Урок русского языка в 5-м классе по теме "Состав слова. Корень – значимая часть слова"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Подвести учащихся к пониманию, что корень – значимая часть слова.
  • Сформировать умения подбирать однокоренные слова с учетом корня
  • Дать понятие корня, омонимичных, связанных корней
  • Рассмотреть изменение лексического значения при изменении корня

Оформление доски:

Найти корень слова - это значит
найти его внутренний, затаённый
смысл-то же, что зажечь внутри
фонаря огонек.

М.А.Рыбникова

Материалы к уроку:

Магниты. На листочках бумаги форматом А4 написать слова: озеро, озерцо, озерный, приозерный, линейка, линия, линять, линючий, разул, обул.

Для работы в группах приготовить задание (см. ход урока)

Ход урока:

I. Организационный момент.

Разделить класс на две группы.

II. Словарная работа.

Необходимо определить слово по его лексическому значению.

– Мягкая мебель для сидения и лежания со спинкой и ручками или валиками. (диван)

– Выступающая на верхних этажах здания площадка с перилами. (балкон)

– Восстановите слово по степени его появления. (т_л_фон, радио, т_л_визор, пейджер)

III. Мобилизующий этап урока

1.Необходимо вписать слова в нужную схему. Слова написаны на листочках бумаги и прикреплены к доске.

На доске написаны схемы:

– На какую дополнительную информацию указывает приставка при-?

– корень?

– суффикс -ц- ?

-н- ?

2.Необходимо определить количество морфем в слове, одинаково ли оно?

Учащиеся делят слова в две группы. Выделяют основу и корень в словах.

img3.gif (2045 bytes)

IV. Формулировка темы и целей урока.

Назовите морфему с общим главным лексическим значением.

КОРЕНЬ! (записать на доске)

Что значит найти корень? Прочитайте эпиграф к уроку (поэтическое определение корня).

Продолжая мысль, дадим грамматическое определение корня. Что заключает в себе корень?

ОБЩЕЕ ГЛАВНОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ! (записать на доске)

Учащиеся формулируют тему и цели урока, учитель помогает.

1. Учиться находить корень слова

2. Уметь подбирать однокоренные слова

3. Научиться отличать однокоренные слова от других слов с другими корнями.

V. Реализация темы и целей урока.

1. Как назвать слова эти слова?

img4.gif (437 bytes)

РОДСТВЕННЫЕ, ОДНОКОРЕННЫЕ!

Какая морфема объединяет однокоренные слова?

КОРЕНЬ! (записать на доске)

2. На доске учитель вывешивает слова, записанные на листочках бумаги:

Можно ли считать записанные слова однокоренными?

Объедините эти слова в группы по лексическому значению.

Какое отношение к этим словам имеет слово ОМОНИМИЧНЫЙ?

КОРНИ ЗВУЧАТ И ПИШУТСЯ ОДИНАКОВО, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОЕ!

Как называются эти корни?

ОМОНИМИЧНЫЕ. (записать на доске)

Работа в группах. Каждой группе необходимо исключить из каждого ряда ,,лишнее’’ слово.

Почему выбрали именно эти слова?

Объясните их лексическое значение.

Работа в группах. Каждой группе необходимо внимательно прочитать слова и вставить пропущенную букву.

Что необходимо надо знать для правильного написания этих слов?

Составьте словосочетания с данными словами.

3. На доске учитель вывешивает слова, записанные на листочках бумаги.

Можно ли объяснить лексическое значение этих слов?

Какая морфема может дать дополнительную информацию, сможет поддержать корень, связать себя с ним?

ПРИСТАВКА, СУФФИКС!

Группы определяют лексический смысл этих слов.

Как называют такие корни?

СВЯЗАННЫЕ! (записать на доске)

Почему такие корни имеют такое название?

КОРЕНЬ СВЯЗАН С ПРИСТАВКОЙ, ИЛИ С ПРИСТАВКОЙ И СУФФИКСОМ!

Работа в группе. Необходимо составить слова с корнем

Какие это корни?

VI. Итог урока.

Что называют корнем? Какие корни вы сегодня изучили? Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Составить словосочетание с однокоренными словами, омонимичными и связанными корнями.