Интегрированный урок русского языка и технологии в 6-м классе по теме: "Описание снежинок" (2 часа)

Разделы: Русский язык


Скучные уроки годны
лишь на то, чтобы внушать
ненависть и к тем, кто их
преподаёт, и ко всему
преподаваемому.

Жан-Жак Руссо

Цели и задачи урока:

  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • совершенствовать умения и навыки написания сочинения – описания;
  • учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова;
  • развивать трудовые навыки и самостоятельную художественную деятельность, фантазию, творчество;
  • воспитывать в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.

Оборудование, оформление и материалы к уроку.

Стандартная трёхстворчатая доска, на которой записана тема урока.
На левой и правой створках магнитами прикреплены репродукции картин:
“Конец зимы.Полдень” К. Ф. Юона,
“Февральская лазурь” И. Э. Грабаря,
“Зима”, “Иней” И. И. Шишкина
“Зима” А. К. Саврасова,
“Первый снег” А. А. Пластова,
“Зима”, “ Зимний вечер” Н. П. Крымова,
“Февраль.Подмосковье”Г. Г. Нисского,
а также фотографии зимнего пейзажа.
Аудиозапись 1-ой части Первой симфонии П. И. Чайковского,
“Вальс снежных хлопьев”.
Размноженные тексты упражнений и отрывков из сказок Андерсена Х. К.
Образцы снежинок из разных материалов на цветном фоне;
набор белой и цветной бумаги, ножницы, клей;
транспарант чёрного цвета для аппликации (2м x1м)

Методические приёмы:

Использование элементов групповой работы и технологии развития критического

мышления через чтение и письмо(в классе 24 учащихся распределены по 4-м

группам).

Ход урока:

I. Вступительное слово.

Учитель русского языка

Ребята, сегодняшний урок подготовки к сочинению-описанию снежинок необычный, потому что это интегрированный урок. Вы убедитесь, как может быть тесно взаимосвязан труд человека на уроке русского языка и уроке технологии, как два этих школьных предмета будут слиты воедино, чтобы помочь вам написать хорошее сочинение о снежинках.

Есть в мире вещи, достойные названия “чудо”,“диво”.В окружающем нас мире много чудес, надо только уметь найти необыкновенное в обыкновенном. Сегодня мы будем описывать предмет, который вам хорошо знаком.

Учитель технологии

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки).

Учитель русского языка

Ребята, запишите число и тему урока в тетради для творческих работ.

Тема у нас сегодня “Описание снежинок”, и всё будет “снежное”, даже словарный диктант и тот “зимний”.

II. Словарный диктант.

Проводится на материале загадок на заранее приготовленных листочках. Учащиеся записывают ответы на листочках с перфокартой, нумеруя ответы.

1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима).

2. Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке были.
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом-
Всё покрылось серебром. ( Зимние месяцы).

3. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год ( Декабрь).

4. Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду- упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь).

5. Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На посёлок налетели…
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это? (Февраль).

6. В огне не горит и в воде не тонет. (Лёд).

7. Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль по улицам гуляю
И сугробы наметаю. ( Метель).

8. Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица (Вьюга, пурга, буран).

9. В белом бархате деревня:
И заборы, и деревья,
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (Иней).

10. Он вошёл – никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз).

11. Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лёг. ( Снег).

12. Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик, сугроб).

13. Чудо-дворник перед нами.
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб
Преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель).

14. В них играют ребятишки
После школы, в выходной.
Лепят шарики из снега,
Не хотят идти домой. (Снежки).

15. Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).

После словарного диктанта учащиеся находят однокоренные слова и выделяют в них корень.

Листочки с диктантами сдаются учителю (работы проверяются на уроке, когда будет блок учителя технологии; результаты объявляются в конце урока).

III. Зимняя природа в разных видах искусства. Творческое воображение учащихся.

Учитель русского языка.

Какое последнее слово – отгадку вы записали в диктанте? Снежинка. Из чего же сделаны снежинки? Из снега. Какое впечатление, ощущение, чувство, настроение возникает у вас  при этом слове( Учащимся предлагается записать ассоциативный ряд слов к слову снег или оформить эти слова по типу кластера, или составить синквейн(Что такое кластер, синквейн ученики уже знают) Можно раздать памятку составления синквейна. Работа в группах.

