Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одарённость, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой деятельности.(А.Н. Колмогоров)
Путей формирования исследовательской позиции учащихся, развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственно исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. При этом важно помнить то, что самые прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий. Психологи отмечают, что умственная деятельность учёного, делающего открытие, и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своей сути. Важно и то, что ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в “готовом виде”. Именно поэтому практику проведения ученических исследований мы рассматриваем как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности учащихся.
Определим цели научно-исследовательской работы учащихся:
- выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
- совершенствование знаний учащихся в определённой области науки, учебного предмета;
- приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руководством педагогов, учёных, других специалистов;
- развитие интеллектуальных способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;
- развитие личностных качеств учащегося.
Какова же технология организации работы над ученическим исследованием?
Свою деятельность начинаем с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью (ведь исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе), всестороннего изучения возможностей и стремлений воспитанников. Используем при этом различные методы: наблюдение, анкетирование, собеседование, мини-исследования, социологические опросы и т. д. Большую роль в этом играют родители, которые знают своих детей и могут помочь ребёнку советом и делом, поддержать его в нужный момент.
На основе анализа полученных данных выявляем мотивы, побуждающие учащихся заняться исследовательской работой:
- интерес к предмету;
- желание углубить свои знания, расширить кругозор;
- связь с будущей профессией;
- удовлетворение процессом работы;
- желание самоутвердиться, получить награду на конкурсе;
- поступить в вуз;
- и другие.
Лишь после этого начинаем непосредственную кропотливую индивидуальную работу с учеником над исследованием по отдельной программе.
Методологическая сторона исследования может быть поделена на несколько относительно самостоятельных этапов:
- выбор и формулирование темы исследования;
- формулирование цели и задач исследования;
- теоретические исследования;
- экспериментальные исследования;
- анализ и оформление научных исследований;
- оформление реферата, подготовка к защите;
- выступление с докладом на конференции.
Структура исследовательской работы стандартна, и от стандарта нельзя отступать.
Рассмотрим содержание этапов работы учащегося в процессе исследования.
На первых, подготовительных, этапах, которые длятся не более месяца, определяем вместе с учащимся область исследования – явление, процесс и т.п. (например, онимия, или имена собственные как наиболее “культурный” слой лексики, тесно связанный с культурой страны и жизнью каждого человека, или топонимия). Далее выбираем узко определённую проблему, намечаем линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы (например, проблема-тема “Прозвища учащихся нашей школы”, “Мужские (женские) имена учащихся нашей школы”, “Фамилии учащихся школы”, “Топонимы нашего посёлка” и т.п.). При этом учитываем, что проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. А тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Кроме того, при выявлении проблемы исследования решаем вместе с учащимися, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать, т.е. обозначаем её актуальность. (Например, начиная работу по изучению онимической лексики, понимаем, что она присутствует повсюду и отражает в себе весь мир, а значит, знакомство с нею поможет познакомиться с языковой картиной мира, начать создание особого “ономастического” словаря отдельного человека, семьи, школы, посёлка и т.д. Кроме этого, собирание и исследование онимического материала позволяет связать лингвистические знания школьника с его жизнью, местом и временем, повышает его наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой).
Далее наши ученики под руководством учителя формулируют цель и задачи исследования, т.е. определяют, какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится результат ещё до его получения. Цель исследования обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировке цели могут использоваться глаголы “доказать”, “обосновать”, “разработать”. (Например, работая над исследованием “Мир школьных прозвищ”, определяем для себя цель исследования следующим образом: изучить значение, происхождение и структуру школьных прозвищ. Цель исследования “Топонимы нашего посёлка” - собрать все географические названия посёлка Новые Ляды). Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Кроме того, цель должна быть доступна для конкретного ученика.
