Цели и задачи урока:
1) повторить и обобщить знания о прилагательном как части речи;
2) способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти;
3) воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: карта; таблица; раздаточный материал: тексты, тесты по вариантам; учебник русского языка; перфокарты; конверт с карточками.
Ход урока.
Вступительное слово учителя
-Ребята! Сегодня на уроке мы совершим путешествие в г. Прилагательск. У нас есть карта, по которой мы отправимся в путешествие. Нам необходимо будет преодолеть целый ряд препятствий и выполнить определённые задания, потому что город открывает ворота только перед ребятами умными, знающими всё об имени прилагательном, умелыми, активными, не боящимися трудностей. Вот такими сегодня вы и должны быть во время урока. Путешествовать мы будем на различных видах транспорта, а также пешком.
Итак, отправляемся в путешествие, поедем на автобусе. Но он не трогается с места. Нам необходимо выполнить первое задание.
1. Рассказать всё об имени прилагательном.
(Звучит монолог; пользуясь таблицей, ученик отвечает у доски)
- Молодец! Теперь можно двигаться. Пока едем, откройте тетради и запишите число и тему урока.
Подъехали ко второму препятствию: переправка на пароме через реку. Чтобы преодолеть его, нужно вспомнить орфограмму Н- НН в суффиксах прилагательных.
2. Работа с перфокартой.
- Пользуясь знаниями, выполним работу с перфокартой (Ответы заранее записаны на закрытой доске)
1. Длинный | серебряный | ветреный |
2. Оловянный | карманный | осенний |
3. Кожаный | масляный | деревянный |
4. Государственный | ценна (вещь) | мужественный |
5. Глиняный | весенний | комиссионный |
6. Телевизионный | безветренный | стеклянный |
7. Каменный | клюквенный | песчаный |
8. Кухонный | электронный | соколиный |
9. Лебединый | витаминный | утиный |
Взаимопроверка.
Отправляемся дальше. Пока спокойно едем по дороге, вы передаёте мне листочки с работой.
Подъехали к третьему препятствию. Транспорт придётся оставить и очень осторожно по доске пройти над пропастью. Испытание трудное и задание соответственное.
3. Орфоэпический диктант.
Вы достаёте из конверта карточки с написанным словом, читаете правильно, записываете и ставите ударение.
(Выясняем значение непонятных слов)
Красивее, развитой язык, развитый ребёнок, изобретение, предмет, августовский, кружева, прибыл, прибыть, прибыла, намерение, добыча, плато, свободнее, удобнее, языковое чутьё, спокойнее, языковая колбаса, кухонный.
Через пропасть все прошли благополучно. Движемся дальше пешком. Пока будем идти, выполним два задания: 4 и 5.
4. Замена словосочетаний «существительное + существительное» словосочетаниями «прилагательное + существительное» с графическим обозначением суффиксов прилагательных.
Пальто из кожи, платье из полотна, кофта из шерсти, островок из песка, фартук из льна, хлеб из ржи, ограда из камня, краски на масле, чашка из глины.
Коллекция любителя, профессия актёра, дача соседа, состязание рыцарей, занятия на практике.
- Чем интересны слова первой и второй групп?
5. Работа с учебником.
Упражнение 384 (устно). Продолжаем работать со словосочетаниями.
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями, теперь мы подошли к шестому препятствию. Выполнив его, выйдем на главную дорогу, ведущую к городу. Нам всем нужно перейти через гору.
6. Работа с текстом (детям раздаются распечатки)
Пр..морская тайга уд..вительный нерукотворный сад. Она необыкновенно кр..сива в..сной.
(Не)большие д..ревца с пышными кронами будто п..крыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные а осенью они ничуть не приметные.
Рядом с(ними) ра..цветают сибир(к, ск)ие яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами но птиц.. с насл..ждением лакомят..ся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в (бледно)розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.
( По М. Деменюк.)
- Прочитайте про себя, вслух. Объяснить значение непонятных слов.