А чтобы разыгралось ваше воображение, я включу музыку. Это 1-ая часть Первой Симфонии П. И. Чайковского. Она называется “Грёзы зимнею дорогой”. Кто знает, что такое грёзы? (Грёзы-мечта, игра воображения во сне или наяву; грезить-мечтать) Итак, пока звучит музыка, выполните задание. Учащиеся работают пять минут. Затем делятся впечатлениями об ассоциациях со словом снег (Смотрите приложение 1 к плану-конспекту)

Учитель русского языка.

Помогла ли вам музыка при воображении? Мир искусства помогает нам понять окружающий мир, увидеть необычное в обычном.

Зима! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. Хруст снега, полёт снежинок можно передать в музыке. А вот художник, что ему удаётся передать на картине? (Учащиеся рассматривают репродукции картин, фотографии зимнего пейзажа, говорят о цвете, оттенках снега в зависимости от освещения, времени суток, о том, что картины вызывают восхищение зимней природой).

Ребята, ведь словом тоже можно красиво описать зиму. Вспомните, какие поэты воспели зимушку-зиму в своих стихотворениях?

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

(“Зимнее утро” А. Пушкин)

…На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром
Всё ярко, всё бело кругом.

(“Евгений Онегин” А. Пушкин).

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится….

(“Зима” И. Суриков).

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит

(“Чародейкою Зимою” Ф. Тютчев).

Белая берёза И стоит берёза
Под моим окном В сонной тишине,
Принакрылась снегом, И горят снежинки
Точно серебром. В золотом огне
На пушистых ветках А заря ,лениво
Снежною каймой Обходя кругом,
Распустились кисти Обсыпает ветки
Белой бахромой. Новым серебром.

(“Берёза” С. Есенин).

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

( А. Фет).

Вопросы к прочитанным отрывкам :

- Что объединяет эти стихотворения?

- Одинаковы ли отрывки по настроению?

- Что подчёркивают поэты, изображая зимнюю природу?

После ответов учащихся обобщение учителя русского языка .

Поэты подчёркивают необычность зимней природы, её красоту. Эти поэтические картины зимы наполняют душу ощущением покоя, радости. Каждое слово предстаёт перед нами как волшебство. Хочется проникнуть в мир, созданный поэтами.

Как вы думаете, получится ли у вас так красиво описать снег, снежинки? Думаю, получится.

Любой предмет легко описать, когда он перед глазами. Но на улице описывать снежинки холодно, а в помещении они быстро тают. Значит, надо изготовить снежинки самим.

В этом нам поможет учитель технологии.

IV. Учитель технологии.

Ребята, сейчас мы своими руками изготовим чудо природы – снежинку. Сделать это и просто и не просто. У нас в Якутии зимой всегда много снега, и он кажется нам привычным, обычным. Оказывается, существует даже наука гляциология( с лат. glacies- лёд + логия) о происхождении горных ледников и покровов, шельфовых(затопленных) ледников, подземных льдов и снежного покрова(Словарь иностранных слов. – М. 1986, стр.136)

Гляциологи имеют возможность рассмотреть снежинку, увеличив её в несколько раз. Они научно утверждают, что снежинки шестилучевые,но никогда не повторяются. В природе нет  двух совершенно одинаковых. Вот и на нашей выставке нет одинаковых снежинок. (Учитель демонстрирует, прикрепляя на доску магнитами, снежинки, изготовленные из разного материала: бумаги, пластмассы, ниток, лески). Мы изготовим снежинку из бумаги.

(Проводится инструктаж по технике безопасности и уборке мусора).

V. Изготовление снежинки.

Разверните получившуюся снежинку. (Учитель прикрепляет снежинку на транспарант из чёрной ткани, на котором уже приклеена ёлочка. Учащимся предлагается приклеить свои снежинки вокруг ёлочки).

