Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и этим приближается к учителю. (Гёте И)
Проведение интегрированных уроков по разным предметам – это дань времени и неотъемлемая часть современных педагогических технологий. Многие учащиеся имеют дома компьютер, который в их понимании ассоциируется как инструмент для развлечений: можно до бесконечности играть в различные игры, смотреть фильмы, слушать музыку. А использовать компьютер в целях обучения, осваивая различные программные приложения почему-то не вызывает особого восторга у юных пользователей. Хотя навыки владения компьютером являются первоочередными для успешной жизни и деятельности человека современного информационного общества.
Формирование этих навыков целесообразно начинать на этапе обучения в средних классах общеобразовательной школы.
Работу по использованию информационных технологий мы решили проводить на уроках русского языка.
Проведение серии экспериментальных интегрированных уроков показало стремление учащихся к овладению работой в приложении Word, повысило их грамотность по русскому языку.
Использование элементов технологии модульного обучения развивает в учащихся такие качества как умение самостоятельно работать, оценивать свою работу.
В качестве примера приводится один из таких уроков.
Урок:
- экскурсия;
- экспериментальный;
- интегрированный;
- с использованием элементов технологии модульного обучения.
Формы работы:
- устная;
- письменная (инструмент – компьютер);
- исследование;
- беседа.
Методы работы:
- коллективная;
- в парах;
- индивидуальная.
Цели урока
По русскому языку:
обучающие:
- научиться правильному пониманию текста;
- осмыслению темы, основной мысли, типа речи текста;
- выразительно читать текст;
- анализировать прочитанное;
- комментировать орфограммы и пунктограммы;
- грамотно писать;
- обобщить изученное по темам “Орфография. Пунктуация. Синтаксис. Фонетика”;
- подготовиться к контрольной работе.
развивающие:
- развивать речь, творческие способности учащихся;
- расширять кругозор.
воспитательные:
- воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать эстетические чувства;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
По информационным технологиям:
совершенствовать навыки работы по:
- вводу текста в компьютер;
- редактированию текста;
- передвижению по тексту.
знать и уметь:
- работать с тестом-программой;
- как проверить орфографию и синтаксис введённого текста;
- как ознакомиться со свойствами созданного документа.
Ход урока
I. Вступительное слово учителей русского языка и информатики (6 мин.)
Учитель русского языка.
Ребята! Сегодня мы проводим интегрированный урок-экскурсию русского языка и информационных технологий. Совсем недавно мы с вами побывали в удивительном по красоте месте – замке Шереметева, находящемся в посёлке Юрино. Информацию, полученную на экскурсии, мы используем в теме “Комплексный анализ текста”. На уроке мы будем готовиться к контрольной работе, закрепляя изученный материал по темам “Орфография. Пунктуация. Синтаксис. Фонетика”.
Учитель информатики.
Ребята, сегодняшний урок продолжает серию экспериментальных интегрированных уроков русского языка и информационных технологий. В качестве основного инструмента работы будет использоваться компьютер.
Мы продолжим нашу работу в текстовом редакторе Word. Будем совершенствовать навыки работы по вводу текста в компьютер, его редактированию, которое представляет собой вставку и замену символов в тексте, проверку правописания.
Так же мы должны закрепить наши умения по быстрому передвижению по тексту с помощью курсорных клавиш и мыши, используя полосу прокрутки.
Учитель русского языка.
Наша Родина – Республика Марий Эл. Человек без Родины – что цветок сорванный.
Что мы делаем и должны сделать для того, чтобы Родина стала краше и сильнее? Ответить на этот вопрос каждый из нас должен не завтра, не потом, а сейчас. Ответить трудом, делами, нужными стране. Из наших дел и складывается общая победа.
Ребята, а что вы делаете для того, чтобы наша Родина стала краше?
Ответы учащихся
Все мы любим наш Марийский край. Потому что …
Учитель русского языка.
Если ты хоть день в Марийском крае будешь,
А потом уедешь на года,
Никогда его ты не забудешь,
Разлюбить не сможешь никогда.
Нам с вами есть чем гордиться на своей Родине.
Что позволяет нам восхищаться нашим краем?
Высказывания учащихся о природе, заповедниках, исторических памятниках Марий Эл.
Учитель русского языка.
