моего выбора метода лингвистического анализа текста: стихотворение "Воробей" проанализировали великолепно.
-
Пишите вместе с детьми 2007
При написании сочинения наиболее трудными являются первые шаги ребенка, когда еще довольно беден его словарный запас, когда силен страх перед новым видом работы. Пошаговое совместное написание сочинения учителем и учеником - новый способ в методике написания сочинения. Суть способа в пошаговом (по одному предложению) написании сочинения. Первое предложение - учителя, второе - ученика. Данный прием создает атмосферу совместного творчества с учителем, внутренне раскрепощает, учит ученика связывать предложения в единый текст.
-
Проведение лабораторных работ на уроках русского языка в 11-м классе 2007
При обучении русскому языку в старших классах целесообразным является применение лабораторных работ, которые направлены на формирование не только предметных, но и общеучебных умений и навыков. В статье даны особенности проведения лабораторных работ на уроках русского языка в 11-м классе, их примерная тематика и конспект лабораторной работы "Синтаксис и пунктуация сложного предложения".
-
Обособленные члены предложения 2007
Урок повторения и обобщения знаний по УМК В.Бабайцевой с использованием мультимедийной презентации имеет практическую направленность, построен на едином языковом материале. Используемый дидактический материал составлен не только по изучаемой теме, но и включает слова для повторения наиболее сложных орфограмм. В ходе урока учащиеся развивают умение употреблять данные синтаксические единицы в собственной речи, проверяют уровень сформированности пунктуационных навыков.
-
Открытый урок в 10-м классе по теме: "Основные принципы русской орфографии" 2007
В ходе урока решается целый ряд образовательных и воспитательных задач: целенаправленная работа по развитию культуры речи учащихся; словарная работа имеет военную направленность; есть выход на практическую работу по анализу текста и выполнению типовых тестовых заданий в формате ЕГЭ.
-
Интегрированный урок по химии и русскому языку на тему: "Кислород. Оксиды. Горение. Правописание безударных в корне. Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения" 2007
Прививать учащимся культуру речи нужно усилиями всех учителей. Добиться большей эффективности при достижении главной цели – развития речи учащихся можно, привлекая учителя русского языка к проведению совместных уроков.
-
Конспект урока русского языка в 9-м классе по теме: "Придаточные предложения сравнения" 2007
Данный урок русского языка в 9-м классе является очередным занятием по изучению видов придаточных в сложноподчиненных предложениях (СПП). Учащиеся рассматривают СПП со значением сравнения, при этом делают самостоятельные выводы о сходстве и различии СПП сравнения и СПП образа действия. На уроке систематизируются знания о способах выражения сравнения как художественном изобразительном средстве, приводятся примеры из текстов. В ходе занятия ребята должны научиться отличать сравнительные придаточные, правильно ставить знаки препинания внутри СПП (в том числе при союзе как в ином значении).
-
Тема урока: "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" 2007
Урок проходит в виде путешествия. Учащиеся учатся определять местоимения среди других частей речи, усвоить значения личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; стараются овладеть нормами употребления местоимений в речи.
-
Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н. Бунеева 2007
Программой начальных классов определён минимум слов, написание которых учащиеся должны усвоить. Такие слова необходимо изучать группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству, контрасту, или по грамматическим темам. Изучение одной группы « словарных слов» проводится в течение 4–5 уроков подряд и включает в себя такие этапы работы: знакомство с группой слов, упражнения на запоминание, контроль усвоения.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: "Я деловой человек" 2007
Данная игра по русскому языку «Я деловой человек» способствует закреплению и обобщению знаний об официально-деловом стиле речи, а также повторению необходимых для грамотного и делового общения сведений по лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и орфоэпии.
-
Сочинение-описание "Моя любимая игрушка" в 5-м классе 2007
Цели урока: подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения); отработать элементы композиции сочинения; составить словари опорных слов; познакомить с историей русской игрушки; вызвать у учащихся интерес к нашей истории, к нашим национальным истокам.