Похожи ли снежинки? Есть совершенно одинаковые? Посмотрите, какая красивая аппликация получается, как раз к празднику. Но чего здесь не хватает? Человечков, которые веселятся. (Учитель напоминает, как надо сложить бумагу, чтобы получилась “цепочка”  человечков, вырезает “хоровод” и прикрепляет на транспарант возле ёлки).

VI. Работа в группах.

Создайте сюжетную аппликацию наподобие той, которая на стене, придумайте узор снежинок,

чтобы они получились оригинальными. Проведите презентацию своей групповой работы.

(Учители технологии в это время дополняет свою аппликацию “игрушками” на ёлку и подходит к детям, корректируя их работу).

VII. Презентация работ.

( Смотрите приложение 2)

VIII. Блок учителя русского языка 

(Непосредственная подготовка к сочинению- описанию снежинок).

Повторение особенностей сочинения описания.

  • Выражение общего впечатления от описываемого.
  • Описание предмета (пейзажа) в избранной пишущим последовательности.

Композиция описания (учащиеся записывают в тетрадь).

  • Общее представление о предмете.
  • Отдельные признаки предмета
  • Авторская оценка, вывод,заключение.

В каком стиле будем описывать снежинки? (В художественном). Работа по отбору лексики к сочинению очень важна. К. Г. Паустовский говорил:” Для всего, что существует в природе, есть великое множество слов”.Поучимся у писателей подбирать правильные слова и выражения для описания. В учебнике русского языка (параграф 48) есть несколько упражнений, но вы их сегодня получите в распечатанном виде, чтобы можно было работать над текстами (В качестве примеров описательных текстов можно использовать упражнения 253 – 257 в книге Никитиной Е. И. ; “Русская речь: Учебное пособие для 5 -7 кл. общеобразовательных учреждений под редакцией В. В. Бабайцевой – М., Просвещение, 1996. – стр. 105-106).

Работа над упражнением 277

(Текст упражнения дополнен).

Зимнее утро.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, снежными и пушистыми снегами, завалившими чащи елей,- синее огромное и удивительно нежное небо.

… Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах уже играет золотистый солнечный свет…

Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо – зелёной стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, - и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла…Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке…(И. А. Бунин)

Вопросы и задания к упражнению.

Прочитайте текст. Представьте, что и мы выглядываем “ в кусочек окна”. Что мы видим вместе с Буниным? Какое общее впечатление от увиденного? Подчеркните (одной чертой) фразу, в которой передаётся это впечатление(“Какое великолепие и спокойствие!”). Какие краски мы бы увидели на полотне, где был бы изображён описанный Буниным пейзаж? Удалось ли Бунину передать свои зрительные впечатления? Работайте в группе. (Учащиеся карандашом подчёркивают в тексте словосочетания с прилагательными, обозначающими цвет: “синее небо”, “ в голубой тени”, “ тень совершенно синяя”, “ на пышных зелёных венцах”, “ золотистый солнечный свет”, “ густо – зелёной … ели”, “ радужная снежная пыль”).

Какие прилагательные не просто определения, а эпитеты? (“Золотистый свет”, “радужная пыль”). Что позволяет увидеть белый снег в красках? (Свет). Почему всё голубое, синее? (Утро; солнце ещё не взошло). Очень важно при описании зимнего пейзажа (предмета зимней природы) учитывать свет.

Ещё одно описание зимнего леса. Прочитайте текст и скажите, что же так изменило лес?

(Упражнение 278)

Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из – под запорошённой земли взрыв.

Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана.

Пень выглядывает из – под тучной чалмы. Еловые лапы, если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, - прямо в глаза строят немые смешные рожи. Всё необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения. (В.Тендряков).

С чем сравнивает обычные кусты писатель? На что похожа куча полусгнившего хвороста? Во что обрядился пень? Почему лес так красив? (Его преобразил снег).

Подчеркните в тексте фразу (фразы), в которой автор выражает своё отношение к увиденному. (Первое и последнее предложения).

Какие художественные средства использует Тендряков для создания зимнего пейзажа? Метафоры, сравнения. (Можно использовать также текст упражнения 303 “Январь” по Н. Сладкову, параграф 53, стр. 122).

Выводы по работе над текстами.

