Среди тестовых заданий, предлагаемых контрольными измерительными материалами, трудным и полезным является задание типа С, которое ориентировано на анализ (интерпретацию) научно-популярного, художественного или публицистического текста и написание сочинения-рассуждения по нему.
В школьной практике обучения русскому языку и развитию речи этим вопросам уделяется недостаточно внимания. Тем не менее в реальной жизни человек сталкивается чаще всего именно с этими стилевыми разновидностями текстов, особенно в средствах массовой информации, и умение воспринимать, понимать, анализировать такие тексты важно и необходимо.
Учитывая вышеизложенное, считаю необходимым предложить программу спецкурса «Теория и практика написания сочинения-рассждения».
Пояснительная записка
Спецкурс по программе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» предназначен для учащихся 10 – 11 классов и рассчитан на 34 часа.
Цель данного спецкурса заключается, с одной стороны, в развитии речемыслительного потенциала каждого выпускника, а с другой стороны, в подготовке его к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ, письменной работе, больше других соответствующей контрольным функциям выпускного и вступительного экзамена. В результате изучения спецкурса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» выпускники научатся:
- понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
- определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
- оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
- выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
- выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
- самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.
Особенность содержания данного спецкурса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии одного из разделов школьного предмета – русского языка, раздела, который принято называть в методике «Развитие связной речи учащихся» и который опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Программа
Текст и его строение (3 часа). Текст как речевое произведение. Типы речи. Стили речи. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Оценка сочинения-рассуждения (5 часов). Критерии и нормы оценки задания С. Ошибки в содержании сочинения-рассуждения: фактические, логические, речевые, грамматические. Способы устранения ошибок в содержании.
Структура сочинения-рассуждения (4 часа). Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении. Варианты вступительной части. Схема основной части сочинения-рассуждения. Варианты заключительной части.
Содержание основной части сочинения-рассуждения (10 часов). Понимание и интерпретация содержания исходного текста. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Анализ формы исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Создание связного высказывания, выражение в нём собственного мнения по поводу прочитанного и подбор аргументов.
Анализ текста и написание сочинения-рассуждения (12 часов). Композиция и изобразительно-выразительные средства текста публицистического стиля. Композиция и изобразительно-выразительные средства текста научного стиля. Композиция и изобразительно-выразительные средства текста художественного стиля.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Практикум |
Форма контроля |
1 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Последовательное расположение частей текста. | Работа с текстами. | Тестирование. |
2 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение. | ||
3 | Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный и художественный. | ||
4 | Критерии и нормы оценки задания С. | Тестирование. Комментарий и оценивание ученического сочинения. | Редактирование текста. |
5 | Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. | ||
6 | Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. | ||
7 | Речевые ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. | ||
8 | Грамматические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. | ||
9 | Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении. | Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения. | Анализ композиции ученического сочинения. |
10 | Варианты вступительной части. | ||
11 | Схема основной части сочинения-рассуждения. | ||
12 | Варианты заключительной части. | ||
13 | Понимание и интерпретация содержания исходного текста. | Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в соответствии с критериями оценивания задания С текущего учебного года. Написание рецензии. | |
14 | Формулировка проблем исходного текста. | ||
15 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. | ||
16 – 18 | Анализ формы исходного текста. | ||
19 | Отражение позиции автора исходного текста. | ||
20 – 22 | Создание связного высказывания, выражение в нём собственного мнения по поводу прочитанного и подбор аргументов. | ||
23 – 24 | Композиция и изобразительно-выразительные средства текста публицистического стиля. | Комплексный анализ текстов публицистического, научного, художественного стилей. | Тестирование. Написание рецензии. |
25 – 26 | Композиция и изобразительно-выразительные средства текста научного стиля. | ||
27 – 28 | Композиция и изобразительно-выразительные средства текста художественного стиля. | ||
29 | Комплексный анализ текста. | Контрольная работа. | |
30 | Написание и редактирование сочинения-рассуждения. | ||
31 – 32 | Комментарий и оценивание ученической работы. | Контрольная работа. | |
33 | Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения. | ||
34 | Оценивание своего сочинения-рассуждения. |
Примерный дидактический материал для практикумов
Задания с выбором ответа
Текст |
Задания |
(1)... (2)Многие годы в этих местах ведётся исследование процессов, протекающих на Земле в нижних и верхних слоях атмосферы. (3)Возникает вопрос: почему познавать атмосферу нужно непременно за восьмидесятым градусом северной широты? (4)... верхние слои атмосферы именно в полярных широтах находятся в особых геофизических условиях. (5)В полярную ночь, которая длится здесь почти четыре месяца, ультрафиолетовые лучи солнца не касаются атмосферы, зато в полярный день они основательно прогревают её. (6)У учёных есть основания полагать, что эти процессы оказывают влияние на состояние погоды средних и умеренных широт. | Какое предложение должно быть
первым? 1) Атмосфера Земли поглощает значительную часть поступающих от Солнца ультрафиолетового и рентгеновского излучений. 2) Многие ледяные острова Арктики недоступны для научных исследований. 3) Остров Хейса расположен в Арктике, почти в центре архипелага Земля Франца-Иосифа. 4) Атмосфера обеспечивает на Земле благоприятный температурный режим, снижает амплитуду изменений температуры от дня к ночи. Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста? 1) Следовательно, 2) Тем не менее 3) Между тем 4) Дело в том, что |
(1) ... (2)На своих заседаниях ООН не
раз ставила вопрос о защите окружающей среды и
принимала специальные резолюции. (З)Большое внимание, уделяемое этой проблеме, в значительной мере определяется гигантским прогрессом науки и техники, усиленной эксплуатацией природных ресурсов и быстрым ростом населения земного шара. (4)... из этого не следует делать выводы, что нашей планете грозит перенаселение и природные ресурсы вскоре не смогут обеспечить человечество. (5)У человечества не будет оснований для тревоги, если часть своего труда оно постоянно будет затрачивать на восстановление природных ресурсов, а богатства природы использовать разумно. |
Какое предложение должно быть
первым? 1) Научно-техническая революция привела в целом к повышению уровня жизни людей, в то же время есть страны, где большая часть населения голодает. 2) Численность населения нашей планеты превысила 6 миллиардов. 3) В последнее время информационная безопасность становится важнейшей проблемой как в национальном, так и в международном масштабе. 4) Технический прогресс и быстрый рост населения Земли приводит к сверхинтенсивной эксплуатации ресурсов планеты. Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста? 1) Следовательно, 2) Однако 3) Иными словами, 4) Кроме того, |
Тестовые задания по тексту
Текст № 1
(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.
