При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации учителем используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:
– подготовительный – стадия вызова;
– собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
– присвоение информации – стадия рефлексии.
На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи.
Цели:
1.Образовательные:
– повторить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания о местоимении;
– дополнить полученные ранее знания новыми;
– соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи;
– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи.
2. Развивающие:
– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;
– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать,
выделять, обобщать);
– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на
практике.
3.Воспитательные:
– воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское”
отношение к изучению русского языка;
– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.
Задача: довести до сознания учащихся мысль о том, что “местоимения – это слова, объединенные в одну часть речи только по их значению “указательные слова”; постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.
Оборудование: раздаточный материал (информационные тексты, таблицы); опорная схема-кластер на доске; плакат на доске “Кувшин эмоций”.
Проведенный урок полностью соответствовал внедряемой технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Помимо четкого соответствия требуемой структуре используемой технологии (стадия вызова – стадия осмысления – стадия рефлексии), на уроке были использованы и некоторые элементы новизны, подтверждающие творческий подход учителя к разработке и проведению урока. Это: 1).Использование цветового теста на стадии вызова и стадии рефлексии с целью увидеть объективную картину эмоционального настроения учащихся в начале и в конце урока. В начале урока из 20 учеников 3 человека выбрали черный цвет, 4 – зеленый, остальные – красный, желтый и синий. В конце урока зеленый цвет выбрали 10 учащихся, черный – ни один, все остальные – красный, желтый и синий. Это говорит о том, что урок был проведен успешно с максимальной пользой для учащихся. (Черный цвет – негативное отношение ко всему окружающему, в том числе и к уроку; зеленый – желание быть лидером ,быть лучше, потребность в похвале, , стремление получить только “5”.)
2).Очень важным элементом урока является самостоятельная формулировка темы и целей самими учащимися, то есть целеполагание. (Не учитель литературно и правильно формулирует тему и цели. (Это он фиксирует у себя в планах.) А именно дети ставят для себя осуществимую для каждого цель и достигают ее). Этому способствует правильная подготовка учителем учащихся на стадии вызова.
2). Развитие образного, слухового, чувственного и эмоционального восприятия материала, взаимодополняющих друг друга и дающих возможность создать ребенку целостную картину “мира”.
3).Кластер, то есть последняя, базовая схема, которая остается у ребенка и в памяти, и на бумаге и где занесена только правильная, выверенная информация, учитель использует на последней стадии рефлексии, а не на стадии вызова , затем рефлексии, как рекомендует уважаемая С.В.Столбунова.
4).В силу того, что на уроке не было практического применения полученных знаний, возможно и являющегося недостатком, по мнению некоторых педагогов, эта работа была выполнена дома (задания прилагаются) и на последующих уроках.
5) Подтверждением эффективности и результативности урока является то, что дети не просто выучили материал и прекрасно выполнили домашнее задание, но и то, что они как бы “пережили” его, “прочувствовали” вместе с учителем. Скажу образно: “Урок прошел на одном дыхании!”
Последующие уроки посвящены не теоретическому материалу, а практической его отработке.
6) На мой взгляд технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” является эффективной, имеет хорошие положительные результаты; разработана для ученика, чтобы максимально приблизить его к процессу познания русского языка и чтобы от этого он получил моральное удовлетворение.
Данная технология очень тесно связана с технологией личностно ориентированного и развивающего обучения. Она “учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее”. Надеюсь, что она принесет “хорошие плоды”.
Ход урока.
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
В.Брюсов.
1.Оргмомент.
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
Первая стадия.
Стадия вызова
Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:…. (учащиеся называют предметы, которые их окружают). Это все создано разумом и руками человека.
Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем?.... (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…..
– Что же она делает?
Ответить на этот вопрос нам поможет эпиграф урока. (Учитель читает эпиграф. Это отрывок из стихотворения известного русского поэта серебряного века Валерия Брюсова “Родной язык”).
Вопросы:
– Кого в этих стихотворных строчках Валерий Брюсов называет другом и врагом, царем и рабом? Какой художественный прием он при этом использует? (Антитезы)
– Как вы понимаете выражение “мой язык”?
