Цели:
- развитие логического мышления, обогащение словарного запаса учащихся;
- коррекция зрительного и слухового восприятия, внимания.
Урок 1.
Тема: «Проверяемые безударные гласные в корне».
Ход урока
1. Организационный момент. Подведение к теме. (Развитие способности к анализу и синтезу).
Учитель:
Чтобы узнать, о каких гласных корня пойдёт речь на уроке, вы должны решить анаграмму:
МЫЕВЕПРОРЯЕ
УДАРБЕЗНЫЕ
(Проверяемые безударные).
2. Включение в работу.
Учитель:
Настройтесь на работу, для этого сядьте прямо. Поднимите плечи, опустите. Посмотрите на своего соседа по парте – улыбнитесь ему. Посмотрите на меня – улыбнитесь мне. А сейчас я проверю, насколько вы внимательны и сообразительны.
3. Вставьте пропущенные буквы. (Работа над скоростью протекания мыслительных процессов).
Прим .рять к .ст .юмы.
Прим .рять с .с .дей.
Раск .лоть о .ех.
Раск .лить п .ч .
Зап .вать песню.
Зап .вать л .к .р .т .о.
Разр .дить р .ж .ё.
Разр .дить всх .д . м .р .о .и.
4. Игра «Помоги Незнайке». Исправь ошибки.
(Работа над развитием внимания и орфографической зоркости).
Переговоры вились в Женеве.
Из труб велись струйки дыма.
Полить из тяжёлых орудий.
Палить огурцы на грядке.
Проживать в городе.
Прожевать пищу.
5. Составьте предложения (устно).
Посидеть – поседеть.
Обежать (вокруг) – обижать.
Слезать с – слизать
Полоскать – поласкать.
6. Укажите орфограммы в предложениях:
Терпенье даёт уменье.
Слово – серебро, молчанье – золото.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Объясните эти пословицы.
7. Игра «Четвёртое лишнее».
Гнездо, z Молодость.
Витрина z Далёкий.
Лекарство. z Велосипед.
Земля. z Голосок.
(Лишние слова: витрина, велосипед).
Каким образом проверили правильность написания слов?
Путём изменения слова или с помощью подбора однокоренных слов?
8. Работа с деформированным предложением.
Зап .здалые, жужжали, л .ниво, и, пчёлы, с .нливо, в, с рен ., цветах.
(Запоздалые пчёлы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени.)
Составьте предложение, подчеркните главные члены, объясните правописание имён существительных и других слов с пропущенными буквами.
9. Итог.
Как проверить написание безударной гласной в корне?
Урок 2.
Тема: «Непроверяемые безударные гласные в корне».
Ход урока
1. Организационный момент.
Подведение к теме урока.
(Развитие способности к анализу и синтезу)
Решите анаграмму, тогда узнаете, о каких гласных корня пойдёт сегодня речь.
1,2 , 7, 4, 5, 3, 2,4.6, 2, 8, 9,2.
11, 2. 13, 12, 14.10, 4.1. 9. 2.
Ключ:
Е-2, О-5, Я-6, Ы-9, А-10, У-12, Н-1, П-7, Р-4, В-3, М-9, Б-11, З-13, Д-14.
Учитель:
- В русском языке слова, в которых имеются непроверяемые безударные гласные, составляют 87%. Вашими помощниками в работе с этой лексикой должны стать словари. В справочниках и словарях размещаются слова по алфавиту.
2. Работа по теме.
2.1. Прочитайте алфавит по памяти. Впишите
недостающие буквы.
А Б В Ё Ж З И К Л М О П Р С У Х Ц Ч Щ Ъ Ь Э Я
2.2. Спишите слова в алфавитном порядке, подчеркните безударные гласные в корнях.
Бассейн, лейтенант, гараж, бетон, атмосфера, велосипед, ракета, карниз, профессия, заглавие, природа, ровесник, фасоль, талант, троллейбус, экскаватор, биография.
2.3. Выпишите слова школьной тематики.
В.стибюль, к.талог, илл.страция, д.ректор, к.б.нет, р.п.тиция, сп.ктакль, к.ридор, экзам.н, г.рбарий, б.леты, к.р.ндаш, г.зеты, г.рдероб, б.нокль, б.скетбол, ст.д.он, пл.нета, к.мпьют.р, тр.мвай, с.кретарь, атт.стат.
2.4. Игра «Четвертый лишний».
Какое слово (термин) не относится к русскому языку?
