Урок русского языка в 5-м классе по программе "Школа 2100" с использованием приемов технологии развития критического мышления

Разделы: Русский язык


Разработчики технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” – американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинн Стил, Дона Огл, а в России – красноярские учёные и практики А. Бутенко, Е. Ходос. Как утверждают авторы, эта технология “открыта по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие учащегося и преподавателя”.

Эта технология тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Под критическим мышлением понимается проявление детской любознательности, выработка собственного мнения по определённому вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов.

Данный урок не является представлением полной технологии, но приёмы использованы.

Тема: “О, Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных”.

Цель: освоение правила написания букв “О”, “Е” после шипящих и “Ц” в суффиксах и окончаниях имён существительных

Задачи: 1) дать новые знания о правописании букв “о”, “е” в суффиксах и окончаниях имён существительных после шипящих и “ц”;

2) развитие умения применять знания на практике;

3) развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;

4) формирование умений в частично – поисковой познавательной деятельности, самостоятельности;

5) воспитание взаимоуважения, любви к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения.

Оборудование: 1) таблица:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

2) слова, записанные в следующем порядке:

Шёпот, бечёвка, снежок;
Жёлудь, щёчка, плечом;
Шорох, крыжовник, тучей;
Капюшон, обжора, пейзажем;
Решётка, щётка, овражек;
Чёлка, чёлн, умницей;
Шов, шорты, крыльцом. (пока закрыты для чтения)

3) рисунок с изображением буквы “ё” в виде ёжика, который живёт в норке, напоминающей корень слова, и буква “о” в виде хомячка, который живёт в домике с трубой, напоминающем обозначения окончания и суффикса слова.

Ход урока:

1. Слово учителя.

Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный,
Добрый, умный, справедливый,
И весёлый, и счастливый.

– Про кого так можно сказать? Почему? (дети называют своих родителей, друзей, учителей)

Мне приятно, что у вас есть такие замечательные родные, друзья, знакомые, учителя. Но сегодня так я хотела бы назвать вас, моих учеников, которые могут прийти на помощь товарищу, учителю и, конечно же, русскому языку.

2. а) – Какой частью речи вы пользовались, чтобы ответить на мой вопрос: “Про кого вы могли бы сказать словами маленького стихотворения?” (именем существительным)

– Какую роль играют имена существительные в нашей речи? (называют окружающие предметы и явления).

б) Итак, мы продолжаем знакомство с именами существительными, точнее с их правописанием.

в) Запись числа, “классная работа” в тетради, оставляем строчку для последующей записи темы урока.

г) Посмотрите на записанные на доске слова. Что их объединяет? (во всех словах есть шипящие)

3. Шипящие – самые капризные буквы. Послушайте про них сказку.

Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

Но плохо гласной букве, когда перед ней оказывается шипящий. С буквами “э”, “ы”, “ю”, “я” шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно буквам “о”, “ё”! То всем шипящим подавай букву “ё”. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с “о”. Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими. Вот слышишь, они предупреждают:

– Осторож-ж-жно! Мы ш-ш-шипящ-щ-щие!

4. – Что же мы знаем о правописании гласных после шипящих? (заполняется в таблице колонка “Знаю”:– после шипящих пишем “и”, “у”, “а”;

– слова – исключения: парашют, жюри, брошюра;

-в корне слова после шипящих пишем “ё”;

– слова – исключения (перечисляются известные детям слова)

5. Записываем предложение для орфографического и синтаксического разбора:

Ш… л по ш…ссе ч…рный галч…нок. (учащиеся ошибаются в правописании слова “галчонок”)

– Чем не похоже это слово на другие, использованные в данном предложении? (гласный после шипящей встречается в суффиксе)

6. Заполняем вторую графу таблицы: “Хочу узнать” (какая гласная пишется после шипящих в суффиксах имен существительных? Есть ли исключения?)

7. Из записанных на доске групп слов выбрать третье лишнее и записать в 2 столбика:

– Обозначьте часть слова, в которой пишется “о” или “е”. Что же нам будет ещё интересно узнать на уроке? (При каких условиях пишется “о”, “е” после шипящих в окончаниях имён существительных? Встречается ли исключения из правила? Почему после “ц” пишется то “о”, то “е”?)

– Какова тема урока? (запись темы на строчке, оставленной после записи “Классная работа”)

8. – Какие будут мнения? (учащиеся называют отдельные буквы, пытаются идти от значения слова, но остальные (или учитель) отвергают одно мнение за другим, пока не появится верная гипотеза. Если у детей она не появляется, то можно дать подсказку:

– Поставьте ударение. (Тут уже можно сформулировать само правило, пока не заглядывая в учебник. )

9. Откройте учебник на странице 18, читайте правило. Верно ли ваше предположение?

10. Заполняем последнюю графу таблицы “Узнал”:

– после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных под ударением пишется “О”, а без ударения – “Е”4

– исключений нет.

11. Объясните правильное написание слова “галчонок” в предложении, написанном в тетради.

12. Физкультминутка предполагает выполнение упражнений, при комментировании которых можно использовать слова на данное правило (плечом, флажок, сапожок, девчоночки, мальчонки, зайчонок, щёлка и др.).

– В каком слове напишем “Ё”?

Посмотрите налево, посмотрите направо, пожмите друг другу руки. Ощущение тепла плавно переходит на ваши лица. Давайте улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи, успеха и с хорошим настроением включимся вновь в работу.

13. Выполнение упражнения по вариантам: 1 в. Выписывает слова с гласной “о” после шипящих, 2в. – с гласной “е”.

14. Что же узнали сегодня на уроке? (проговаривание правила).

15. Творческое задание:

– составить лингвистическую сказку по рисунку;

– составить небольшой текст, используя ключевые слова, записанные в течение урока.

Дома:(задание по выбору)

– стишок сочинить, в котором бы отражалось правило, типа

Шоколад, шофёр, шоссе-
Чем слова похожи все?
Ты запомни хорошо,
Что писать в них надо “О”.

Жёлтый, шёлковый, тяжёлый,
Шёпот, жёлудь, щётка, пчёлы–
Пусть запомнится тебе
За шипящей буква “Ё”.

– закончить сказку или

– выполнить упражнение из учебника.

Учащиеся сами выбирают себе задание.