– С какой целью автор употребляет его несколько раз, и к какой части речи оно относится? (Предполагаемый ответ: “Это местоимение. Оно придает оттенок искренности и обобщенности, одновременной отнесенности к каждому из нас.)
Ваши ответы дополнит небольшое сообщение…..
Сообщение ученика №1:
Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). О них мы будем говорить далее. Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений. Например:
А.С.Пушкин писал: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы..”,
используя местоимение мой, которое воссоздает чувство близости и родства.
А в стихотворных строчках Сергея Есенина: “Я снова здесь, в семье родной,//
Мой край, задумчивый и нежный!..” местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем.
Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.
Слово учителя:
-Ребята, а вы могли бы привести примеры стихотворных строчек с использованием местоимений. (Учащиеся приводят свои примеры…)
– Сообщение…. поможет вам сформулировать и записать цель урока. (Учащиеся записывают и озвучивают цель).
Второй этап.
Смысловая стадия.
Ребята, давайте вспомним и самостоятельно запишем уже известную вам о местоимении информацию. (Учащиеся заполняют первую колонку таблицы “Я знал (а)”)
Я знал(а). |
Новое. |
Вызывает сомнение. |
Вопросы. |
(После заполнения первой колонки один – два ученика зачитывают записанную информацию.)
Уточнить и дополнить сказанное вами поможет сообщение……
Сообщение ученика №2.
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них.
Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”.
Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение.
Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”.
По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений:
– местоимения-существительные;
– местоимения прилагательные;
– местоимения-числительные;
– местоимения-наречия.
(Группы местоимений записаны на доске).
Слово учителя:
– Ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу и подумаем, с какой частью речи можно соотнести местоимение мой.
Пользуясь информацией, которую вы сейчас получили, сформулируйте и запишите тему урока.
(Учащиеся записывают тему и озвучивают ее).
– 1.Как вы думаете, какая самостоятельная часть речи поможет нам при изучении группы местоимений прилагательных? (Предполагаемые ответы учащихся.)
– Давайте вспомним, что обозначает имя прилагательное? (При необходимости приводится пример.)
Вывод, самостоятельно формулируется учащимися.
– Значит местоимения-прилагательные указывают на…. признак предмета . (Эту информацию учащиеся записывают во вторую колонку таблицы).
– 2.Как изменяются имена прилагательные?
– Значит местоимения-прилагательные тоже изменятся по падежам и числам и имеют род.
– 3.Какова синтаксическая функция прилагательного в предложении? (Полная форма –определение; краткая – сказуемое.)
– Значит…местоимения-прилагательные в предложении тоже являются определениями. В силу того, что они не имеют краткой формы, то сказуемыми быть не могут. (Под номером 4 учащиеся фиксируют во второй колонке: “Местоимения-прилагательные не имеют краткой формы. В этом состоит их отличи от прилагательных.”)
Третья стадия.
Стадия рефлексии.
Слово учителя.
А теперь, пользуясь новой информацией и информационным текстом, подчеркните все местоимения-прилагательные и соответственно – их разряд.
(Учащиеся, работая в парах, подчеркивают в информационном тексте имена-прилагательные.)
После этой работы один ученик идет к доске и составляет кластер урока. Учащиеся эту же работу проделывают самостоятельно в тетрадях.
Разряды местоимений-прилагательных.
Разряды местоимений. |
Местоимения. |
Личные | Я, ты, он, она, мы, вы, они. |
Возвратное | Себя |
Вопросительные | Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.) |
Относительные | Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.) |
Неопределенные | Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь. |
Отрицательные | Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего. |
Притяжательные | Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. |
Указательные | Тот, этот, такой, таков, столько. |
Определительные | Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой. |
(После работы с таблицей учащиеся составляют кластер в тетрадях, а один ученик – на доске. Затем информация озвучивается учеником. Подводится итог работы).
Практическая отработка полученных навыков.
- А теперь давайте вернемся к эпиграфу урока и определим разряд местоимения мой.
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “И.И.Пущину”.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Задание: Назовите употребленные Пушкиным в стихотворении местоимения.