(3)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.
(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые люди. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих, - и это во всех областях жизни.
(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.
(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.
(По В. Шефнеру)
После какого предложения текста должно стоять следующее предложение: «Причина лежала во мне самом»?
1) 8 2) 2 3) 13 4) 26
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 -24?
1) описание 2) повествование и описание 3) повествование 4) рассуждение
Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.
1) 1 2) 12 3) 13 4) 24
Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Размышления известного поэта В. Шефнера настраивают читателя на совместные раздумья. Особенностью текста является ______ (предложения 15 - 18). Развитие авторской мысли нередко передаётся с помощью такого средства, как ______(в предложениях 13,19, 23). В последнем абзаце поэт создаёт яркий художественный образ с помощью ______, при этом важную роль играют ______ («камни» -«кирпичики»).»
Список терминов:
1) развёрнутая метафора 2) индивидуально-авторские слова 3) ирония
4) ряды однородных членов предложения 5) эпитеты 6) контекстные антонимы
7) просторечные слова 8) вопросно-ответная форма изложения
9) парцелляция 10) синтаксический параллелизм
Текст № 2
(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого себя.
(3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы, представителей другого -гениями от себя.
(7)Гении от природы - это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное - вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.
(10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог... (12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель - неспособным к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.
(14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, - это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одаренности, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы -своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя - вершины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.
(По В. Пекелису)
Какое суждение противоречит позиции автора текста?
1) Изучение особенностей творческой деятельности гениев помогает обычному человеку разобраться в разных типах человеческих способностей и тем самым лучше познать самого себя.
2) Существует два типа творческой деятельности, когда человек достигает творческих вершин либо путём вдохновения, либо путём неустанного труда.
3) Все, кто в школьные годы не выделялся особыми талантами, в дальнейшем становятся выдающимися личностями в науке, искусстве.
4) От склада ума, творческого темперамента зависит способность человека организовывать учение, овладевать профессиональной деятельностью.
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6?
1) описание 2) рассуждение 3) повествование 4) описание и повествование
Какие слова являются синонимами прилагательного УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ (предложение 5)?
1) проницательный, вдумчивый
2) сообразительный, догадливый
3) абстрактный, отвлечённый
4) рассудительный, благоразумный
Прочитайте фрагмент рецензии, в которой анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Рассуждая на сложную философскую тему, автор искренне хочет заинтересовать читателя, обращаясь непосредственно к нему, к его жизненному опыту, к его чувствам и эмоциям. Отсюда и _____ («сорваться... с языка» в предложении 14), и _____ (предложение 16). Эмоциональность речи усиливают _____ («несокрушимый», «неуёмный», «колоссальный», «феноменальный»), а также _____ («как поют птицы» в предложении 7).»
Список терминов:
1) сравнение 2) литота 3) риторическое обращение
4) олицетворение 5) диалектизм 6) эпитеты 7) парцелляция
8) синтаксический параллелизм 9) фразеологизм 10) риторическое восклицание
Литература
- Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.
- Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные материалы / Капинос В.И., Пучкова Л.И., Львова С.И. и др.; М-во образования Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2002 – 2005.
- Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные материалы : 2005 – 2006 / под общ. ред. И.П.Цыбулько; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал. ин-т пед. измерений. – М.: Просвещение, 2006. – 77 с.
- Ильина С.А., Иванова И.С. ЕГЭ по русскому языку – 2006. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 128 с.
- Кудинова Т.А. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Учебно-методическое пособие / Серия «ЕГЭ». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 288 с.
- Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ / Серия «ЕГЭ». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 192 с.
- Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.
- Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 191 с.
- Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2005.– 104 с.