Цели:
- Совершенствование умения определять тип склонения у существительных
- Обобщение знаний о склонении имен существительных.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Развитие речи, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок-закрепление
Ход урока
1. Организационный момент. Разминка
- Давайте расскажем все, что мы уже знаем об именах существительных. Для этого поиграем в игру “Бегущие минутки”. За 1 минуту нужно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 очко. Настя поможет мне посчитать очки, а Марина проследит за временем.
Итак, начинаем!
Вопросы
1. Изменяемая часть слова… (окончание)
2. Слова женского и мужского родов с окончаниями на -а,-я относятся … ( к 1 склонению)
3. Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)
4. Постоянный признак имен существительных… (род)
5. Какую работу провели со словами: река, реке, рекой? (Словоизменение)
6. К 3-скл. относятся имена существительные. . . (женского рода с “ь” на основе слова).
7. Основы слов бывают . . . (мягкие и твердые).
8. Часть слова без окончания … (основа).
9. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)
10. Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).
11. К 2-му склонению относятся слова … (мужского и среднего рода).
12. Слова жен. р. с “ь” в основе слова относятся. . . (к 3 склонению).
13. Какую работу провели со словами: река, речка, речной? (Словообразование).
14. Без какой части не может существовать слово? (Без корня).
15. Имена существительные изменяются по … (числам).
2. Работа в тетрадях.
Запишите:
Игра в слова.
- Записываем строчную и заглавную букву орфограммы в словах:
1 - пень | “ь” - показатель мягкости согласного [н ] – пень. |
2 - солнце | “Лл” -непроизносимая согласная - солнышко. |
3 - земля | “Ее” - безударная гласная в корне – земли. |
4 - сумма | “Мм” - удвоенная согласная. |
5 - сетка | “Тт” - парная согласная - сеточка. |
6 - летел | “Ее” - безударная гласная – лётчик. |
“ь, Л, Е, М, Т, Ё”
- Составьте слово и запишите его в тетрадь. Метель
Игра “Найди слово”
1 – назовите и запишите букву, обозначающую звук [йэ] – “Е”
2 – назовите и запишите строчную пятую букву алфавита – “Д”
3 – назовите и запишите парную согласную букву звуку [дэ] – “Т”
4 – назовите и запишите букву алфавита, которая стоит в алфавите после [т] - У
“ Е, Д, Т, У” дует
Игра “Отгдай-ка”
- Назовите и запишите одним словом движение воздуха в горизонтальном положении.
Ветер
“Отгадай слово”
Корень мой в слове “завьюжит”, окончание в слове “капелька”
вьюга - чередование Ж-Г
Метель, дует, ветер, вьюга.
- Что интересного вы заметили в этих словах?
- это имена существительные, обозначают название предмета, отвечает на вопрос что?
- Дует - лишнее слово, т. к. это глагол и отвечает на вопрос “что делает?”
- начальная форма имен существительных
- ветер - мужского рода, чей? мой, имеет нулевое окончание - 2 склонение.
- все слова в единственном числе
- метель - 3 склонение, т. к. женский род с “ь” в основе слова.
- неодушевленные предметы
- вьюга - 1 склонение, потому что моя вьюга – женского рода, окончание –а.
- большинство слов - синонимы.
- все слова о ветре
- Правильно, все слова являются видами ветров.
Возьмите словарь, найдите и прочитайте их лексические значения.
“Словарь русского языка” С. И. Ожегова
Ветер – движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.
Вьюга – снежная буря.
Метель – сильный ветер со снегом.
- Я хочу добавить к этим словам еще одно слово - поземка.
Возьмите словарь, найдите и прочитайте его лексическое значение.
Поземка - вьюга, во время которой дует низовой ветер.
Запишите его и сделайте разбор по составу слова.
Поземка -
- Изменяю слово - нет чего? Нет поземки. Окончание –а
- Нахожу однокоренные слова – земля , земной – корень –зем
- по- приставка, т. к. стоит впереди корня
- -к- суффикс, т. к. стоит после корня.