- Определите тему. Озаглавьте текст.
- В каком стиле речи написан текст? Докажите.
- Определите тип речи.
- Объясните выделенные орфограммы, пунктограммы и определите разряд прилагательных.
- Произведите синтаксический разбор предложений из текста по вариантам.
- (Два ученика выполняют задание на доске, остальные дети пишут в тетрадях)
1 вариант | 2 вариант |
Люди часто пренебрегают их | У подножия сопок стоят невзрачные |
некрупными плодами, но птицы | кусты в бледно-розовых воздушных |
с наслаждением лакомятся ими. | косынках. |
- Итак, мы вышли на главную дорогу, ведущую к городу. Чтобы открыть ворота, всем необходимо выполнить задания, включающие материал по всей теме.
7. Тестовая работа (Тесты отпечатаны и розданы учащимся)
Вариант 1.
1. Найдите верный ответ.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:
А. предмет
Б. признак предмета
В. действие предмета
Г. признак как предмет
2. Найдите прилагательное простой сравнительной степени.
А. самый быстрый
Б. красивейший
В. Ярче
Г. более лёгкий
3. Укажите относительное прилагательное
А. лисий след
Б. знакомый человек
В. железная дверь
Г. сестрина книга
4. Найдите прилагательное, строение которого соответствует схеме:
А. глубочайший
Б. безбрежный
В. Приветливый
Г. крупнейший
5. В каком из указанных случаев НЕ- – приставка?
А. (не) взрачный кустарник
Б. дом (не) большой, а маленький
В. (не) здоровый, а больной человек
Г. (не) знакомый маршрут
6. Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква Н.
А. листве..ый лес
Б. глиня..ый сосуд
В. деревя..ый дом
Г. подли..ая правда
7. Укажите прилагательное с суффиксом –ОВ-.
А. плюш..вый
Б. ситц..вый
В. ключ..вой
Г. свинц..вый
8. Найдите прилагательное, которое пишется слитно.
А. (юго) западный
Б. (ярко) красный
В. (средне) вековый
Г. (научно) фантастический
Вариант 2.
1.Найдите верный ответ.
Общее грамматическое значение прилагательного:
А. действие предмета
Б. предмет
В. признак предмета
Г. признак действия
2. Найдите прилагательное простой превосходной степени.
А. красивее
Б. спокойнейший
В. более громкий
Г. наименее тяжёлый
3.Укажите притяжательное прилагательное.
А. молодой человек
Б. московская площадь
В. спортивная обувь
Г. мамино письмо
4. Найдите прилагательное, строение которого соответствует схеме:
А. душистый
Б. придорожный
В. свинцовый
Г. голубоватый
5. В каком из указанных случаев НЕ- – часть корня.
А. (не) легкий, а трудный путь
Б. (не) вежливый человек
В. (не) весел ребенок
Г. (не) брежный почерк
6. айдите прилагательное, в котором пишется две буквы НН.
А. соломе..ая шляпа
Б. ветре..ый день
В. лебеди..ое крыло
Г. румя..ый ребенок
7. Укажите прилагательное с суффиксом –СК-.
А. рыбац..ий
Б. кавказ..ий
В. низ..ий
Г. грец..ий
8. Найдите прилагательное, которое пишется через дефис.
А. (древне) русский
Б. (средне) вековый
В. ( народно) хозяйственный
Г. (шахматно) шашечный
8. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Итак, наше путешествие подошло к концу. Ворота в г. Прилагательск открыты. А с какими результатами мы туда пришли, я вам сообщу на следующем уроке. Многие ребята будут почётными жителями города и им будет вручено удостоверение.
Но во время путешествия нас подстерегали препятствия, и лучше всех справлялись с ними и помогали всем нам двигаться дальше такие ребята…
9. Домашнее задание
Откройте дневники и запишите домашнее задание (задание заранее записано учителем на доске): составьте словарный диктант из имён прилагательных с трудными для вас орфограммами-буквами.