Не менее важно в исследовании выделить гипотезу (предвидение событий, вероятное знание, ещё не доказанное). Так, приступая к изучению топонимов посёлка Новые Ляды, гипотезу формулируем следующим образом: “На слуху около десятка географических названий, однако, утверждают, что вокруг даже самого маленького населённого пункта “живёт” до полутора тысяч названий. Так ли это?”. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие, в конечном итоге, прогресс в любой сфере. Построение гипотез – основа процесса творческого мышления. Именно поэтому считаем данный этап значимым, необходимым.
Формулировка задач исследования – тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. Задачи показывают, что ученик собирается делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причём отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной. При постановке задач юный исследователь должен чётко сформулировать, для чего делается работа, что надо получить и выяснить, что хочется узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании задач целесообразно применять глаголы “проанализировать”, “описать”, “выявить”, “определить”, “установить”. Оптимальное их количество – три-пять. Так, работая над исследованием “Мир школьных прозвищ”, вместе с учеником ставим следующие задачи:
- Проанализировать, как и когда появились прозвища.
- Выявить функции прозвищ раньше и теперь.
- Определить, что собой представляют школьные прозвища.
- Установить, каково происхождение и структура школьных прозвищ.
- Выявить, все ли представители детского сообщества имеют прозвища.
Планирование работы подразумевает также необходимость выбора методов работы и определение методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а правильно подобранные факты и их объяснение, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.
Методы и методики исследования, то есть приёмы и способы, которыми пользуется исследователь, определяем, исходя из задач исследования. Из общих методов познания (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод статистики и др.) выбираем те, которые соответствуют задачам конкретного исследования. Так, изучая разные группы имён собственных, используем следующие методы: наблюдение, сравнение, измерение, методы статистики, анализ и синтез. При этом, ученик-исследователь, например, изучая школьные прозвища, записывает все известные ему прозвища школьников (друзей, одноклассников, родственников), проводит анкетирование среди учащихся своего класса (одноклассники перечисляют прозвища, известные каждому из них, указывают имя носителя прозвища). Затем юный исследователь составляет картотеку прозвищ, группирует полученный лексический материал по способу образования, происхождения, подсчитывает, сколько прозвищ имеет каждый ученик класса и т.д., т.е. анализирует полученный материал, делает выводы, пытается установить определённые закономерности.
Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены как из опубликованной литературы, так и из любых других источников.
Сбор научных фактов требует выполнения некоторых правил:
- Собранные факты обязательно должны фиксироваться в специальном журнале наблюдений, на специальных карточках (например, карточки со школьными прозвищами или топонимами посёлка) или в виде таблиц (частотность употребления мужских имён) (Приложение1)
- Исследования должны по возможности документироваться не только записями, но и вещественными доказательствами (например, фото- или видеоизображения мест в окрестностях посёлка, названия которых включены в топонимический словарик).
- Полученные результаты должны быть воспроизводимыми.
- Полученные результаты должны быть однозначными.
В исследовательской работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. Так в обзоре по теме “Фамилии учащихся нашей школы” ученица, опираясь на труды В.А.Никонова “Словарь русских фамилий”, Е.Шумилова “Тимошка Пермитин из деревни Пермяки”, Л.В. Успенского “Ты и твоё имя”, размышляет о роли имени в жизни человека, о фамилии как важной части именования человека, об этапах развития фамилий.
Работая над литературным обзором, ученик должен познакомиться с основными этапами работы с источниками.
Работа с литературными источниками.