- Напишите слова в порядке усиления силы ветра (Ветер, метель, поземка, вьюга).
Творческая работа.
Подберите к словам глаголы, оживите их, постарайтесь подобрать образные слова.
- дует,
- метет,
- крутит,
- злится,
- ревет,
- стучит,
- воет,
- свистит,
- летит.
А теперь подберите прилагательные.
- сильный,
- злая,
- снежная,
- белая.
- Придумайте предложения свои с этими словами (Дети придумывают предложения)
- Спасибо! Молодцы!
3. Работа с текстом.
(с. 107, упр. 280 “Круговерть”)
- Теперь, послушайте, как изобразил февральскую погоду Николай Сладков в рассказе “Круговерть” ( Выразительное чтение учителем рассказа)
- Вам понравилось?
-Что вы почувствовали?
- Мороз,
- грусть.
- холодно,
- страх
- Хотите сами прочитать? (Самостоятельное чтение).
- А какими языковыми средствами описывает Н. Сладков эту картину природы – вьюгу - круговерть.
свистит косая метель – белая метла | - сравнение, |
дымятся сугробы и крыши | - метафора |
рушатся с сосен водопады | - метафора |
февраль летит | - олицетворение |
летит на всех парусах | - метафора |
гоняет вихри за санями | - метафора |
кружат хороводы | – метафора |
в белых волнах тонут заборы | – метафора |
за каждым столбом - снеговорот | – метафора |
над елью - белые флаги | – метафора |
солнце запуталось в снежных вихрях, | - метафора |
как золотая рыба в белой сети | - сравнение |
золотая рыба | - эпитет |
- Ребята, вы увидели “вьюгу”, услышали ее? Какой вы ее представили? (Рассказывают о своих видениях образа вьюги).
- Что вы можете сказать об именах существительных – круговерть, снеговорот? (Это сложные слова: круговерть – два корня круг и вертеть, снеговорот - снеговорот – снег и воротит)
- Молодцы, хорошо разобрали весь текст. Н. Сладков описал февраль - средней полосы России. Что вы можете рассказать о феврале в Якутии? (сравнивают погоду в феврале в России и Якутии.
- Сравните февраль Якутии и России. Что общего? В чем отличие?
4. Работа с именами существительными.
2) Выпишите из текста имена существительные в 2 столбика (5 мин. - самостоятельная работа, затем проверяем).
Единственное и множественное число.
метель | дороги |
метла | сугробы |
поземка | крыши |
февраль | сосны |
столб | водопады |
снеговорот | паруса |
ель | вихри |
снег | сани |
солнце | машины |
рыба | хороводы |
сеть | дома |
круговерть | пути |
земля | волны |
небо | заборы |
флаги | |
тучи |
- У всех получилось так, как у Саши? (Согласны).
- У кого другой вариант? (Можно еще разделить как одушевленные и неодушевленные предметы, но здесь только одно слово “рыба” одушевленное, а все остальные неодушевленные.
- Выпишите из стихотворения имена существительные в 3 столбика (5 мин. самостоятельная работа, затем проверяем).
- Я разделил слова в три столбика по склонениям.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
метла | сугроб | метель |
дорога | водопад | ель |
крыша | февраль | сеть |
сосна | солнце | круговерть |
поземка | небо | |
машина | парус | |
волна | хоровод | |
туча | дом | |
рыба | путь | |
забор | ||
столб | ||
снеговорот | ||
флаг | ||
снег |
- Докажите ваш выбор
- К 1 склонению относятся слова женского и мужского рода с окончанием на –а, -я. А данные слова – все женского рода с окончанием на –а.
- Слова мужского рода с нулевым окончанием и слова среднего рода относятся ко 2-му склонению.
- Имена существительные женского с -ь знаком в основе слова относятся к 3-му склонению.
5. Рефлексия.
- Вам понравился урок? Что нового узнали для себя?