Интегрированные уроки русского языка и информационных технологий как способ повышения грамотности учащихся

Разделы: Русский язык, Информатика


Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и этим приближается к учителю. (Гёте И)

Проведение интегрированных уроков по разным предметам – это дань времени и неотъемлемая часть современных педагогических технологий. Многие учащиеся имеют дома компьютер, который в их понимании ассоциируется как инструмент для развлечений: можно до бесконечности играть в различные игры, смотреть фильмы, слушать музыку. А использовать компьютер в целях обучения, осваивая различные программные приложения почему-то не вызывает особого восторга у юных пользователей. Хотя навыки владения компьютером являются первоочередными для успешной жизни и деятельности человека современного информационного общества.

Формирование этих навыков целесообразно начинать на этапе обучения в средних классах общеобразовательной школы.

Работу по использованию информационных технологий мы решили проводить на уроках русского языка.

Проведение серии экспериментальных интегрированных уроков показало стремление учащихся к овладению работой в приложении Word, повысило их грамотность по русскому языку.

Использование элементов технологии модульного обучения развивает в учащихся такие качества как умение самостоятельно работать, оценивать свою работу.

В качестве примера приводится один из таких уроков.

Урок:

  • экскурсия;
  • экспериментальный;
  • интегрированный;
  • с использованием элементов технологии модульного обучения.

Формы работы:

  • устная;
  • письменная (инструмент – компьютер);
  • исследование;
  • беседа.

Методы работы:

  • коллективная;
  • в парах;
  • индивидуальная.

Цели урока

По русскому языку:

обучающие:

  • научиться правильному пониманию текста;
  • осмыслению темы, основной мысли, типа речи текста;
  • выразительно читать текст;
  • анализировать прочитанное;
  • комментировать орфограммы и пунктограммы;
  • грамотно писать;
  • обобщить изученное по темам “Орфография. Пунктуация. Синтаксис. Фонетика”;
  • подготовиться к контрольной работе.

развивающие:

  • развивать речь, творческие способности учащихся;
  • расширять кругозор.

воспитательные:

  • воспитывать чувство любви к Родине;
  • воспитывать эстетические чувства;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

По информационным технологиям:

совершенствовать навыки работы по:

  • вводу текста в компьютер;
  • редактированию текста;
  • передвижению по тексту.

знать и уметь:

  • работать с тестом-программой;
  • как проверить орфографию и синтаксис введённого текста;
  • как ознакомиться со свойствами созданного документа.

Ход урока

I. Вступительное слово учителей русского языка и информатики (6 мин.)

Учитель русского языка.

Ребята! Сегодня мы проводим интегрированный урок-экскурсию русского языка и информационных технологий. Совсем недавно мы с вами побывали в удивительном по красоте месте – замке Шереметева, находящемся в посёлке Юрино. Информацию, полученную на экскурсии, мы используем в теме “Комплексный анализ текста”. На уроке мы будем готовиться к контрольной работе, закрепляя изученный материал по темам “Орфография. Пунктуация. Синтаксис. Фонетика”.

Учитель информатики.

Ребята, сегодняшний урок продолжает серию экспериментальных интегрированных уроков русского языка и информационных технологий. В качестве основного инструмента работы будет использоваться компьютер.

Мы продолжим нашу работу в текстовом редакторе Word. Будем совершенствовать навыки работы по вводу текста в компьютер, его редактированию, которое представляет собой вставку и замену символов в тексте, проверку правописания.

Так же мы должны закрепить наши умения по быстрому передвижению по тексту с помощью курсорных клавиш и мыши, используя полосу прокрутки.

Учитель русского языка.

Наша Родина – Республика Марий Эл. Человек без Родины – что цветок сорванный.

Что мы делаем и должны сделать для того, чтобы Родина стала краше и сильнее? Ответить на этот вопрос каждый из нас должен не завтра, не потом, а сейчас. Ответить трудом, делами, нужными стране. Из наших дел и складывается общая победа.

Ребята, а что вы делаете для того, чтобы наша Родина стала краше?

Ответы учащихся

Все мы любим наш Марийский край. Потому что …

Учитель русского языка.

Если ты хоть день в Марийском крае будешь,
А потом уедешь на года,
Никогда его ты не забудешь,
Разлюбить не сможешь никогда.

Нам с вами есть чем гордиться на своей Родине.

Что позволяет нам восхищаться нашим краем?

