Учащиеся смогут на уроке:
- определить цель высказывания в предложении;
- объяснить постановку знаков препинания в конце предложения;
- самостоятельно строить предложения, разные по цели высказывания;
- формулировать вопросы;
- принимать коллективное решение.
Оборудование урока:
- листы бумаги;
- маркеры.
1. Мотивация.
Ребята, вы стали большими, перешли в среднюю школу. А вот к вашей первой учительнице пришли первоклашки. Она попросила нас помочь ей: рассказать первоклассникам о школе, составить правила, по которым им будет легче ориентироваться в школьной жизни и узнать, как им-то живется в школе, составив опросник. Давайте поможем ей. Для этого поработаем в группах.
(Класс разделен на 5 групп: две группы рассказывают о школе, две группы составляют вопросы для анкеты и одна группа разрабатывает правила жизни в школе). Работаем семь минут.
Результат работы всех групп на листках вывешивается на доску.
Вот, ребята, посмотрите на тексты, которые у нас получились.
Скажите, зачем мы составили каждый документ? (Первые два текста рассказывают о школе, второй и третий задают вопросы детям, а пятый предлагает правила для первоклашек)
Молодцы! Какая же единица языка помогла нам составить эти тексты? (Предложение).
А одинаковые ли эти предложения по своему виду? (Нет).
Чем же они отличаются друг от друга в каждом тексте? (У них разная цель).
Подчеркнутые слова выносятся на доску.
Ребята, так как же будет звучать тема урока? (Виды предложений по цели высказывания).
Записываем дату урока и тему в тетрадях.
2. Исследование.
Итак, можем ли мы сказать, сколько видов предложений перед нами? (Да. Три).
Что несет в себе каждый вид? (Сообщение, вопрос и пожелание, просьбу).
Это цели: цель сообщить информацию, цель задать вопрос и цель выразить просьбу.
Помещаем на доску эту информацию.
Давайте вместе предположим, какие виды предложений в соответствии с целью мы можем обозначить. (Повествовательное, вопросительное и (дети назвали) просительное).
Помещаем и эту информацию на доску.
Давайте сверим с учебником, все ли правильно.
(Выясняется, что предложения, которые несут в себе просьбу, называются побудительные, так как могут выражать еще и приказ).
Исправляем информацию на доске.
Скажите, а какие знаки препинания стоят в конце каждого вида предложения? (Точка, вопросительный знак и точка).
На доске в итоге получилась схема:
Какие же предложения называются повествовательными, вопросительными и побудительными?
Физкультминутка. Работа с табличкой для отдыха глаз.
3. Применение.
На доске записаны предложения:
Мы помогаем Бэле Владимировне.
Первоклассники пришли в школу.
Они будут стараться.
Какие предложения записаны? (Повествовательные).
Переделайте предложения так, чтобы они стали побудительными и вопросительными.
В тетрадь записываются переделанные предложения.
(Например: Сможем ли мы помочь Бэле Владимировне. Помогите Бэле Владимировне).
Как у нас получились вопросительные предложения? (Мы добавили вопросительное слово, поставили знак вопроса и изменили интонацию).
Как получились побудительные предложения? (Мы изменили форму глагола).
Чем эти предложения отличаются от повествовательных? (В них выражена просьба, приказ).
Вам предлагается цифровой диктант.
Я буду читать вам предложения, а вы, не записывая их, будете ставить только их номер, определенный мной:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные (на доске)
Кто сделал уроки?
Сегодня шел дождь.
Катя, сходи за журналом.
Сколько вам, дорогой друг, лет?
Семеро одного не ждут.
Ирина, принеси воды.
(В тетрадях: 213213).
А теперь поработаем с текстом. Озаглавьте текст. Запишите, вставляя недостающие буквы и знаки препинания. Определите, какие предложения здесь использованы. (Тексты разложены на партах).
Кто этот коренастый, богатырского сложения человек с поседевш.. бородой Что делает он в чащ.. леса Почему так внимательно оглядывает деревья и кусты Это, похоже, старый лесник Он так сроднился с могуч.м лесом, стар..ми пнями и седым мхом, что и сам кажется хозяином дремуч..й чащ.. .
Да лесник ли это? Вот он обходит какое-то дерево со всех сторон, достает блокнот и делает поразительно меткую, мастерскую зарисовку, своегорода “портрет дерева” Нет, это не лесник Подумайте, кто это Это художник Иван Иванович Шишкин, певец и подлинный знаток русского леса.
Какова роль вопросительных предложений? (Вопросительные предложения помогают автору создать образ художника. Мы сразу видим, с чего начинал И.И.Шишкин писать свои картины).
4. Рефлексия.
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Для какой цели используется каждый из видов?
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложений каждого вида?
5. Домашнее задание.
Напишите, пожалуйста, дома сочинение на тему: “Наша школа” или “Мой класс”, используя все виды предложений.