Грамматика.
Синоним.
Молекула.
Этимология.
(Слово «молекула»).
2.5. Что изучает этимология?
- Какие слова проникли в русский язык из иностранных языков: греческого, латинского, немецкого, французского и др.?
(Ребята, пользуясь словарями, называют следующие слова: башмак, гамма, жалюзи, барабан, цех, календарь и др.).
2.6. Творческий диктант.
(Узнавание трудных слов по их лексическим значениям).
2.7. «Кто такой?»
Больной, лечащийся у врача. (Пациент)
Победитель в спортивных соревнованиях на первенство города, страны, мира. (Чемпион)
Человек, совершивший подвиг. (Герой)
Опытный, испытанный в боях воин. (Ветеран)
Лицо, руководящее хором. (Дирижер)
2.8. «Что такое?»
Перерыв в занятиях в учебных заведениях на праздничное или летнее время.
(Каникулы)
Лечебное заведение, оборудование для лечения и отдыха. (Санаторий)
Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. (Оркестр)
2.9. Словарная работа. (Проверка зрительной памяти).
Кабинет.
Директор.
Коридор.
Аттестат.
Секретарь.
*В словах, записанных на доске, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
*Укажите лексическое значение слов. Составьте с ним (устно) словосочетание или предложение.
*Прочтите и проговорите по слогам.
*Закройте глаза, вспомните порядок написания слов, орфограммы в них.
*Дайте себе установку на длительное запоминание.
Учитель закрывает слова на доске. Учащиеся воспроизводят их, затем проверяют написанное.
3. Итог.
Что нового узнали на уроке?
Урок 3.
Тема: «Чередующиеся гласные в корне».
Ход занятия
1. Организационный момент. Подведение к теме урока. (Развитие способности к анализу и синтезу).
На доске зашифрованы слова (Приложение № 1). Ключ – третья строка.
Сопоставьте одинаковые геометрические фигуры, тогда вы узнаете последовательность букв.
Какие слова зашифрованы? (Гласные корня).
2. Работа по теме.
2.1. Укажите ударные и безударные гласные в словах: Ночевать, кабинет, плескать, вагон, береговой, вокзал. Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне?
2.2. Выпишите слова в три столбика: с проверяемыми безударными гласными, с непроверяемыми, с чередующимися.
Тропинка, трибуна, удивительный, изложение, загорелый, росистый, ледниковый, салат, капуста, расти, директор, коснуться.
Графически обозначьте чередующиеся гласные в корне.
Учитель:
- Сегодня мы отрабатываем навык написания чередующихся гласных в корнях: - лаг – лож-, -раст- (-ращ-) -рос-.
2.3. Укажите, какая буква пропущена в корне слова:
Кто ясно мыслит, тот ясно изл . гает.
Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил . жу.
Если сл . жить все ошибки умного, получится гора. Не сиди сл . жа руки – так и не будет скуки.
2.4. Объясните написание выделенных слов. Раскройте смысл данных пословиц:
Не беречь порОсли - не видать и дерева. Сломать дерево – секунда, а вырАстить – годы. Даже самое большое дерево вырОсло из маленького семени. Ум - не в возрАсте, а в голове. Где водорОсли хороши, рыбы собираются, а вокруг хорошего человека – люди.
2.5. Назови одним словом:
Частый кустарник, которым заросло какое-либо место. (Заросли).
Крупный, высокого роста. (Рослый).
Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет. (Подросток).
Стебель растения в самом начале развития из семени. (Росток).
2.6. Выпишите слова с корнем –раст-, -ращ-, -рос-. Графически обозначьте корень. (Упражнение на развитие внимания, орфографической зоркости).
Папирус – это болотное растение. Еще в древние времена оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. Когда папирус вырастет, достигнув 3-5 метров и толщины с руку, проникнуть в его заросли невозможно. Это плотная стена. Корни папируса сплетаются, и, разрастаясь, группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке. Такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству.
Восстановите по выписанным словам текст. (Устно).
2.7. Игра «Третье лишнее».
Дикор . стущие деревья.
Выр . сший клен.
Известный р . стениевод.
Молодая пор . сль.
Юношеский возр . ст.
Непроходимые зар . сли.
(Словосочетания «выросший клен», «юношеский возраст»).
3. Итог.
Когда же пишется О – А в корнях: -ЛАГ- -ЛОЖ-, -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-?
Литература.
Н.М. Лебедев. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: Просвещение, 1991.