Параллель: 5-е классы.
Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: интегрированный урок (русский язык и информатика).
Оборудование: компьютерный класс, оснащённый современной техникой и лицензированным программным обеспечением, проектором. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9x или выше и 2 программы, разработанные учителем информатики Ласьковой Е.В. – “Диктант №1” и “Тест №1”.
Цели:
- Систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе, полученных в начальной школе.
- Формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в глаголе.
- Проверить прочность запоминания написания словарных слов – терминов начального курса ИВТ.
- Закрепление навыков работы с тестирующими программами, использования клавиатуры и манипулятора “мышь”.
- Формирование представления о компьютере как о средстве обучения.
- Воспитание умения рационально распределять время, отведенное на выполнение задания.
- Воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения е учёбе.
Подготовка к уроку:
- Установка программ “Диктант №1” и “Тест №1” (См.Приложение 1 и Приложение 2 (файлы .exe)).
- Приготовить карточки со словами из “Диктанта №1”. На месте пропусков поставить точки.
- Подготовить необходимые карточки и слайды, бланки для отзывов учеников об уроке.
- У учащихся должны быть сформированы навыки работы с манипулятором “мышь” и клавиатурой.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационное начало урока, постановка целей урока.
Учитель русского языка:
Сегодня мы совершим путешествие по сказочной стране Глаголии. Вспомним все, что знаем об этой части речи из начальной школы.
Учитель ИВТ:
А помогут нам в этом, в какой-то степени, наши верные друзья и помощники – компьютеры.
В начале нашего путешествия мы проведем с вами словарный диктант, где выяснится, как вы усвоили правописание специальных терминов, которые изучали на уроках ИВТ в начальной школе – клавиатура, компьютер, монитор, процессор, видеокарта, информатика, колонки, винчестер, дисковод.
Учащиеся делятся на группы: часть выполняет задание за ПК, с помощью специальной проверочной программы “Диктант №1”, а часть (более слабые ученики) – остается за столом и работает по карточкам. Тем, кто работает за ПК, дается начальное объяснение интерфейсной части программы (что нужно сделать и куда нажать потом).
III. Основная часть.
Учитель ИВТ:
Ну что же, вы увидели свои оценки, узнали, как вы усвоили правописание предложенных вам терминов.
Учитель русского языка:
На дальнейших уроках мы с вами будем продолжать отрабатывать написание как этих, так и других слов-терминов, которые изучаются вами на других предметах.
Свеж утренний воздух над Глаголией. Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания виднеется надпись: “Мы обозначаем действие”.
Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдет в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмет под руку подлежащее, станет сказуемым – и пошел по дорожкам предложений.
Один глагол выбежал на улицу и вдруг слышит: “Да на Вас лица нет!”
Мы с вами, ребята, отправились в путешествие по стране, где живут глаголы.
- Как отличить глагол от других частей речи? Дайте определение глагола.
- Как изменяются глаголы?
- Какие 3 времени есть у этой части речи?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
Вы хорошо потрудились, а теперь приоткроем дверь в комнату, где живут сказки.
Один из учеников зачитывает из учебника сказку “Сила любви”.
- Ребята, что мы узнали из этой сказки о правописании НЕ с глаголами? Назовите как можно больше глаголов, которые пишутся с НЕ слитно!
Прочитайте отрывок еще из одной замечательной сказки.
(текст выводится с помощью проектора и подготовленного слайда – см.Приложение3).
Выпишите все глаголы с НЕ, рассуждая по образцу: “Не мог – это глагол. Глагол без НЕ употребляется: я мог все сделать сам. Значит, НЕ пишется отдельно. Негодовать – это глагол. Слова “годовать” нет. Значит, без НЕ глагол не употребляется, и НЕ пишется слитно”.
Запишем продолжение сказки. Подчеркните глаголы с НЕ двумя чертами.
- Людвиг! Ты не был сегодня в школе хитрости?
- Не был.
- Ты не выучил девиз нашей семьи?
- Не выучил! Я не хочу быть хитрым, не стану обманывать, не буду врать. Я ненавижу ложь!”
Прочитайте книгу Экхольма Гаутта Карлсон, “Людвиг четырнадцатый и другие”. А может, кто-то смотрел фильм “Рыжий, честный, влюбленный”, сделанный на основе этой книги? Это история становления личности, противостоящей лжи и обретающей силу в нежной, самоотреченной любви.
Продолжим наше путешествие по стране Глаголии. Пройдем в комнату мудрых мыслей. Перед вами карточки с текстом. Прочитайте, обратите внимание на правописание глаголов.
Карточки.
Как сберечь в памяти прошлое? Как разжечь костер воспоминаний?
С помощью чего его поддерживать? Как помочь самому себе? Какого помощника привлечь?
Дневник. Завести дневник событий. Он будет стеречь ускользающее прошлое, не даст тебе отвлечься и забыть, что было вчера. Благодаря дневнику ты сумеешь в любой момент безбоязненно пересечь океан своих мыслей и чувств.
- Что такое инфинитив?
- Найти в тексте глаголы в инфинитиве.
- Вспомните, как пишутся глаголы в инфинитиве с основой на шипящую.
- У каких глаголов после шипящих, кроме неопределенной формы глагола, пишется “ь”?
IV. Постановка домашнего задания.
Сделайте морфемный и морфологический разбор глагола СУМЕЕШЬ.
- Найти в тексте возвратный глагол. В чем его особенность?
- Вспомните правописание “тся” и “ться” в глаголах.
- Какие глаголы относятся ко второму спряжению? К первому? Определите спряжение глагола СУМЕЕШЬ.
V. Контроль знаний учащихся.
Учитель ИВТ:
Вы очень хорошо поработали. А теперь нам предстоит проверить свои знания. Часть из нас будет делать это на компьютере, с помощью специальной тестовой программы (по количеству ПК в кабинете), а другая часть – письменно, работая по карточкам.
Тем, кто работает за ПК, дается начальное объяснение интерфейсной части программы (что нужно сделать и куда нажать потом). Учитель поясняет технологию выполнения теста (внимательно прочитать задание и указать верный ответ, затем нажать кнопку ОК. Верный ответ в каждом задании только один).
VI. Постановка домашнего задания № 2.
§7.1, упр.504. Для желающих – завести дневник, в котором можно описать происходящие события, рассказать о своих мыслях и чувствах.
VII. Рефлексия урока – “Почта”. Мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке, используя глаголы (2-3 минуты).