Укажите их разряд. Выделите среди них местоимения – прилагательные . Какую роль они играют в данном отрывке?
3. А теперь обратимся к истории и попытаемся определить значение устаревших местоимений.
Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в двадцатый раз.
(А.С.Пушкин “Дубровский”)
(Сим, оным = этим; коих = которых)
Дополнительное задание.
Вспомните слова и выражения, в состав которых входят устаревшие слова сей и оный.
(Сегодня, сию минуту, ни с того ни с сего, ни то ни се, до сих пор, во время оно..) Если учащиеся затрудняются, то учитель на доске делает небольшую подсказку. Восстановите слова и выражения:
….дня, …. минуту, ни с того ни с …, ни то ни …, до …пор, во время …
– Какую же роль играют местоимения – прилагательные в нашей речи?
Подведение итогов урока.
– Ребята, чему вы сегодня на уроке научились?
– Назовите ключевые слова урока.
– Какую новую информацию для себя получили и достигли ли поставленной перед собой цели?
А теперь посмотрите на доску, где вы видите кувшин эмоций и попробуйте оценить свою работу на уроке.
Поднимите руку те, кто считает, что он молодец сегодня и доволен собой.
А теперь – те, кому еще надо постараться.
(Дети называют понравившиеся цвета, которые видят на кувшине..)
Учитель объявляет оценки и дает домашнее задание.
Дом. задание: выучить теоретический материал; написать мини-сочинение (сказку), героями которой станут местоимения-прилагательные.
(Предполагаемое начало: “За тридевять земель, в тридесятом царстве Морфологии жили-были… местоимения-прилагательные…)
Дата: _______________________________________________________________
Тема урока: __________________________________________________________
__________________________________________________________
Цель урока: __________________________________________________________
__________________________________________________________
Эпиграф: ________________________________________
________________________________________
________________________________________
Я знал (а). |
Новое. |
Вызывает сомнение. |
Вопросы. |
Разряды местоимений.
(Местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения числительные, местоимения-наречия)
Разряды местоимений. |
Местоимения. |
Личные | Я, ты, он, она, мы, вы, они. |
Возвратное | Себя |
Вопросительные | Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.) |
Относительные | Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения и в предложении выполняют роль союзов или союзных слов.) |
Неопределенные | Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь. |
Отрицательные | Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего. |
Притяжательные | Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. |
Указательные | Тот, этот, такой, таков, столько. |
Определительные | Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой. |
КЛАСТЕР.
МЕСТОИМЕНИЯ-ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
Практическая часть.
1 .А теперь давайте вернемся к эпиграфу урока и определим разряд местоимения мой.
2. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “И.И.Пущину”.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Задание: Назовите употребленные Пушкиным в стихотворении местоимения.
Укажите их разряд. Выделите из них местоимения-прилагательные.
Какую роль они играют в данном отрывке?
3.А теперь обратимся к истории и попытаемся определить устаревшие местоимений и установить их значение. Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его, по крайней мере, уже в двадцатый раз.
(А.С.Пушкин “Дубровский”)
Дополнительное задание.
Вспомните слова и выражения, в состав которых входят устаревшие слова сей и оный.
Восстановите слова и выражения:
….дня, …. минуту, ни с того ни с …, ни то ни …, до … пор, во время …
Дом. задание: выучить теоретический материал; написать мини-сочинение (сказку), героями которой станут местоимения-прилагательные.
(Предполагаемое начало: “ За тридевять земель, в тридесятом царстве Морфологии жили-были … местоимения-прилагательные…)
Сообщение ученика №1.
Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой..), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). О них мы будем говорить далее. Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений. Например:
А.С.Пушкин писал: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы..”, используя местоимение мой, которое воссоздает чувство близости и родства.
А в стихотворных строчках Сергея Есенина: “Я снова здесь, в семье родной,// Мой край, задумчивый и нежный!..” местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем.
Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.
Сообщение ученика №2.
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них.
Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”.
Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение.
Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”.
По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений:
– местоимения-существительные;
– местоимения прилагательные;
– местоимения-числительные;
– местоимения-наречия.
(Группы местоимений записаны на доске).