Цели урока:
- Обучающая – закрепить умение правильно готовиться к интервью, отрабатывать навык конструирования вопросов;
- Развивающая – развивать ассоциативное, логическое мышление (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить коммуникацию с другими людьми;
- Воспитывающая – учить оценивать себя как личность, учить определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.
Ход урока
1. [Ребята стоят перед доской]
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Улыбнемся друг другу и начнем занятие (хлопнуть в ладоши два раза).
[Ученики разбиваются на пары по желанию и садятся]
Сегодня нам предстоит себя проверить, как умеем готовиться к интервью, умеем ли задавать вопросы, умеем ли слушать ответы.
У вас в руках карточка. В первой строке укажите фамилию, имя и отчество.
А сейчас внимание! Назовите, что это? (обвожу рукой лицо) У меня в руках карточка - “лицо”. В рисунке зашифрованы три корня. Назовите их (кручу “лицо”, на котором глаза – две буквы Ч, нос – буква К, рот – вытянутая буква Ц)
– лиц –
– лик –
– лич –
Назовите однокоренные слова с этими корнями (по цепочке или по желанию).
Пора прислушаться к себе. В карточке поставьте плюс в первой строке, в соответствующей колонке.
1. Уверен ли ты в себе? да / пока нет
2. Делаем вместе со мной: [произношу]
– лицо (обводим лицо)
– облик (обводим контур соседа)
– отличие (жестом на себя, на соседа и отрицательно головой)
– личность (ударить себя в грудь, горделиво подняв голову)
Во время интервью, которое вы брали у самих себя, один мальчик написал: “Я люблю себя за то, что я есть”
Я есть! – скажите себе мысленно, с любовью и уважением.
3. Читаю автопортрет.
- Я среднего роста со спортивной фигурой. Лицо вытянуто, с постоянной улыбкой до оттопыренных ушей. Шаркающая походка. То семенящие, то широкие шаги. Вредная привычка держать руки в карманах. А что делать? Не люблю, когда руки болтаются без дела.
Я отзывчивый. Всегда отзываюсь, когда зовут. А если серьезно, то я с задатками клоуна. Люблю, когда смеются, особенно надо мной (если, конечно, не над обидой).
К людям отношусь хорошо, но лучше к животным. Они добрее и преданнее. Взрослых не люблю. Они думают, что умнее всех детей, но иногда могут так сами себе нагадить, что всю жизнь расхлебывают. Лучше быть ребенком: жить легче.
Угадываем. Ученик выходит, вытягивает вторую карточку. Читает, угадываем. Второй ученик выходит. Всего прочитывается пять карточек. Выходит к доске пять учеников, которые становятся “лидерами”. Они берут конверты (5 конвертов), зачитывают по именам членов своей группы и рассаживаются.
4. Работа в группах:
Чем интервью отличается от разговора. Обсудите и укажите не менее 5-ти признаков (1 минута)
– деловая беседа;
– один спрашивает, другой отвечает;
– темы важные;
– выявляется мнение человека, у которого берут интервью;
– публикуется в печати.
Если ученики затрудняются ответить, можно использовать подсказки в рисунках.
Вслух называется один признак по очереди.
Мы готовимся к интервью с официальным лицом – директором школы.
Определите круг тем.
На плакате:
1. Родные
2. Друзья
3. Учащиеся
4. Природа
5. Работа
6. Техника.
(в группах поднимают карточки с цифрами – 3, 5)
Чтобы умело задать вопрос, нужно собрать об этом человеке необходимую информацию.
Определите, какая информация о директоре школы нам сегодня понадобится?
В группах у лидеров на листочках распечатана информация:
Возраст, образование.
Самое яркое воспоминание из школьных лет.
Дата свадьбы. Имя мужа.
Каким должно быть отношение педагога к ученикам?
Увлечения.
Самое трудное в работе директора?
(в группах поднимают карточки с цифрами - 1, 4, 6).
Пора оценить себя. В карточке поставьте плюс во второй строке, в соответствующей колонке.
2. Могу быть организованным – да / пока нет.
5. Выбираем “горячую” тему (проблему)
На плакате указаны проблемы:
- Взаимоотношения с учащимися.
- Хорошую мебель.
- Перемену больше.
- Учебники лучше.
- Курение в туалете.
- Очереди в столовой.
В группах поднимают карточку с указанием “горячей” темы,
директор тоже угадывает)
6. На доске треугольник с буквами г – государство, закон, д – директор, обязанности, права, у – ученики, обязанности, права.
Директор приглашается на пресс-конференцию.
В группах составляются вопросы поэтапно (г, у, д), задаются по очереди.
* В случае затруднения показать “шпаргалки” - слова, с которых можно начать вопрос.
Пора оценить себя. В карточке поставьте + в третьей и четвертой строчке, в соответствующей колонке.
3. Легко взаимодействую с людьми – да / пока нет
4. Могу ясно выражать мысль – да / пока нет.
Заполните последнюю строчку в карточке:
– могу
– пока не могу
… работать в общешкольной газете “Дело №15”.
7. Обдумывая эту проблему в одном из домашних заданий, ученица написала “Сделать туалеты платными”.
Может ли это быть выходом из положения.
Д/з – одно деловое решение этой проблемы.