Незабываем по своей красоте архитектурно-усадебный комплекс – замок Шереметева, находящийся в посёлке Юрино, где мы с вами побывали во время осенних каникул.
Хотите вы ещё раз побывать там?
Учащиеся. Да.
Учитель русского языка.
Давайте ещё раз теперь уже вместе с нашими гостями побываем в этом великолепном месте.
II. Демонстрация видеофильма о замке Шереметевых (3 мин.) на компьютере с использованием проектора. (Учитель информатики)
III. Экскурсия по залам замка.
Учитель русского языка.
А сейчас наши экскурсоводы сами проведут нас по залам замка и расскажут о тех достопримечательностях, которые они там видели.
На экране демонстрируются фотографии с видами внутреннего и внешнего вида замка. (Учитель информатики).
Экскурсию проводят учащиеся. Комментируется каждая фотография.
IV. Проекты о замке Шереметева, выполненные на листах формата А1.
Учитель русского языка.
После посещения замка учащимся было предложено выполнить проекты по теме “Замок Шереметева”. Звучит небольшой рассказ о проектах, созданных самими учащимися (2-3 мин.).
V. Работа с текстом.
На экране демонстрируется текст “Юрино”. (Учитель информатики)
1. После чтения текста проводится беседа по нему.
- О чём он?
- Какова его тема?
- Какова его главная мысль? Идея?
Ответы учащихся. Автор хочет показать красоту посёлка Юрино и привлечь туристов к посещению замка Шереметева.
2. Объяснение орфографии и пунктуации (6-8мин.)
VI. Для снятия утомляемости глаз проводится небольшая гимнастика для глаз (1 мин.): поморгать глазами, спокойно посмотреть вдаль.
VII. Работа учащихся с тестом-программой. (10 мин.)
Учитель информатики. На экране и на мониторах перед вами тест-программа, составленная учеником 7А класса нашей школы Тарасовым Александром на языке программирования Паскаль на основании вопросов, предложенных учителем русского языка. Программа проверит ваши знания по русскому языку, выявит уровень подготовки к контрольной работе, а так же выставит вам отметку в зависимости от количества правильных ответов на предложенные вопросы.
Учащиеся работают с тестом-программой. Полученные отметки выставляются в личный Лист достижений.
VIII. Работа по теме урока в текстовом процессоре Word с использованием элементов технологии модульного обучения. (10-12 мин.)
Учитель информатики. Переходим к созданию текстового документа.
- Учащиеся создают документ, работая в парах.
- Работа самостоятельная с дозированной помощью учителя.
- Совершенствуется умение проводить Рефлексию и оценивание своей работы.
Учитель информатики. Итак, документ “Замок Шереметева” создан.
- Проверьте правописание, исправьте ошибки. (Сервис – Правописание).
- А теперь ознакомьтесь со свойствами созданного документа.
Какую команду вы должны дать приложению? (Файл – Свойства – Статистика).
Запишите в своих Листах достижений количество знаков и пробелов, которое вы ввели сегодня в компьютер за выделенное время.
Сравните их с предыдущим уроком.
IX. Подведение итогов. (2-3 мин.)
Учитель информатики. Что вы можете о своих успехах? Продвинулись ли вы вперёд по сравнению с предыдущим уроком?
Комментарии учащихся о своих личных достижениях.
- Учитель информатики. Выставьте себе в Лист достижений отметку за свою сегодняшнюю работу в приложении Word.
Лист достижений по экспериментальным урокам русского языка и информационных технологий ученика 5 А класса средней школы № 28 г. Йошкар-Олы
Урок № | Дата | Статистика | Время (мин.) | Отметка | “Подводные камни” |
1 | 2. 12.06 | 305 | 10 | а) | |
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 |
Статистика (число знаков и пробелов, введённых за определённое время)
Отметка (собственное мнение):
а) Я – умница! (“ но надо ещё работать”);
б) Я – молодец! (“ получается хорошо”);
в) Я многое освоил! (“это здорово!”);
в) Не понравилось! (“скучно, и зачем мне это надо!”).
“Подводные камни”:
- не получалось;
- не понял (а);
трудно потому что … (запись ученика).
X. Домашнее задание.
Создать свой текст из 200 знаков и пробелов о замке Шереметева с пропущенными орфограммами и пунктограммами.