Три склонения имен существительных

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • Совершенствование умения определять тип склонения у существительных
  • Обобщение знаний о склонении имен существительных.
  • Обогащение словарного запаса учащихся.
  • Развитие речи, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок-закрепление

Ход урока

1. Организационный момент. Разминка

- Давайте расскажем все, что мы уже знаем об именах существительных. Для этого поиграем в игру “Бегущие минутки”. За 1 минуту нужно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 очко. Настя поможет мне посчитать очки, а Марина проследит за временем.

Итак, начинаем!

Вопросы

1. Изменяемая часть слова… (окончание)

2. Слова женского и мужского родов с окончаниями на -а,-я относятся … ( к 1 склонению)

3. Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)

4. Постоянный признак имен существительных… (род)

5. Какую работу провели со словами: река, реке, рекой? (Словоизменение)

6. К 3-скл. относятся имена существительные. . . (женского рода с “ь” на основе слова).

7. Основы слов бывают . . . (мягкие и твердые).

8. Часть слова без окончания … (основа).

9. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)

10. Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).

11. К 2-му склонению относятся слова … (мужского и среднего рода).

12. Слова жен. р. с “ь” в основе слова относятся. . . (к 3 склонению).

13. Какую работу провели со словами: река, речка, речной? (Словообразование).

14. Без какой части не может существовать слово? (Без корня).

15. Имена существительные изменяются по … (числам).

2. Работа в тетрадях.

Запишите:

Игра в слова.

- Записываем строчную и заглавную букву орфограммы в словах:

1 - пень “ь” - показатель мягкости согласного [н ] – пень.
2 - солнце “Лл” -непроизносимая согласная - солнышко.
3 - земля “Ее” - безударная гласная в корне – земли.
4 - сумма “Мм” - удвоенная согласная.
5 - сетка “Тт” - парная согласная - сеточка.
6 - летел “Ее” - безударная гласная – лётчик.

“ь, Л, Е, М, Т, Ё”

- Составьте слово и запишите его в тетрадь. Метель

Игра “Найди слово”

1 – назовите и запишите букву, обозначающую звук [йэ] – “Е”

2 – назовите и запишите строчную пятую букву алфавита – “Д”

3 – назовите и запишите парную согласную букву звуку [дэ] – “Т”

4 – назовите и запишите букву алфавита, которая стоит в алфавите после [т] - У

“ Е, Д, Т, У” дует

Игра “Отгдай-ка”

- Назовите и запишите одним словом движение воздуха в горизонтальном положении.

Ветер

“Отгадай слово”

Корень мой в слове “завьюжит”, окончание в слове “капелька”

вьюга - чередование Ж-Г

Метель, дует, ветер, вьюга.

  • Что интересного вы заметили в этих словах?
  • это имена существительные, обозначают название предмета, отвечает на вопрос что?
  • Дует - лишнее слово, т. к. это глагол и отвечает на вопрос “что делает?”
  • начальная форма имен существительных
  • ветер - мужского рода, чей? мой, имеет нулевое окончание - 2 склонение.
  • все слова в единственном числе
  • метель - 3 склонение, т. к. женский род с “ь” в основе слова.
  • неодушевленные предметы
  • вьюга - 1 склонение, потому что моя вьюга – женского рода, окончание –а.
  • большинство слов - синонимы.
  • все слова о ветре

- Правильно, все слова являются видами ветров.

Возьмите словарь, найдите и прочитайте их лексические значения.

“Словарь русского языка” С. И. Ожегова

Ветер – движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.

Вьюга – снежная буря.

Метель – сильный ветер со снегом.

- Я хочу добавить к этим словам еще одно слово - поземка.

Возьмите словарь, найдите и прочитайте его лексическое значение.

Поземка - вьюга, во время которой дует низовой ветер.

Запишите его и сделайте разбор по составу слова.