№ | Этапы работы | Содержание этапов |
1 | Общее ознакомление | Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника |
2 | Внимательное чтение по главам и разделам | Выделение наиболее важного текста |
3 | Выборочное чтение | Перечитывание наиболее важного текста |
4 | Составление плана прочитанного материала | В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль |
5 | Выписки из прочитанного | Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание) |
6 | Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | Отмечается общее и отличительное в решении проблемы |
7 | Критическая оценка прочитанного и запись замечаний | Обращается внимание на объективность суждений |
Основной частью исследовательской работы является описание процесса исследования. Здесь учащиеся освещают собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности, методы и технику своей работы, сопоставляют с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и устанавливают закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Так, например, изучая частотность употребления мужских и женских имён, указывают самые употребительные и редкие имена как в целом за исследуемые десять лет (1987-1997 г.г.), так и в отдельные годы. При этом в описании представляются только самые необходимые данные из большого массива рабочих материалов. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал выносится в приложения (например, картотека школьных прозвищ в работе “Мир школьных прозвищ” или топонимический словарик посёлка в работе “Топонимы нашего посёлка”). Считаем необходимым в описательной части отметить результаты, полученные впервые. Наиболее выигрышной формой представления результатов считаем графическую форму (диаграммы “Самые распространённые фамилии учащихся школы №129”, “Соотношение структурно-словообразовательных моделей прозвищ”, “Принципы происхождения прозвищ”, “Наиболее распространённые женские имена учащихся школы №129”; таблицы “Типы прозвищ”, “Женские имена учащихся школы №129”), так как она максимально облегчает читателю восприятие текста. (Приложение 2)
На заключительном этапе ученик подводит итоги,
формулирует результаты исследования и
делает выводы. Эта часть отражается в тексте
заключения исследовательской работы. Кроме того,
на данном этапе нужно уточнить и окончательно
сформулировать тему исследования, а затем
тезисно, по порядку выполнения задач, изложить
результаты исследования. Выводы содержат то
новое и существенное, что составляет научные и
практические результаты проведённой работы.
Причём результаты должны находиться в
логической связи с задачами исследования, а
выводы – с целью. Так, если задачи исследования
сформулированы словами “проанализировать”,
“описать”, “выявить”, “определить”,
“установить”, то результаты приводятся в
следующей форме: “В ходе данного исследования
был проведён анализ…, выявлено…, определено…,
установлено…”. Выводы, согласуясь с целью
исследования, формулируются приблизительно в
такой форме: “На основании результатов данного
исследования доказано…(обосновано…,
разработано…)”. Выводы – это краткие ответы на
вопрос – как решены поставленные
исследовательские задачи. Так, например,
заканчивая работу “Человек и его имя.
Частотность употребления мужских имён”, ученица
сделала следующие выводы: “Подводя итоги
проделанной работы, хотим отметить следующее:
Таким образом, проведённое исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как взрослых, так и детей. Взрослые смогут серьёзнее подойти к выбору имени для своего ребёнка или внука, помочь малышу, который уже носит какое-либо имя стать более успешным в жизни. А дети смогут много нового и интересного узнать о себе и своём имени, познакомиться с удивительной наукой, ономастикой.
Считаем, что работа над этой темой может быть продолжена, дополнена новыми данными, полученными в отделе ЗАГС посёлка Новые Ляды. В результате этого могут быть составлены рекомендации (памятки) по выбору имени будущему ребёнку”.
Следующий не менее важный этап – представление результатов исследования, доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. “Обучая других, обучаешься сам”… - эта мысль пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, юный исследователь, изучивший что-либо, стремится рассказать об этом другим. Поэтому “этап защиты проекта” пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения юного исследователя. При этом, готовя с учеником публичное выступление, понимаем следующее:
- О выполненной работе надо не просто рассказать, а, как и всякое исследование, защитить.
- Задача докладчика – точно и эмоционально изложить (доложить, а не прочитать) саму суть исследования, основное содержание всех глав и разделов работы.
- В докладе нужно отразить новизну и практическую значимость темы.
- Допускаемая регламентом продолжительность выступления 7 минут.
- При выступлении следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.
- Вся цифровая информация может быть представлена в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм.
- Использование презентации поможет сделать выступление ярким, наглядным, доходчивым. (Приложение3)
В заключение хотим отметить, что главный из ожидаемых нами результатов – это развитие творческих способностей юного исследователя, приобретение им новых знаний, умений и навыков. К положительным моментам следует отнести общеучебные умения и навыки, которые формируются в процессе исследовательской деятельности:
- поисковые (исследовательские) умения;
- рефлексивные умения;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- коммуникативные умения;
- презентационные умения и навыки.