Цель:
1) закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся по фонетике, лексике, словообразованию и морфологии;
2) совершенствовать речевые и орфографические навыки;
3) дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость в проявлении своих творческих способностей;
4) развивать навыки коллективной, групповой работы.
Наглядность: карточки с заданиями творческого характера, карта-путеводитель.
Ход урока
1. Учитель. Ребята, у нас сегодня важный день – длительное путешествие по стране Знаний. В ней много городов, но на этом уроке мы пройдем по улицам лишь одного из них. На доске карта-путеводитель, на ней указан наш маршрут. <Рисунок 1.> Во время путешествия вы поделитесь тем, что узнали, поняли, полюбили. Но прежде чем вы займете места в наших воображаемых автобусах, я познакомлю вас с некоторыми правилами нашего путешествия. Вы должны быть дружными, сообразительными, наблюдательными и быстро выполнять все задания. Итак, поехали! Посмотрите внимательно, как называется улица, на которую мы выехали? <Рисунок 2.>
- Фонетика и графика.
- Кто здесь живет?
- Звуки и буквы.
- Я слышала, что на этой улице одни звуки живут на одной стороне, а другие на противоположной. Назовите их.
- Гласные и согласные.
- А каких звуков больше?
- Согласных.
2. Учитель. Посмотрите-ка, ребята, что здесь происходит, почему наш автобус остановился и не может проехать дальше. Как вы думаете, что нам нужно предпринять, чтобы можно было двигаться вперед?
- Прочитать стихи и сказать, какие буквы «заблудились».
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном
Обязательно примите
Десять цапель перед сном»Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
- Молодцы, хорошо прочитали стихи. Какие же звуки обозначают эти буквы?
- Согласные.
- Согласные звуки очень разные по характеру. Одни «добрые», другие «злые», одни всегда кричат, другие говорят очень тихо. Кто подскажет, как мы их называем?
- Твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Назовите всегда мягкие и всегда твердые согласные.
- Твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [ч], [щ], [й].
- Назовите звонкие и глухие согласные.
- А теперь отгадайте такие метаграммы.
- С К в полях меня найдете,
С Г - романсы запоете,
С В - косички заплетете.
(Колос – голос – волос.) - С Ч летаю над волною,
С Л не дам волкам покою,
С М – рубашка-безрукавка,
С З – скачу в лесу по травке,
С Г меня крепи к детали
Из железа или стали.
(Чайка – лайка – майка – зайка – гайка.)
3. Учитель. Но что это? Чтобы проехать дальше, нам, видимо, придется немного поработать.
- Решите пропорции.
[д] / [т] = [б] / ?; [г] / [к] = [р] / ?; [л?] /[л] = ? / [н]
(Вторая пропорция не имеет решения, так как у [р] нет пары по глухости.)
- Сколько раз встречается в предложении звук [ш]?
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
4. Учитель. Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились успешно. Теперь наш автобус выехал на новую улицу. Как же она называется? <Рисунок 3.>
- Лексика.
- Кто живет на этой улице?
- Слова.
5. Учитель. Опять препятствие. Для того чтобы проехать дальше, нам нужно выполнить следующее задание.
- Из данных словосочетаний постройте каламбур.
Дать сдачи. (Дам сдачу, но не деньги.)
Задрать нос. (У тебя, как у лодки, нос задран.)
6. Учитель. Итак, каламбур вами построен. И перед нами загорелся зеленый свет светофора. Двинулись дальше. Смотрите, какие интересные жители встречают нас на этой улице! Они почему-то постоянно спорят между собой. Что же это за слова?
- Антонимы.
- Верно. А теперь выполните задание.
Вставьте нужные антонимы в предложениях.
Любишь брать, люби и … .
Сытый … не разумеет.
Иди вперед, а оглядывайся … .
Корень учения горек, да плод … .
- Чему служат антонимы в этих пословицах?
- Противопоставлению положительного - отрицательному.
7. Учитель. Ребята, посмотрите на этих жителей. Они считаются друзьями и ведут между собой приятную беседу:
быстрый – стремительный, способный - талантливый, прекрасный – замечательный. Что это за слова?
- Это синонимы.
- Подчеркните «лишнее» слово.
Простой, сложный, примитивный.
Нравственный, порочный, добродетельный.
Неверно, невнятно, сумбурно.
Роща, лесок, бор.
- Ребята, прослушайте стихотворение В. Лившица и ответьте на вопросы.
Шел я с сумкой за плечом,
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
- Сколько предметов определяет в данном стихотворении ключ?
- Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова?
- Что это за слова?
- Омонимы.
8. Учитель. Вот и окончилась улица Лексики, и мы выехали на широкий проспект Словообразования. О чем может рассказать нам этот проспект? <Рисунок 4.>
- О составе слов и их образовании.
- Кто здесь живет?
- Морфемы.
- А что такое морфемы?
- Значащие части слова.
- Что они обозначают?
- Состав слова и принадлежность к той или другой части речи.
9. Учитель. Вот я слышу чей-то голос, он зовет нас на помощь. Ребята, поможем? Для этого нужно вам выполнить три задания.
1) Можно ли назвать однокоренными слова мокрый, мокрица, мокнуть, промокнуть, промок? Назовите корень и объясните, что он означает.
2) Найдите слова, в которых корень равен основе.
Планета, метеор, космос, Венера, Солнце.
(Планета, метеор, Венера; а космос и солнце – с производными основами, в которых есть суффиксы – ос – и – ц -)
3) Что общего в словах давать, преподавать, поддавки? (Корень – да -)
- Каким проверочным словом и одновременно начальным для этих слов можно их объединить?
(Дать.)
10. Учитель. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и мы движемся дальше. Скажите, как называется эта красивая улица? <Рисунок 5.>
- Морфология.
- А кто здесь живет?
- Части речи.
- Какие части речи вы знаете? Назовите их.
- Самостоятельные и служебные.
- Что вы можете рассказать о существительном? (Учащиеся называют все морфологические признаки имени существительного.)
- Чтобы мы могли двигаться дальше, вам необходимо выполнить следующие задания.
- Распределите существительные облако, долина, депо, помощь, тюль, море, сарай, юноша, какао на четыре группы: 1, 2 и 3 – го склонений; несклоняемые.
- Допишите предложения, используя существительные, которые имеют только формы единственного числа, расставьте знаки препинания.
В недрах земли много полезных ископаемых… … и … . У моего друга много прекрасных качеств… … …. .
11. Учитель. Вот мы и выполнили все задания и можем двигаться дальше, но снова горит красный свет. Нам предстоит выполнить еще одно задание творческого характера. Сочинить миниатюру по опорным словосочетаниям, добиваясь смысловой законченности и выразительности (формы некоторых слов можно изменить.)
Легким морозцем, бежать рысцой, щелкая бичом, снежным дворцом, под ослепительным солнцем, задел плечом, неповторимым пейзажем.
12. Учитель. Опять зажегся зеленый свет. Наше путешествие приблизилось к концу. Мы проехали по улицам этого необычного города, но не прощаемся с ним. Еще раз мы вернемся в него, проедем по другим улицам. А пока будем накапливать знания, которые помогут нам в дальнейшей нашей работе. За сегодняшнее путешествие я говорю вам: «Спасибо!»