Цели урока:
- Подвести учащихся к пониманию, что корень – значимая часть слова.
- Сформировать умения подбирать однокоренные слова с учетом корня
- Дать понятие корня, омонимичных, связанных корней
- Рассмотреть изменение лексического значения при изменении корня
Оформление доски:
Найти корень слова - это значит
найти его внутренний, затаённый
смысл-то же, что зажечь внутри
фонаря огонек.
М.А.Рыбникова
Материалы к уроку:
Магниты. На листочках бумаги форматом А4 написать слова: озеро, озерцо, озерный, приозерный, линейка, линия, линять, линючий, разул, обул.
Для работы в группах приготовить задание (см. ход урока)
Ход урока:
I. Организационный момент.
Разделить класс на две группы.
II. Словарная работа.
Необходимо определить слово по его лексическому значению.
– Мягкая мебель для сидения и лежания со спинкой и ручками или валиками. (диван)
– Выступающая на верхних этажах здания площадка с перилами. (балкон)
– Восстановите слово по степени его появления. (т_л_фон, радио, т_л_визор, пейджер)
III. Мобилизующий этап урока
1.Необходимо вписать слова в нужную схему. Слова написаны на листочках бумаги и прикреплены к доске.
На доске написаны схемы:
– На какую дополнительную информацию указывает приставка при-?
– корень?
– суффикс -ц- ?
– -н- ?
2.Необходимо определить количество морфем в слове, одинаково ли оно?
Учащиеся делят слова в две группы. Выделяют основу и корень в словах.
IV. Формулировка темы и целей урока.
Назовите морфему с общим главным лексическим значением.
КОРЕНЬ! (записать на доске)
Что значит найти корень? Прочитайте эпиграф к уроку (поэтическое определение корня).
Продолжая мысль, дадим грамматическое определение корня. Что заключает в себе корень?
ОБЩЕЕ ГЛАВНОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ! (записать на доске)
Учащиеся формулируют тему и цели урока, учитель помогает.
1. Учиться находить корень слова
2. Уметь подбирать однокоренные слова
3. Научиться отличать однокоренные слова от других слов с другими корнями.
V. Реализация темы и целей урока.
1. Как назвать слова эти слова?РОДСТВЕННЫЕ, ОДНОКОРЕННЫЕ!
Какая морфема объединяет однокоренные слова?
КОРЕНЬ!
(записать на доске)2. На доске учитель вывешивает слова, записанные на листочках бумаги:
Можно ли считать записанные слова однокоренными?
Объедините эти слова в группы по лексическому значению.
Какое отношение к этим словам имеет слово ОМОНИМИЧНЫЙ?
КОРНИ ЗВУЧАТ И ПИШУТСЯ ОДИНАКОВО, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОЕ!
Как называются эти корни?
ОМОНИМИЧНЫЕ
. (записать на доске)Работа в группах. Каждой группе необходимо исключить из каждого ряда ,,лишнее’’ слово.
Почему выбрали именно эти слова?
Объясните их лексическое значение.
Работа в группах. Каждой группе необходимо внимательно прочитать слова и вставить пропущенную букву.
Что необходимо надо знать для правильного написания этих слов?
Составьте словосочетания с данными словами.
3. На доске учитель вывешивает слова, записанные на листочках бумаги.
Можно ли объяснить лексическое значение этих слов?
Какая морфема может дать дополнительную информацию, сможет поддержать корень, связать себя с ним?
ПРИСТАВКА, СУФФИКС!
Группы определяют лексический смысл этих слов.
Как называют такие корни?
СВЯЗАННЫЕ! (записать на доске)Почему такие корни имеют такое название?
КОРЕНЬ СВЯЗАН С ПРИСТАВКОЙ, ИЛИ С ПРИСТАВКОЙ И СУФФИКСОМ!
Работа в группе. Необходимо составить слова с корнем
Какие это корни?
VI. Итог урока.
Что называют корнем? Какие корни вы сегодня изучили? Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Составить словосочетание с однокоренными словами, омонимичными и связанными корнями.