Очень важно уметь наблюдать, вглядываться в окружающую природу, чтобы увидеть красоту и насладиться ею. А передать словесное впечатление от увиденного помогают разные художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения.

Подбор материалов для описания снежинок.

Ребята, а кто у нас мастер снежных сказок? (Х.К. Андерсен).

(Отрывки из сказок Х.К.Андерсена “Снежная королева” и “Снеговик” раздаются ученикам в распечатанном виде).

Задание. Работа в группе.

Прочитайте тексты, найдите непосредственное описание снежинок, предоставьте его в виде “кластера – снежинки” (Если нужно, сделайте у снежинки больше шести лучей).

“Снежная королева”. (Х.К.Андерсен).

“За окнами порхали снежинки. Одна из них , побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды…”

Кто был слугой у Снежной королевы? (Снежинки – слуги) Вот как их описывает Андерсен:

“Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво!”

“Снеговик”. (Х.К.Андерсен).

“…А что за красота была, когда взошло солнышко!

Деревья и кусты в саду стояли все осыпанные инеем, точно лес из белых кораллов! Все ветви словно покрылись блестящими белыми цветочками! Мельчайшие разветвления, которых летом не видно из – за густой листвы, теперь ясно вырисовывались тончайшим кружевным узором ослепительной белизны; от каждой ветки как будто лилось сияние!.. Вот было великолепие! Встало солнышко… Ах, как всё вдруг засверкало, загорелось крошечными ослепительно белыми огоньками! Всё было точно осыпано алмазною пылью. А на снегу переливались крупные бриллианты!

У учащихся получаются такие работы:

Снеговик

Снежинки можно описать по форме, цвету, размеру, узору, по ощущению, по действию.

Примеры находим на составленном “кластере”

Дополните “кластеры” своими словами, характеризующими снежинки по разным признакам, не забывая о синонимах ( сквозные, пушистые, резные, холодные, хрупкие; кружатся, порхают, как бабочки…)

IX. Обобщение подготовительной работы к сочинению.

Учащимся предлагается вспомнить все этапы работы на уроке.

Задание : Составьте художественное описание снежинок или напишите рассказ, сказку с обязательным описанием снежинок, придумайте заглавие сочинения. ( На доске учитель записывает несколько вариантов заглавий :

“Чудо природы”
“Парад снежинок”
“Новогодний карнавал”
“Снежная мода”
“У Снежной королевы”…

X. Слово учителя технологии.

Ребята, помогла ли я сегодня учителю русского языка подготовить вас к сочинению – описанию снежинок? Когда будете описывать снежинки обращайте внимание на аппликации, которые мы создали. Изображённое на них поможет вам подробно описать снежинку.

Учитель оценивает работу групп и выставляет оценки.

XI. Слово учителя русского языка

Оценка подготовительной работы, словарного диктанта.

XII. Создание чернового варианта сочинения – описания снежинок.

Черновик должен быть обязательно написан в классе, так как оформление, обстановка, способствуют творческой деятельности учащихся. Тихо звучит музыка П. И. Чайковского: “Вальс снежных хлопьев”, “Грёзы зимнею дорогой”

XIII. Домашнее задание.

Учитель русского языка: Чистовой вариант сочинения

Учитель технологии: Создание узоров снежинок( 3- 5 вариантов).

Смотрите приложение – 3 лучшие творческие работы учащихся по русскому языку.

Список используемой литературы:

1. Андерсен Х.К. Сказки. Истории. Новые сказки и истории. – М., 1995

2. Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе : Программы, содержание работы по классам. 5-8-е классы. М., 1998

3. Ладыженская Т. А. Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка: 5кл.: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1992

4. Никитина Е. И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 – 7 кл. общеобразовательных учреждений/ Научн. Ред. В.В.Бабайцева.-М.: Просвещение, 1996.

5. “Под сенью дружных муз…” Методическое пособие. Составители: М.И.Балагурова, . Д.Д.Николаева, Л.Н.Родионова. - Ленск, 2002

6. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2001.

7. Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват.учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2002.

.8. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Русский язык № 19, 20, 23 /2005.

9. Столбунова С.В.Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Русский язык №18 /2005.

Приложение 1, 2,3

Приложение 4

Приложение 5