Деловая игра "Интервью" (урок развития устной речи для учащихся 7-го класса)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Обучающая – закрепить умение правильно готовиться к интервью, отрабатывать навык конструирования вопросов;
  • Развивающая – развивать ассоциативное, логическое мышление (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить коммуникацию с другими людьми;
  • Воспитывающая – учить оценивать себя как личность, учить определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.

Ход урока

1. [Ребята стоят перед доской]

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Улыбнемся друг другу и начнем занятие (хлопнуть в ладоши два раза).

[Ученики разбиваются на пары по желанию и садятся]

Сегодня нам предстоит себя проверить, как умеем готовиться к интервью, умеем ли задавать вопросы, умеем ли слушать ответы.

У вас в руках карточка. В первой строке укажите фамилию, имя и отчество.

А сейчас внимание! Назовите, что это? (обвожу рукой лицо) У меня в руках карточка - “лицо”. В рисунке зашифрованы три корня. Назовите их (кручу “лицо”, на котором глаза – две буквы Ч, нос – буква К, рот – вытянутая буква Ц)

– лиц –

– лик –

– лич –

Назовите однокоренные слова с этими корнями (по цепочке или по желанию).

Пора прислушаться к себе. В карточке поставьте плюс в первой строке, в соответствующей колонке.

1. Уверен ли ты в себе? да / пока нет

2. Делаем вместе со мной: [произношу]

– лицо (обводим лицо)

– облик (обводим контур соседа)

– отличие (жестом на себя, на соседа и отрицательно головой)

– личность (ударить себя в грудь, горделиво подняв голову)

Во время интервью, которое вы брали у самих себя, один мальчик написал: “Я люблю себя за то, что я есть”

Я есть! – скажите себе мысленно, с любовью и уважением.

3. Читаю автопортрет.

- Я среднего роста со спортивной фигурой. Лицо вытянуто, с постоянной улыбкой до оттопыренных ушей. Шаркающая походка. То семенящие, то широкие шаги. Вредная привычка держать руки в карманах. А что делать? Не люблю, когда руки болтаются без дела.

Я отзывчивый. Всегда отзываюсь, когда зовут. А если серьезно, то я с задатками клоуна. Люблю, когда смеются, особенно надо мной (если, конечно, не над обидой).

К людям отношусь хорошо, но лучше к животным. Они добрее и преданнее. Взрослых не люблю. Они думают, что умнее всех детей, но иногда могут так сами себе нагадить, что всю жизнь расхлебывают. Лучше быть ребенком: жить легче.

Угадываем. Ученик выходит, вытягивает вторую карточку. Читает, угадываем. Второй ученик выходит. Всего прочитывается пять карточек. Выходит к доске пять учеников, которые становятся “лидерами”. Они берут конверты (5 конвертов), зачитывают по именам членов своей группы и рассаживаются.

4. Работа в группах:

Чем интервью отличается от разговора. Обсудите и укажите не менее 5-ти признаков (1 минута)

– деловая беседа;

– один спрашивает, другой отвечает;

– темы важные;

– выявляется мнение человека, у которого берут интервью;

– публикуется в печати.

Если ученики затрудняются ответить, можно использовать подсказки в рисунках.

Вслух называется один признак по очереди.

Мы готовимся к интервью с официальным лицом – директором школы.

Определите круг тем.

На плакате:

1. Родные

2. Друзья

3. Учащиеся

4. Природа

5. Работа

6. Техника.

(в группах поднимают карточки с цифрами – 3, 5)

Чтобы умело задать вопрос, нужно собрать об этом человеке необходимую информацию.

Определите, какая информация о директоре школы нам сегодня понадобится?

В группах у лидеров на листочках распечатана информация:

Возраст, образование.

Самое яркое воспоминание из школьных лет.

Дата свадьбы. Имя мужа.

Каким должно быть отношение педагога к ученикам?

Увлечения.

Самое трудное в работе директора?

(в группах поднимают карточки с цифрами - 1, 4, 6).

Пора оценить себя. В карточке поставьте плюс во второй строке, в соответствующей колонке.

2. Могу быть организованным – да / пока нет.

5. Выбираем “горячую” тему (проблему)

На плакате указаны проблемы:

  1. Взаимоотношения с учащимися.
  2. Хорошую мебель.
  3. Перемену больше.
  4. Учебники лучше.
  5. Курение в туалете.
  6. Очереди в столовой.

В группах поднимают карточку с указанием “горячей” темы,

директор тоже угадывает)

6. На доске треугольник с буквами г – государство, закон, д – директор, обязанности, права, у – ученики, обязанности, права.

Директор приглашается на пресс-конференцию.

В группах составляются вопросы поэтапно (г, у, д), задаются по очереди.

* В случае затруднения показать “шпаргалки” - слова, с которых можно начать вопрос.

Пора оценить себя. В карточке поставьте + в третьей и четвертой строчке, в соответствующей колонке.

3. Легко взаимодействую с людьми – да / пока нет

4. Могу ясно выражать мысль – да / пока нет.

Заполните последнюю строчку в карточке:

– могу

– пока не могу

… работать в общешкольной газете “Дело №15”.

7. Обдумывая эту проблему в одном из домашних заданий, ученица написала “Сделать туалеты платными”.

Может ли это быть выходом из положения.

Д/з – одно деловое решение этой проблемы.

Приложение