Поземка -

- Изменяю слово - нет чего? Нет поземки. Окончание –а

- Нахожу однокоренные слова – земля , земной – корень –зем

- по- приставка, т. к. стоит впереди корня

- -к- суффикс, т. к. стоит после корня.

- Напишите слова в порядке усиления силы ветра (Ветер, метель, поземка, вьюга).

Творческая работа.

Подберите к словам глаголы, оживите их, постарайтесь подобрать образные слова.

  • дует,
  • метет,
  • крутит,
  • злится,
  • ревет,
  • стучит,
  • воет,
  • свистит,
  • летит.

А теперь подберите прилагательные.

  • сильный,
  • злая,
  • снежная,
  • белая.

- Придумайте предложения свои с этими словами (Дети придумывают предложения)

- Спасибо! Молодцы!

3. Работа с текстом.

(с. 107, упр. 280 “Круговерть”)

- Теперь, послушайте, как изобразил февральскую погоду Николай Сладков в рассказе “Круговерть” ( Выразительное чтение учителем рассказа)

- Вам понравилось?

-Что вы почувствовали?

- Мороз,
- грусть.
- холодно,
- страх

- Хотите сами прочитать? (Самостоятельное чтение).

- А какими языковыми средствами описывает Н. Сладков эту картину природы – вьюгу - круговерть.

свистит косая метель – белая метла - сравнение,
дымятся сугробы и крыши - метафора
рушатся с сосен водопады - метафора
февраль летит - олицетворение
летит на всех парусах - метафора
гоняет вихри за санями - метафора
кружат хороводы – метафора
в белых волнах тонут заборы – метафора
за каждым столбом - снеговорот – метафора
над елью - белые флаги – метафора
солнце запуталось в снежных вихрях, - метафора
как золотая рыба в белой сети - сравнение
золотая рыба - эпитет

- Ребята, вы увидели “вьюгу”, услышали ее? Какой вы ее представили? (Рассказывают о своих видениях образа вьюги).

- Что вы можете сказать об именах существительных – круговерть, снеговорот? (Это сложные слова: круговерть – два корня круг и вертеть, снеговорот - снеговорот – снег и воротит)

- Молодцы, хорошо разобрали весь текст. Н. Сладков описал февраль - средней полосы России. Что вы можете рассказать о феврале в Якутии? (сравнивают погоду в феврале в России и Якутии.

- Сравните февраль Якутии и России. Что общего? В чем отличие?

4. Работа с именами существительными.

2) Выпишите из текста имена существительные в 2 столбика (5 мин. - самостоятельная работа, затем проверяем).

Единственное и множественное число.

метель дороги
метла сугробы
поземка крыши
февраль сосны
столб водопады
снеговорот паруса
ель вихри
снег сани
солнце машины
рыба хороводы
сеть дома
круговерть пути
земля волны
небо заборы
флаги
тучи

- У всех получилось так, как у Саши? (Согласны).

- У кого другой вариант? (Можно еще разделить как одушевленные и неодушевленные предметы, но здесь только одно слово “рыба” одушевленное, а все остальные неодушевленные.

- Выпишите из стихотворения имена существительные в 3 столбика (5 мин. самостоятельная работа, затем проверяем).

- Я разделил слова в три столбика по склонениям.

1 склонение 2 склонение 3 склонение
метла сугроб метель
дорога водопад ель
крыша февраль сеть
сосна солнце круговерть
поземка небо
машина парус
волна хоровод
туча дом
рыба путь
забор
столб
снеговорот
флаг
снег

- Докажите ваш выбор

- К 1 склонению относятся слова женского и мужского рода с окончанием на –а, -я. А данные слова – все женского рода с окончанием на –а.

- Слова мужского рода с нулевым окончанием и слова среднего рода относятся ко 2-му склонению.

- Имена существительные женского с -ь знаком в основе слова относятся к 3-му склонению.

5. Рефлексия.

- Вам понравился урок? Что нового узнали для себя?