Высказывания учащихся о природе, заповедниках, исторических памятниках Марий Эл.

Учитель русского языка.

Незабываем по своей красоте архитектурно-усадебный комплекс – замок Шереметева, находящийся в посёлке Юрино, где мы с вами побывали во время осенних каникул.

Хотите вы ещё раз побывать там?

Учащиеся. Да.

Учитель русского языка.

Давайте ещё раз теперь уже вместе с нашими гостями побываем в этом великолепном месте.

II. Демонстрация видеофильма о замке Шереметевых (3 мин.) на компьютере с использованием проектора. (Учитель информатики)

III. Экскурсия по залам замка.

Учитель русского языка.

А сейчас наши экскурсоводы сами проведут нас по залам замка и расскажут о тех достопримечательностях, которые они там видели.

На экране демонстрируются фотографии с видами внутреннего и внешнего вида замка. (Учитель информатики).

Экскурсию проводят учащиеся. Комментируется каждая фотография.

IV. Проекты о замке Шереметева, выполненные на листах формата А1.

Учитель русского языка.

После посещения замка учащимся было предложено выполнить проекты по теме “Замок Шереметева”. Звучит небольшой рассказ о проектах, созданных самими учащимися (2-3 мин.).

V. Работа с текстом.

На экране демонстрируется текст “Юрино”. (Учитель информатики)

1. После чтения текста проводится беседа по нему.

  • О чём он?
  • Какова его тема?
  • Какова его главная мысль? Идея?

Ответы учащихся. Автор хочет показать красоту посёлка Юрино и привлечь туристов к посещению замка Шереметева.

2. Объяснение орфографии и пунктуации (6-8мин.)

VI. Для снятия утомляемости глаз проводится небольшая гимнастика для глаз (1 мин.): поморгать глазами, спокойно посмотреть вдаль.

VII. Работа учащихся с тестом-программой. (10 мин.)

Учитель информатики. На экране и на мониторах перед вами тест-программа, составленная учеником 7А класса нашей школы Тарасовым Александром на языке программирования Паскаль на основании вопросов, предложенных учителем русского языка. Программа проверит ваши знания по русскому языку, выявит уровень подготовки к контрольной работе, а так же выставит вам отметку в зависимости от количества правильных ответов на предложенные вопросы.

Учащиеся работают с тестом-программой. Полученные отметки выставляются в личный Лист достижений.

VIII. Работа по теме урока в текстовом процессоре Word с использованием элементов технологии модульного обучения. (10-12 мин.)

Учитель информатики. Переходим к созданию текстового документа.

  • Учащиеся создают документ, работая в парах.
  • Работа самостоятельная с дозированной помощью учителя.
  • Совершенствуется умение проводить Рефлексию и оценивание своей работы.

Учитель информатики. Итак, документ “Замок Шереметева” создан.

  • Проверьте правописание, исправьте ошибки. (Сервис – Правописание).
  • А теперь ознакомьтесь со свойствами созданного документа.

Какую команду вы должны дать приложению? (Файл – Свойства – Статистика).

Запишите в своих Листах достижений количество знаков и пробелов, которое вы ввели сегодня в компьютер за выделенное время.

Сравните их с предыдущим уроком.

IX. Подведение итогов. (2-3 мин.)

Учитель информатики. Что вы можете о своих успехах? Продвинулись ли вы вперёд по сравнению с предыдущим уроком?

Комментарии учащихся о своих личных достижениях.

  • Учитель информатики. Выставьте себе в Лист достижений отметку за свою сегодняшнюю работу в приложении Word.

Лист достижений по экспериментальным урокам русского языка и информационных технологий ученика 5 А класса средней школы № 28 г. Йошкар-Олы

Урок № Дата Статистика Время (мин.) Отметка “Подводные камни”
1 2. 12.06 305 10 а)  
2          
3          
4          
5          
6          
7          

Статистика (число знаков и пробелов, введённых за определённое время)

Отметка (собственное мнение):

а) Я – умница! (“ но надо ещё работать”);

б) Я – молодец! (“ получается хорошо”);

в) Я многое освоил! (“это здорово!”);

в) Не понравилось! (“скучно, и зачем мне это надо!”).

“Подводные камни”:

  • не получалось;
    • не понял (а);

трудно потому что … (запись ученика).

X. Домашнее задание.

Создать свой текст из 200 знаков и пробелов о замке Шереметева с пропущенными орфограммами и пунктограммами.