Урок с использованием информационных технологий на тему: "Повторение о глаголе"

Разделы: Русский язык, Информатика


Параллель: 5-е классы.

Тип урока: обобщающий урок.

Вид урока: интегрированный урок (русский язык и информатика).

Оборудование: компьютерный класс, оснащённый современной техникой и лицензированным программным обеспечением, проектором. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9x или выше и 2 программы, разработанные учителем информатики Ласьковой Е.В. – “Диктант №1” и “Тест №1”.

Цели:

  1. Систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе, полученных в начальной школе.
  2. Формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в глаголе.
  3. Проверить прочность запоминания написания словарных слов – терминов начального курса ИВТ.
  4. Закрепление навыков работы с тестирующими программами, использования клавиатуры и манипулятора “мышь”.
  5. Формирование представления о компьютере как о средстве обучения.
  6. Воспитание умения рационально распределять время, отведенное на выполнение задания.
  7. Воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения е учёбе.

Подготовка к уроку:

  1. Установка программ “Диктант №1” и “Тест №1” (См.Приложение 1 и Приложение 2 (файлы .exe)).
  2. Приготовить карточки со словами из “Диктанта №1”. На месте пропусков поставить точки.
  3. Подготовить необходимые карточки и слайды, бланки для отзывов учеников об уроке.
  4. У учащихся должны быть сформированы навыки работы с манипулятором “мышь” и клавиатурой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационное начало урока, постановка целей урока.

Учитель русского языка:

Сегодня мы совершим путешествие по сказочной стране Глаголии. Вспомним все, что знаем об этой части речи из начальной школы.

Учитель ИВТ:

А помогут нам в этом, в какой-то степени, наши верные друзья и помощники – компьютеры.

В начале нашего путешествия мы проведем с вами словарный диктант, где выяснится, как вы усвоили правописание специальных терминов, которые изучали на уроках ИВТ в начальной школе – клавиатура, компьютер, монитор, процессор, видеокарта, информатика, колонки, винчестер, дисковод.

Учащиеся делятся на группы: часть выполняет задание за ПК, с помощью специальной проверочной программы “Диктант №1”, а часть (более слабые ученики) – остается за столом и работает по карточкам. Тем, кто работает за ПК, дается начальное объяснение интерфейсной части программы (что нужно сделать и куда нажать потом).

III. Основная часть.

Учитель ИВТ:

Ну что же, вы увидели свои оценки, узнали, как вы усвоили правописание предложенных вам терминов.

Учитель русского языка:

На дальнейших уроках мы с вами будем продолжать отрабатывать написание как этих, так и других слов-терминов, которые изучаются вами на других предметах.

Свеж утренний воздух над Глаголией. Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания виднеется надпись: “Мы обозначаем действие”.

Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдет в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмет под руку подлежащее, станет сказуемым – и пошел по дорожкам предложений.

Один глагол выбежал на улицу и вдруг слышит: “Да на Вас лица нет!”

Мы с вами, ребята, отправились в путешествие по стране, где живут глаголы.

- Как отличить глагол от других частей речи? Дайте определение глагола.

- Как изменяются глаголы?

- Какие 3 времени есть у этой части речи?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Вы хорошо потрудились, а теперь приоткроем дверь в комнату, где живут сказки.

Один из учеников зачитывает из учебника сказку “Сила любви”.

- Ребята, что мы узнали из этой сказки о правописании НЕ с глаголами? Назовите как можно больше глаголов, которые пишутся с НЕ слитно!

Прочитайте отрывок еще из одной замечательной сказки.

(текст выводится с помощью проектора и подготовленного слайда – см.Приложение3).

Выпишите все глаголы с НЕ, рассуждая по образцу: “Не мог – это глагол. Глагол без НЕ употребляется: я мог все сделать сам. Значит, НЕ пишется отдельно. Негодовать – это глагол. Слова “годовать” нет. Значит, без НЕ глагол не употребляется, и НЕ пишется слитно”.

Запишем продолжение сказки. Подчеркните глаголы с НЕ двумя чертами.

- Людвиг! Ты не был сегодня в школе хитрости?

- Не был.

- Ты не выучил девиз нашей семьи?

- Не выучил! Я не хочу быть хитрым, не стану обманывать, не буду врать. Я ненавижу ложь!”

Прочитайте книгу Экхольма Гаутта Карлсон, “Людвиг четырнадцатый и другие”. А может, кто-то смотрел фильм “Рыжий, честный, влюбленный”, сделанный на основе этой книги? Это история становления личности, противостоящей лжи и обретающей силу в нежной, самоотреченной любви.

Продолжим наше путешествие по стране Глаголии. Пройдем в комнату мудрых мыслей. Перед вами карточки с текстом. Прочитайте, обратите внимание на правописание глаголов.

Карточки.

Как сберечь в памяти прошлое? Как разжечь костер воспоминаний?

С помощью чего его поддерживать? Как помочь самому себе? Какого помощника привлечь?

Дневник. Завести дневник событий. Он будет стеречь ускользающее прошлое, не даст тебе отвлечься и забыть, что было вчера. Благодаря дневнику ты сумеешь в любой момент безбоязненно пересечь океан своих мыслей и чувств.

- Что такое инфинитив?

- Найти в тексте глаголы в инфинитиве.

- Вспомните, как пишутся глаголы в инфинитиве с основой на шипящую.

- У каких глаголов после шипящих, кроме неопределенной формы глагола, пишется “ь”?

IV. Постановка домашнего задания.

Сделайте морфемный и морфологический разбор глагола СУМЕЕШЬ.

- Найти в тексте возвратный глагол. В чем его особенность?

- Вспомните правописание “тся” и “ться” в глаголах.

- Какие глаголы относятся ко второму спряжению? К первому? Определите спряжение глагола СУМЕЕШЬ.

V. Контроль знаний учащихся.

Учитель ИВТ:

Вы очень хорошо поработали. А теперь нам предстоит проверить свои знания. Часть из нас будет делать это на компьютере, с помощью специальной тестовой программы (по количеству ПК в кабинете), а другая часть – письменно, работая по карточкам.

Тем, кто работает за ПК, дается начальное объяснение интерфейсной части программы (что нужно сделать и куда нажать потом). Учитель поясняет технологию выполнения теста (внимательно прочитать задание и указать верный ответ, затем нажать кнопку ОК. Верный ответ в каждом задании только один).

VI. Постановка домашнего задания № 2.

§7.1, упр.504. Для желающих – завести дневник, в котором можно описать происходящие события, рассказать о своих мыслях и чувствах.

VII. Рефлексия урока – “Почта”. Мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке, используя глаголы (2-3 минуты).